search
main
0

Пустите на урок коллегу

– Что ж, ребята, вашими ответами я довольна, – закончила урок Серафима Викторовна. Волнуясь, взглянула на директора: “Ну как?” Ольга Дмитриевна Борисова в ответ улыбнулась. Переждала, пока отзвенит звонок: “Об уроке поговорим позже, после занятий”. Ей ну жно было хорошенько подумать над тем, что увидела и услышала: идеи школы Толстого требуют вдумчивого анализа.

Учить детей маленькая Сима начала лет с девяти. Вот она раскладывает по всей комнате тетради, раздает карандаши. Спрашивает, ставит отвечающим отметки, хвалит учеников. В школе она во всем подражала своей первой учительнице Анне Ивановне Кирдеевой. Поэто му, видимо, и выбрала учительскую профессию. Четыре года учебы в педучилище промелькнули незаметно, но это были важные годы в ее жизни. Именно тогда рождались и крепли ее педагогические взгляды, закалялся характер.

Навсегда запомнились ей уроки педагогики Владимира Степановича Муравьева.

“Не судите о ребенке по знаниям, – напоминал он студентам слова В.А.Сухомлинского, – судите по его старанию, по нравственным качествам. Обращайтесь не только к уму, но прежде всего к сердцу ребенка”.

С тех пор стремление увидеть в своих учениках только хорошее, обязательно его развивать – закон и смысл работы для Серафимы Викторовны.

…Идут годы. Кажется, ничего выдающегося учительница Жирякова не совершила. Просто каждый день спешит она к ученикам, чтобы всю себя отдать любимому делу. Оттого-то и стала для всех Народным учителем.

Школу “Радуга”, где она работает, называют экспериментальной. Вместе с сотрудниками Тульской школы-лаборатории Льва Толстого учительница возрождает педагогические идеи нашего великого земляка. Целую серию уроков по теме “Чаша жизни” провела Серафима Викт оровна для коллег. Ей хотелось передать свое отношение к толстовскому наследию.

В.Б.Ремизов, кандидат филологических наук, возглавляющий работу по возрождению школы Толстого, так отозвался об уроках Серафимы Викторовны: “Это учитель от Бога. Творец”. Что же волнует учителя-мастера сегодня?

– Работу с шестилетками начали по особой толстовской программе. В ней интересен личностный, гуманный подход к ребенку. А что будет дальше, в 5-м классе? – размышляет она. Тревога ее не напрасна. Чернская средняя школа вступит в эксперимент лишь в этом го ду. Ее директор Татьяна Яковлевна Бережная представила интересную программу духовного возрождения личности. Важно, чтобы предложенные ею идеи нашли отклик в душах всех членов педагогического коллектива.

В общении с детьми взрослым так часто не хватает взаимопонимания и доверительности. Не секрет, их тоже нужно учить толстовской педагогике сотрудничества. Много сил отдала учительница созданию особого микроклимата в цепочке: ученик-учитель-родители-школа. Останется ли у ребят толстовское начало души в общеобразовательном звене, где часто меняются классные руководители, да и их подбор не всегда удачен? Сохранятся ли преемственность, единство требований? Беспокойство учительницы Жиряковой разделяют и родит ели. А мне думается:

эксперимент в Чернском районе нужно вести не только в “Радуге” и Никольско-Вяземской школе, но и в педагогическом училище. Именно в училище важны занятия по толстовской методике с выпускными группами.

– …Пустите к себе на урок коллегу, – часто слышит Серафима Викторовна голос директора. И отвечает:

– Пожалуйста, проходите. Подумаем вместе.

Нина МЫЗНИКОВА, преподаватель педучилища

поселок Чернь,

Тульская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте