search
main
0

Пусть учитель спрашивает с учеников не только слова затверженного урока. Пять анкет классному руководителю (для предварительного знакомства с воспитанниками)

Педагогу очень важно сразу найти с коллективом верный тон и правильную педагогическую позицию.
Предлагаемые четыре анкеты помогут увидеть классный коллектив в четырех основных ракурсах: в учебном, в организационно-педагогическом, нравственном и семейном; пятая поможет диагностировать особенности “Я-концепции” ребенка.

АНКЕТА N I
(урок глазами учеников)
Вступление
Дорогой друг! Мы просим тебя: подумай и ответь на все вопросы честно и откровенно. Твои ответы помогут сделать более интересной жизнь твоего и других классов. При планировании жизни школы мы постараемся максимально учесть твои пожелания. Спасибо за помощь!
1. Нравится ли вам школа, в которой вы учитесь? Да. Нет. Укажите причину.
2. На какие уроки вы идете с удовольствием? Почему?
3. На какие уроки вам идти не хочется? Укажите подробно причину:
– не все понятно;
– не нравится учитель;
– испытываете трудности по личным мотивам (отсутствие воли, способностей, интереса и др.).
Остановитесь подробнее на вопросе.
4. Любите ли вы читать? Какую последнюю книгу прочитали (вне школьной программы)?
5. Что нравится на уроке больше:
– объяснение материала;
– самостоятельная работа;
– творческая работа на уроке;
– словарная работа;
– другие формы.
6. Нравится ли вам отвечать у доски или с места на вопросы учителя? Часто ли вас спрашивают? Ваши пожелания, предложения учителю.
7. Школьный балл (оценка) на уроке. Всегда ли он справедлив? Как сделать его справедливым для вас?
8. Если бы сегодня разрешили свободное посещение уроков, куда бы вы употребили высвобождающееся время:
– все равно пошел бы в школу;
– занимался бы дома;
– устроился бы на работу;
– развлекался.
9. Ваши замечания и предложения педагогам для улучшения работы школы.
10. Если бы вы стали директором школы, что бы вы изменили в учебно-воспитательном процессе (например, ввели бы новые предметы, а какие-то бы убрали)?
11. Кому из учителей вы сказали бы спасибо?
12. Хорошо ли вы ведете себя на уроках? Оцените себя по пятибалльной системе:
– готовность к уроку – ____;
– внимание – ____;
– дисциплина – ____;
– степень усвоения программы – ____;
– оценка за урок себе – ____.

АНКЕТА N 2
(классный руководитель глазами воспитанника)
1. С каким настроением ты идешь в школу:
– с радостью;
– равнодушен;
– с предчувствием неприятностей;
– скорей бы все это кончилось.
2. Если случаются неприятности, от кого они чаще исходят:
– от учителей-предметников;
– от классного руководителя;
– от товарищей по классу;
– от администрации;
– другое.
3. Какие должны быть, по-твоему, функции классного руководителя:
– второй мамы;
– старшего товарища;
– старшего товарища-защитника;
– контролера за успеваемостью и дисциплиной.
4. Каковы должны быть черты характера у образцового классного руководителя (написать)?
5. Какие отношения хотелось бы установить тебе с классным руководителем?
6. Чего не должен делать классный руководитель?
7. Какое чувство ты испытываешь к своему классному руководителю?
8. Бывают ли конфликты с классным руководителем:
– часто;
– редко;
– никогда.
9. Каковы причины конфликтов:
– плохой характер классного руководителя;
– плохой характер класса;
– внешние обстоятельства.
10. Ты совершил проступок (разбил окно, испортил мебель, нагрубил учителю). Ты ожидаешь, что в этом случае классный руководитель:
– тебя защитит;
– сделает вид, что хочет тебя защитить;
– сделает вид, что не заметил случившегося;
– будет защищать себя от упреков администрации;
– воспользуется случаем, чтобы тебя унизить;
11. Ты вновь совершил проступок. Ты ожидаешь, что учителя в этом случае:
– во всем разберутся и поступят справедливо;
– дадут хороший, дружеский совет;
– прочитают нотацию;
– проработают у директора;
– вызовут родителей.
12. Ты считаешь, что твой класс:
– сплочен и дружен;
– разбит на группы;
– каждый живет сам по себе;
13. Как часто проводятся мероприятия в вашем классе:
– часто;
– редко;
– не проводятся.
14. Можно ли сказать, что тебе повезло со своим классом?
15. Каков характер классных мероприятий (указать):
– беседы об интересном и важном в жизни;
– походы, экскурсии, поездки по интересным местам;
– трудовые дела;
– разборы по успеваемости и дисциплине;
– коллективные мероприятия с родителями;
– другое.
16. Какие классные мероприятия запомнились тебе больше всего?
17. Что бы ты посоветовал своему классному руководителю?
18. Можно ли сказать, что тебе повезло, что ты учишься:
в _____ школе, в ___ классе?

АНКЕТА N 3
(семья и родители глазами ребенка)
1. Любишь ли ты свой дом, домашнюю атмосферу, есть ли в ней что-то свойственное только вашей семье?
2. Уезжал(а) ли ты из дома надолго и что ты тогда чувствовал(а)?
3. Интересуются ли твои родители твоими учебными делами:
– всегда;
– иногда;
– никогда;
– оба;
– больше отец;
– больше мать.
4. Интересуются ли твои родители твоими отношениями с товарищами в классе:
– всегда;
– иногда;
– оба;
– больше мать;
– больше отец.
5. Посещают ли они школу:
– часто;
– редко;
– только по вызову;
– больше отец;
– больше мать.
6. Помогают ли они школе, классному руководителю:
– в организации классных дел;
– в проведении экскурсий, походов;
– в проведении ремонта.
7. Как, по-твоему, они относятся к школе и педколлективу:
– доверяют;
– не доверяют;
– равнодушны.
8. Довольны ли они своей работой, своей специальностью:
– довольны;
– недовольны;
– некуда деваться, работают из-за зарплаты;
– работают из-за квартиры и т.д.
9. Устраивает ли родителей заработная плата и совместный семейный бюджет?
10. Как ты находишь свою семью:
– состоятельной;
– средней;
– бедной.
11. Какие праздники в семье ты любишь больше всего?
12. Принято ли в твоей семье дарить подарки? Какие?
13. Есть ли у тебя бабушка или дедушка?
14. Каковы твои отношения с ними?
15. Что, по-твоему, ждет тебя в будущем?
16. Каким, по-твоему, обещает быть твое будущее:
– светлым;
– неясным;
– мрачным.
17. На кого ты надеешься:
– на самого себя;
– на государство;
– на родителей.
18. Как, по-твоему, будешь ли ты счастливым?

АНКЕТА N 4
(классный коллектив глазами его ученика)
Дорогой друг! Пожалуйста, внимательно прочти предлагаемую ситуацию, представь себе, кто и как себя в ней поведет, и подчеркни необходимый ответ.
1. Вы получили двойку.
Класс:
– резко вас осудил бы;
– осудил бы;
– не обратил бы внимания;
– одобрил бы;
– мнение было бы противоречивым.
Кто бы выразил свое мнение?
– весь класс;
– большая часть класса;
– несколько человек;
– никто;
– в основном девочки;
– в основном мальчики;
– и те, и другие.
2. Вы нарушили дисциплину, совершили какой-нибудь проступок (изрезали стол, разбили окно, нагрубили учителю).
– резко вас осудил бы;
– осудил бы;
– не обратил бы внимания;
– одобрил бы;
– мнение было бы противоречивым.
– весь класс;
– большая часть класса;
– несколько человек;
– никто;
– в основном девочки;
– в основном мальчики;
– и те, и другие.
3. Вы соврали товарищу, подруге.
– резко вас осудил бы;
– осудил бы;
– не обратил бы внимания;
– одобрил бы;
– мнение было бы противоречивым.
– весь класс;
– большая часть класса;
– несколько человек;
– никто;
– в основном девочки;
– в основном мальчики;
– и те, и другие.
4. Вы подрались из-за того, что вас обозвали.
– резко осудил бы;
– осудил бы;
– не обратил бы внимания;
– одобрил бы;
– мнение было бы противоречивым.
– весь класс;
– большая часть класса;
– несколько человек;
– никто;
– в основном девочки;
– в основном мальчики;
– и те, и другие.
5. Вы во время драки продолжаете бить уже упавшего противника.
– резко осудил бы;
– осудил бы;
– не обратил бы внимания;
– одобрил бы;
– мнение было бы противоречивым.
– весь класс;
– большая часть класса;
– несколько человек;
– никто;
– в основном девочки;
– в основном мальчики;
– и те и другие.
6. Вы грубо выругались на улице, среди товарищей.
– резко осудил бы;
– осудил бы;
– не обратил бы внимания;
– одобрил бы;
– мнение было бы противоречивым.
– весь класс;
– большая часть класса;
– несколько человек;
– никто;
– в основном девочки;
– в основном мальчики;
– и те, и другие.
7. На дискотеке вы попробовали вино.
– резко осудил бы;
– осудил бы;
– не обратил бы внимания;
– одобрил бы;
– мнение было бы противоречивым.
– весь класс;
– большая часть класса;
– несколько человек;
– никто;
– в основном девочки;
– в основном мальчики;
– и те, и другие.
8. Вы стали дружить с мальчиком или девочкой.
– резко вас осудил бы;
– осудил бы;
– не обратил бы внимания;
– одобрил бы;
– мнение было бы противоречивым.
– весь класс;
– большая часть класса;
– несколько человек;
– никто;
– в основном девочки;
– в основном мальчики;
– и те, и другие.
9. Вас обидел одноклассник, а вы пожаловалиь на него учителю.
– резко вас осудил бы;
– осудил бы;
– не обратил бы внимания;
– одобрил бы;
– мнение было бы противоречивым.
– весь класс;
– большая часть класса;
– несколько человек;
– никто;
– в основном девочки;
– в основном мальчики;
– и те, и другие.
10. Вы помогли больной женщине дойти до медпункта, и поэтому класс опоздал на поезд.
– резко вас осудил бы;
– осудил бы;
– не обратил бы внимания;
– одобрил бы;
– мнение было бы противоречивым.
– весь класс;
– большая часть класса;
– несколько человек;
– никто;
– в основном девочки;
– в основном мальчики;
– и те, и другие.
11. Ваш класс работает в поле (на школьном участке), вам не хочется работать. Вы так и не приступили к выполнению задания.
– резко вас осудил бы;
– осудил бы;
– не обратил бы внимания;
– одобрил бы;
– мнение было бы противоречивым.
– весь класс;
– большая часть класса;
– несколько человек;
– никто;
– в основном девочки;
– в основном мальчики;
– и те, и другие.

ОПРОСНИК
для индивидуального знакомства с воспитанником (дает представление об отношении воспитанника к самому себе)

Варианты ответов. (Да, всегда, в полной мере. Иногда, в некоторой степени. Нет, никогда, ни в малейшей степени.)
1. Мне нравится моя внешность.
2. Я доволен своими интеллектуальными данными.
3. Мне не осложняет жизнь мой характер.
4. Мои волевые качества в порядке.
5. Я считаю, что физически я развит хорошо.
6. Я хорошо знаю себя, например, какое впечатление оказывает на приятелей моя внешность, и могу предсказать их реакцию на этот счет.
7. Я достаточно осведомлен о своих интеллектуальных способностях и успешно пользуюсь ими.
8. Я знаю особенности своего характера и как использовать их для достижения своих целей.
9. Я испытал себя и знаю, как я поведу себя в минуту опасности.
10. Я знаю свое состояние здоровья и учитываю свои физические возможности при выборе жизненных решений.
11. Я способен владеть своими чувствами, не быть рабом настроения.
12. Я способен подчинять себе обстоятельства, умею преодолевать трудности.
13. Я не допускаю опрометчивых поступков и редко раскаиваюсь в содеянном.
14. Я способен доводить даже неприятные дела до логического конца.
15. Даже если я очень рассержен, я умею себя сдержать.
16. Я согласен с утверждением, что “мир прекрасен” и что все окружающее меня имеет целесообразность, порядок и внутренний смысл.
17. Я убежден, что моя деятельность принесет в мир благотворные перемены.
18. Я верю, что все люди вокруг меня хотят мне добра.
19. Я убежден, что при добросовестном труде и соблюдении правил человеческого общежития я достигну поставленных жизненных целей.
20. Я верю, что будущее будет еще лучше, чем настоящее.
21. У меня портится настроение, когда я вижу слезы, страдания другого.
22. Если кто-то обидел меня, я не стремлюсь отомстить.
23. Я приду на помощь нуждающемуся, даже если после этого опоздаю на работу (учебу).
24. Поссорившись с другом (подругой), я переживаю случившееся и делаю первым шаг к примирению.
25. Я уверен в том, что в группе можно достичь большего, чем порознь.
26. Я не демонстрирую этого убеждения окружающим, но “про себя” я знаю, что я не только не хуже остальных, но если честно, то лучше.
27. Я уверен в себе, своих способностях, своем праве на достойную жизнь, на высокую должность, на счастье и удачу.
28. Мне приходилось быть в разных группах, компаниях, коллективах, и везде я встречал уважение, признание и занимал удовлетворяющий меня социальный статус.
29. На обиды и оскорбления, даже незаслуженные, я не считаю необходимым каждому отвечать или перед каждым объясняться.
30. Я испытываю угрызения совести, если не сдержал слово или сказал неправду, даже если этого никто не заметил.
31. Когда, проснувшись утром, я вспоминаю, что впереди много дел, у меня не портится настроение, я не тяну время, а сразу принимаюсь за работу.
32. Даже самое маленькое дело я стараюсь сделать основательно.
33. Я люблю перемены, люблю знакомиться с новыми делами.
34. Меня не останавливают неудачи, сделав выводы, я действую с еще большей настойчивостью.
35. Я хочу и смогу добиться в жизни высоких личных достижений.
36. Я знаю и часто думаю о том, что жизнь мне дана не просто так, а имеет высокий смысл и предназначение, и я стараюсь их понять.
37. Я любознателен, меня интересуют сведения из разных областей жизни.
38. Я люблю размышлять на отвлеченные темы, вести философские разговоры.
39. Я люблю оставаться один и в это время часто погружаюсь в высокие грезы, фантазии, мечты.
40. В решении проблем я ищу алгоритм, систему, внутренние законы.
41. Я всегда самостоятельно ищу решение проблем, даже в коллективном деле стремлюсь все делать по-своему.
42. Я не боюсь высказать в незнакомой аудитории мнение, не совпадающее с мнением остальных, не боюсь насмешек и осуждения окружающих на этот счет.
43. Моя походка, выражение лица, жестикуляция не изменятся, даже если я вдруг окажусь перед взглядами множества людей (на сцене).
44. Я спокойно отношусь как к похвале, так и критике в свой адрес.
45. В позиции выбора я делаю его исходя из собственных представлений об истине и справедливости, не оглядываясь на окружающих.
46. У меня всегда хорошее настроение.
47. Солнце, пение птиц, красивый пейзаж действуют на меня благотворно даже в самых трудных обстоятельствах.
48. Я не расстраиваюсь надолго от случившегося и не переживаю заранее по поводу возможных неприятностей.
49. Я люблю готовиться к праздникам, и они оправдывают мои ожидания.
50. Я уверен, что на свете существует счастье и я могу быть счастливым.

Комментарий к анкете

Данный опросник предназначен для диагностирования и последующей индивидуальной работы с учащимися юношеского возраста (10-11-е классы), которые имеют уже достаточно развитый, глубокий, тонкий внутренний мир, так как они приобрели необходимый жизненный опыт, имели время подумать о жизни и о себе, выработали достаточно четкие установки относительно самих себя. Правдивые, искренние ответы воспитанников помогут педагогу составить определенное представление о самосознании (“Я-концепции”) каждого, дать общую характеристику личности и частные оценки его структурам.
Вопросы-суждения сформулированы таким образом, что совпадают с нашей характеристикой личности, ориентированной на саморазвитие, самоактуализацию (см. раздел 10 Положения):
1. Самоприятие, гармония с собой: своей внешностью, темпераментом, характером и т.д. (1-5).
2. Знание себя, “сильных”, “слабых” сторон своей личности (6-10).
3. Способность к рефлексии, умение владеть своими чувствами, управлять собой (11-15).
4. Принятие окружающей среды, внешнего “образа мира”, уверенность в том, что окружающий мир целесообразен, гармоничен, гуманен (16-20).
5. Способность к пониманию, сочувствию, состраданию другому (21-25).
6. Чувство собственного достоинства, высокая оценка себя вне зависимости от особых личных достижений и приобретений (26-30).
7. Активность, оптимизм, стремление к достижению поставленных целей (31-35).
8. Наличие высших целей, ценностей и смысла бытия, вера в высшие человеческие идеалы, стремление к совершенствованию (36-40).
9. Эмоциональная и интеллектуальная независимость, готовность к самостоятельному жизненному выбору (41-45).
10. Включенность в настоящее, способность получать удовольствие от жизни, радоваться, быть счастливым (46-50).
Полное согласие с вышеуказанными суждениями оценивается в 2 балла, неполное (“иногда”, “в некоторой степени”) – 1 балл, несогласие – 0 баллов.
Общее количество баллов дает возможность судить о самоощущении (психическом здоровье) воспитанника в целом, насколько оно гармонично и “победно”. Каждые последующие пять суждений оценивают какое-то одно “качество”, отдельную структуру этичности, позволяя обнаружить те свойства, которые “западают”, т.е. имеют некие внутренние запреты и комплексы, воспитанник по поводу которых, возможно, страдает и мучается.
Так, если респондент набрал в общей сумме 30 баллов, то можно говорить о явно нездоровой “Я-концепции”, неблагоприятном самоотношении, 50 баллов – оценка “ниже среднего”, личность имеет некоторые комплексы, излишне самокритична (смотри отдельные структуры), до 75 баллов – здоровая “Я-концепция”, личность по-хорошему амбициозна, свободна от препятствий, благоприятно настроена на достижение, на успех, оценка свыше 75 баллов тоже свидетельствует о возможном неблагополучии. Личность имеет завышенную самооценку, не способна к самокритике, вероятно, есть проблемы с общением.
Примечание: разумеется, все показатели в баллах педагогу необходимо перепроверять путем наблюдения за воспитанником в реальном общении с другими, в его практической деятельности и жизни.

Валерий СОЗОНОВ,
доцент кафедры экономики и управления народным образованием (Из книги “Организация воспитательной работы в классе”)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте