search
main
0

Пустой кошелек – мастеру упрек? Конкурс в некоторых техникумах составил в этом году 10 человек на место, хотя стипендия здесь всего лишь 70 рублей

Мастер на все руки. Эти слова прежде всего о выпускниках среднего профессионального образования. Пожалуй, именно они воплощение золотой середины между теорией и практикой. СПО сейчас возрождается, в стране более 2700 государственных и муниципальных и 150 негосударственных учебных учреждений. 990 из них имеют статус колледжа.
осле принятия Программы развития СПО о среднем профобразовании заговорили на самом высоком уровне. В марте прошел съезд директоров учреждений СПО, работу которого наша газета детально освещала. (См. “УГ╩ N13, 3 апреля 2001 года). Чтобы узнать сегодняшнюю ситуацию, перспективы СПО в новом учебном году, я отправилась к заместителю начальника Управления среднего профобразования Минобразования РФ Нине Ярошенко.
– Нина Григорьевна, каким был конкурс в этом году, какие специальности были самыми популярными?
– Примерно 2 человека на место. Желающих учиться в нашей системе было так много, что принять всех на бюджетные отделения мы не смогли, 39 процентов ребят поступили на платные. Вообще начиная с 1995 года количество молодежи, обучающейся у нас, растет. Всегда высокий конкурс на специальности здравоохранения, искусства и культуры, правоведения, информатики и вычислительной техники. Стало больше ребят, поступающих на технические специальности. Если же говорить конкретно, то, к примеру, в Пермском авиационном техникуме на специальность “техническое обслуживание средств вычислительной техники╩ было 10 человек на место, в Московском художественно-педагогическом колледже технологии и дизайна на отделение “парикмахерское искусство╩ – 9 человек, в Саратовском политехническом колледже на геологию и разведку полезных ископаемых – 8 человек.
– Интересно, чем можно объяснить такую популярность СПО?
– Наши выпускники в отличие от тех, кто закончил вуз, умеют что-то делать своими руками, они практически ориентированы. Многие быстрее находят работу, чем обладатели “корочек╩ о высшем образовании. Кроме того, во всем мире спрос на низкоквалифицированную рабочую силу падает, происходит глобальная технологизация и информатизация общества, и в нем могут работать специалисты, имеющие и теоретическую, и прикладную подготовку.
– Значит, СПО вскоре вытеснит начальное профобразование?
– Нет, я думаю, будут требоваться специалисты разных уровней, но универсальность наших выпускников дает основу для ускоренного развития СПО.
В реальном производстве происходит расширение функций именно специалиста среднего звена. Наши выпускники обеспечивают административно-техническую поддержку управления, зачастую они возглавляют трудовые коллективы низшего звена, работают со сложной техникой, непосредственно управляют сложными техническими системами. Наши специалисты сейчас очень широко востребованы в рыночной инфраструктуре. Это и маркетинговое, финансовое управление, правовое обеспечение. Много новых рабочих мест появляется в отраслях, связанных с обслуживанием населения: информационный, транспортный, туристический сервис. В области сервиса серьезных результатов можно добиться именно на нашем уровне. Практически только мы готовим по специальностям “парикмахерское искусство╩, “визаж и косметология╩, в высшей школе этому никто не учит.
– Сейчас очень многие ссузы называются колледжами. В чем их отличие от техникумов?
– Колледжи, как правило, реализуют программы более высокого уровня, это инновационные образовательные учреждения. Они многопрофильные, осуществляют подготовку по широкому спектру специальностей.
– А какова структура подготовки кадров со средним профобразованием?
– 36 процентов – выпускники экономического, социально-экономического и гуманитарного профилей, – это экономика, финансы, правоведение, страховое дело, архивоведение, делопроизводство, издательское дело. Технические специальности тоже составляют 36 процентов, в то время как еще десять лет назад их было намного больше. Большой популярностью пользуется группа специальностей “информатика и вычислительная техника╩ – прием туда за пять лет увеличился в 2,3 раза, в 2 раза – на специальность “энергетика╩, а на специальности по группе “сервис╩ набор вырос в 7 раз!
– Перечень специальностей не оставался неизменным?
– Да, за последние 3 года введено 20 новых специальностей. В образовании больше всего – 9, это и иностранный язык, педагогика дополнительного образования, организация воспитательной деятельности. Многие из них связаны с коррекционными учебными заведениями, ведь сейчас, к сожалению, все больше детей, имеющих проблемы со здоровьем, – “специальное дошкольное образование╩, “специальная педагогика в коррекционных образовательных учреждениях╩, “коррекционная педагогика в начальном воспитании╩, “адаптивная физическая культура╩; вторая многочисленная группа – это область сервиса, там появилось 6 новых специальностей – “туризм╩, “реклама╩, “сервис бытовой радиоэлектронной аппаратуры╩, “сервис бытовых машин и приборов╩, “организация обслуживания на предприятиях общественного питания╩, “косметика и визажное искусство╩; 3 новые специальности в области экономики и управления – “государственное и муниципальное управление╩, “земельно-имущественные отношения╩, “налоги и налогообложение╩, в области электронной техники, радиотехники и связи – “радиотехнические комплексы╩ и “системы управления космических летательных аппаратов╩, а также введена специальность “кинология╩, в области строительства и артитектуры – “градостроительный кадастр╩.
– Я знаю, что утвержден новый классификатор…
– В этом году набор еще сделан по старому классификатору, новый начнет действовать с 2002 учебного года.
– Сколько специальностей будет в новом классификаторе?
– Было 289, новый сокращен на 35, так что в него войдут 254 специальности.
– Какие исключены из классификатора?
– Мы отказались от узкопрофильных, не востребованных на рынке труда, таких, как биржевая деятельность, переработка вторичного сырья… Очень много специальностей мы просто объединили. Это сделано для того, чтобы наши выпускники имели более широкие возможности при поиске работы.
– И все-таки в объявлениях о приеме на работу зачастую пишут – высшее образование обязательно. Если выпускники не устраиваются на работу, вы им помогаете?
– Большинство наших ребят находят себе применение. Так, по данным Госкомстата, из закончивших ссузы в 2000 году только 17 процентов пока не нашли себе работу. Для сравнения – в 1996 году таких выпускников было 36 процентов, безработица же среди людей, имеющих среднее профобразование, составила всего 8,4 процента ( в 1995-м – 12,9 процента). Хотя по нормативным документам мы и не занимаемся трудоустройством выпускников, тем не менее практически в каждом учебном заведении создаются службы содействия трудоустройству выпускников. Кроме того, в образовательном процессе появляются такие дисциплины, как “искусство трудоустройства╩, “основы профессионального самоопределения╩, “эффективное поведение на рынке труда╩, “технология поиска работы╩. Минобразование РФ подготовило примерную программу учебной дисциплины “навыки поиска работы╩. Развиваем систему подготовки специалистов по контракту, в ее рамках учатся 128 тысяч студентов. Кроме того, в 60 процентах учреждений СПО заключены договоры о социальном партнерстве – с предприятиями, потребителями кадров, они привлекаются к разработке обновленного содержания СПО. Соглашения заключены с Торгово-промышленной палатой, с Рослегпромом, Международным союзом металлургов…
– Можно ли говорить сейчас о каких-то положительных тенденциях в СПО?
– Назову некоторые тенденции. Улучшилось снабжение учебной литературой, в этом году появился 271 новый учебник, причем их стали писать преподаватели нашего уровня. Практически все наши специальности обеспечены учебниками. Мы стали активно развивать дистанционное образование, сейчас в эксперименте по испытанию дистанционных технологий участвуют 25 средних специальных учебных заведений. Развиваются наши связи с другими уровнями образования, прежде всего с вузами. Кстати, 25 процентов всех поступивших в высшие учебные заведения в 2000 году – выпускники ссузов. Сейчас работает более 160 подразделений вузов, которые реализуют программы СПО, расширяется подготовка специалистов со средним профобразованием по сопряженным учебным планам с вузами. Так что наши выпускники могут получить высшее образование в сокращенные сроки.
За счет бюджетных средств в 2000-2001 учебном году появились новые корпуса в Саратовском авиационном колледже, в Московском математическом колледже. Расходы на зарплату преподавателям СПО возрастут в 1,8 раза, а на материально-техническую базу – в 1,5 раза.
– С 1 января студентам вузов наконец-то увеличат стипендии, а в ссузах такие перемены будут?
– К сожалению, нет. Сейчас стипендия у студентов СПО, стыдно сказать, 70 рублей. Но на сегодняшний момент речь идет только о том, чтобы она составляла 70 процентов от нынешнего размера стипендий студентов вузов. Вопрос о повышении стипендий еще не решен. Правда, с 2002 года будут выплачиваться социальные и академические стипендии, а правительственная стипендия нашего студента будет равняться 350 рублям.
Светлана РУДЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте