Как-то побывав на нескольких семинарах, которые для профактива организовала председатель Алейской территориальной организации профсоюза Валентина Земзюлина, я посетовала, что чаще всего мы рассказываем о районных и городских профорганизациях, о работе крайкома. А первички остаются немного в стороне. Разумеется, когда работа не ведется, то и говорить не о чем. Но когда есть результаты, жаль, если о них не знают. Валентина Ивановна предложила посетить Кабаковскую среднюю школу: и директор имеет большой опыт руководящей работы, и председателю первичной профорганизации есть что рассказать.
Село Кабаково находится в стороне от железной дороги, да и до райцентра – города Алейска – путь не близок. Школу замечаем сразу же. Ухоженная территория, стандартное двухэтажное здание, а внутри – по-домашнему уютно и чисто.«Сельская школа по-другому и не может выглядеть, – встречает нас директор Любовь Яковлевна Радченко. – И учить ребят мы стараемся не хуже, чем в городских школах. Учителя работают на совесть, понимают, что для большинства детей школа – единственная гарантия будущего».Малокомплектные школы сегодня самое уязвимое звено в системе образования. Из-за нехватки квалифицированных педагогов и необходимого оборудования многие чиновники считают такие школы фактором, снижающим качество обучения детей, сетуют на то, что содержать их затратно. Сегодня ни в Министерстве образования и науки РФ, ни в других федеральных и региональных органах власти нет четкой программы развития малокомплектных школ. Закрыть легче всего, но это не выход из положения.Такого мнения придерживается и Любовь Яковлевна: «Пусть малокомплектная, зато своя – так говорят родители детей, обучающихся в нашей школе. Мы не хуже базовых райцентровских школ. К такому выводу я пришла, сравнивая результаты работы наших учителей с итогами их коллег из других школ».В 2007 году, как раз в год своего столетнего юбилея, в рамках национального проекта «Образование» Кабаковская школа стала победителем в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, – выиграла миллион рублей. Полностью переоборудовали компьютерный класс, приобрели множительную технику, медиапроектор, интерактивную доску. На базе школьной библиотеки оснастили информационный центр. В кабинетах заменили парты и доски, в спортзале – спортивный инвентарь. В рамках краевой программы удалось переоборудовать школьную столовую.Конечно, директору и учителям хочется капитально отремонтировать спортзал, заменить проводку, в каждом классе иметь компьютеры, а на улице – оснащенный стадион. Эти мечты вполне обоснованны, ведь вся жизнь в селе вертится вокруг школы. И единственная библиотека здесь, и компьютеров для детей больше нигде нет. В городе можно выбирать учебное заведение, получать дополнительное образование, посещать спортивные секции, ходить в кино и театры. У сельских ребятишек такой возможности нет. В селе одна школа, и все, что вообще есть «образовательного», в ней и сосредоточено.«Только в школе допоздна горят окна, – рассказывает Любовь Яковлевна, – работают кружки, проходят тренировки. Поэтому учителям большую часть времени приходится проводить в этих стенах, получая при этом унизительно низкую зарплату. Когда мы говорим о школе, то в центре разговора должен находиться учитель. Он в школе – ключевая фигура. И все реформы прежде всего должны работать на него. Мы ждали от новой системы оплаты труда положительных результатов, но, увы, получили только разочарование.Средняя зарплата учителей в нашей школе – 6000 рублей. Немного выросла зарплата у преподавателей начальных классов и молодых педагогов, а нас, стажистов, выручает пенсия, которая сейчас стала больше заработной платы.Большой минус в том, что финансирование школ поставлено в зависимость от числа учеников. Поэтому и фонд оплаты труда невелик, и стимулирующая часть не выполняет своей функции, а базовая часть, которая должна быть фундаментом зарплаты, дышит на ладан.Участие в конкурсах подчас превращается в гонку за дипломами, грамотами, баллами… Это ведет к показухе, к увеличению отчетов, часто дублирующих друг друга».У преподавательского состава Кабаковской средней школы уровень квалификации достаточно высок. Есть почетные работники и отличники народного образования, есть «стотысячники» – победители национального проекта. Многие из них участвуют в конкурсах, работают над проектами и исследованиями, печатаются в профессиональных журналах. Это зависит не от уровня школы, а от самого учителя, его желания совершенствоваться. И, конечно, от руководителя, готового принять и поддержать такую инициативу.Половина учителей школы – ее выпускники. «Наши ученики возвращаются в родные стены, – говорит Любовь Яковлевна, – мы вместе работаем, а значит, у меня есть единомышленники. А как иначе? И моя жизнь проходит здесь, в родном селе.В 1968 году окончила восемь классов – школа тогда была неполной. Доучивалась в Алейске. После завершения учебы в Барнаульском педагогическом институте вернулась в родное село, стала работать учителем русского языка и литературы, потом – завучем. Была главой сельского совета, а затем вернулась в школу – теперь уже директором.Знаю, что, обучая и воспитывая детей, делаю что-то и для своей деревни. Останутся они здесь – Кабаково будет жить, будут хорошо трудиться – Кабаково будет процветать.Мы много говорим о проблемах сельской школы, особенно малокомплектной. Только не надо говорить о том, выживет малокомплектная школа или нет. Мы не выживаем, мы – живем!Не надо ставить сельскую школу в разряд слабых и немощных. Да, финансовое положение не блестящее, но главная наша проблема не в этом. Не идут молодые ребята в школу, особенно в сельскую, особенно в малокомплектную – вот беда!»Когда-то был в Кабаково колхозный детский сад, но потом его закрыли. За десять лет пустующее здание постепенно разрушилось, и проблема дошкольников в селе обострилась до предела.«Мы видели, что дети приходят в первый класс неподготовленными, – вспоминает Любовь Яковлевна. – Они не умеют общаться, обслуживать себя вне дома, да и просто боятся школы и учителей. Поэтому в 2008 году по инициативе поселковой администрации и председателя комитета по образованию Алейского района на базе школы был открыт детский сад. Начинать было сложно. Помещение небольшое, своими силами его оформили, постепенно приобрели мебель, детские принадлежности».Побывав в дошкольном крыле, мы увидели, что сейчас детский сад работает уверенно и с полной нагрузкой. Большая игровая комната, уютная спальня, много игрушек и развивающих игр, есть класс для занятий. А для прогулок на территории школы оборудованы детские площадки.По пути в информационный центр к нам присоединяется учитель начальных классов и по совместительству председатель первичной профорганизации Людмила Михайловна Титаренко. Что делать, лидеры первичек имеют двойную нагрузку, ведь профсоюзная деятельность – их общественная обязанность, а основная работа – учить детей. На мой вопрос, зачем нужны эти дополнительные хлопоты, Людмила Михайловна ответила, что пока коллеги ей верят, будет нести эту «ношу».«Мой педагогический стаж – 27 лет, в Кабаковской школе работаю 26 лет, – говорит Людмила Титаренко. – И всегда в школе была профсоюзная организация, а я всегда была в профкоме. Сложились традиции, есть результаты работы, люди верят в профсоюз. Слишком учителей обижают в последнее время, а когда обижают, хочется, чтобы кто-то заступился. Вот и обращаются ко мне, напрямую с вопросами и проблемами выходят на райком и крайком».Почти десять лет Людмила Михайловна возглавляет первичную профорганизацию, но желания отойти от общественной работы не возникало никогда.«Не скрою, иногда руки опускаются, – признается она. – Мы ведь хотим получить результат сразу, быстро. Но так не бывает. Тогда внушаю себе и коллегам: профсоюзная работа кропотливая, требует ежедневного внимания. А результат все равно будет».И он есть! К профсоюзной организации Кабаковской школы и ее председателю в районе прислушиваются. Коллектив одним из первых в крае приостановил работу и начал голодовку, чтобы вернуть долги по компенсации за методическую литературу. Затем несколько лет судились, обращались в администрацию, прокуратуру. Им угрожали увольнением, запугивали, уговаривали. Но коллектив школы во главе с директором и профлидером верил в успех и в отстаивании своих прав шел до конца.«За семь лет нашей борьбы сменилось три главы района, – рассказывает Людмила Михайловна. – Каждый говорил: ничего не получите – денег нет! И не выполнял очередное решение суда. А мы снова обращались в суд. И победили! Деньги по долгам получили в районе первыми. Поэтому профсоюзный девиз «В единстве – сила!» для нашего коллектива не просто слова. У нас нет такого отношения: вас выбрали – вот вы и протестуйте, а мы посмотрим, к чему это приведет».Приходят к профсоюзному лидеру не только с трудовыми вопросами, но и с личными, семейными проблемами. Людмила Михайловна всегда подскажет выход, что-то посоветует. Сегодня коллектив школы не представляет, как бы жил без профсоюза, в рядах которого он сплотился. Коллеги не только работают, но и отдыхают вместе. Во всех мероприятиях застрельщик – профком.«Знаете, что мне особенно по душе, – продолжает разговор директор школы, – то, что удается избежать острых конфликтных ситуаций. Без проблем, конечно, в коллективе не обходится, но решаются они мирным путем. Профсоюз для меня – первый и главный помощник».В последние годы в системе образования Алтайского края произошли хорошие перемены. Но коснулись они главным образом образовательных учреждений: улучшилось их материально-техническое оснащение, появились компьютеры, Интернет. Школам предоставлен большой выбор учебных программ, поэтому у педагогов появилась заинтересованность овладевать и внедрять новые технологии обучения.А что изменилось в жизни учителя? «Выживаем мы только благодаря подсобному хозяйству, – делится Людмила Михайловна. – Мы уже наполовину стали крестьянами: встаем ни свет ни заря, надеваем сапоги, фуфайки и во двор – к коровке-кормилице. А потом, на ходу отмывая руки от навоза и приводя себя в порядок, бежим в школу.Учитель в сельской местности всегда на виду. Поэтому наши слова, как правило, редко расходятся с нашими делами. По-другому на селе просто нельзя. Мы дорожим своим званием – учитель. Жаль, что государство не дорожит нами.Завершился Год учителя, в котором, по замыслу его организаторов, каждый день должен был согревать души российских учителей, поднимая их статус в обществе. В реальности этот год стал годом черного пиара учителя. Ни одной светлой, доброй передачи о людях, которые, простите за штамп, сердце отдают детям, мы не удостоились. Но ничего, российский учитель – кремень. И не такое выдерживал».
Комментарии