search
main
0

Пусть каждый найдет свою Синюю птицу Как создать в гимназии семейный дух

…Учебный год в этой новой школе встретили тысячеголосым “Ура!” Родителям тоже хотелось кричать от радости. Во “втором Иркутске”, как его называют, открылась новая школа-красавица. Вел первосентябрьскую линейку сам директор – Александр Сопин, учитель года области-99, победитель российского конкурса. Вел он ее необычно – без отрепетированного сценария. В папке директора лежал один-единственный листок – с фамилиями гостей. А Сан Саныч – так все его и зовут! – сам пел, вручал подарки. Он прочитал “Послание в Грядущее”, которое взлетело в небеса вместе с доброй сотней воздушных шаров, растаяло за горизонтом…

Я думаю, что эта школа будет творческой, и задумки ее директора наверняка воплотятся, – признался мне мэр города Владимир Якубовский, – вы видели, как Сопин вел линейку: она была совершенно нестандартной, непредсказуемой – никто не знал, что будет в следующий момент. И вот эта импровизация – вы чувствовали? – создала такую теплую атмосферу.
– А вы не боитесь, что с таким непредсказуемым директором вам будет трудно?
– Наоборот, мне доставляет удовольствие работать с такими людьми, и мы сегодня даем Сопину карт-бланш. Средний возраст педагогического коллектива новой гимназии 35 лет: это возраст расцвета, творческих возможностей, и у этих талантливых людей, я думаю, все получится.

…Иркутск-2 известен, пожалуй, всему миру – с тех пор, когда кадры с полыхающим военно-транспортным самолетом “Руслан”, упавшим на жилой квартал, обошли телеэкраны многих стран. Этот микрорайон, а точнее, поселок Авиастроителей, знаменит своим авиазаводом, выпускающим суперсовременные истребители “СУ”. Два таких самолета и нес “Руслан” в своем огромном чреве… Новая школа расположена недалеко от места той трагедии, где в память о жертвах катастрофы построена церковь и где ежедневно по ним звонит колокол.
Особенность этого поселка в том, что люди живут, как в большой деревне. Вот и на открытие гимназии пришли… три с лишним тысячи человек! Строить ее больше десяти лет назад начинал завод. Потом стройка замерла, бетонная коробка стала привычной частью неуютного пейзажа…
Но год назад городские власти решили достроить многострадальную школу, выделили средства. Генподрядчиком выбрали известную в Приангарье фирму “Иркутскпромстрой”. Гимназию завершили всего за 6-7 месяцев. Ребята сели за парты не с первой, а со второй учебной недели. Ежедневно на стройке работали по 150 родителей. Директор Сопин тут и дневал, и ночевал…
Прямо под директорским кабинетом устроили фонтан. В типовом проекте его не было – это идея Сопина. Плеск воды завораживает и успокаивает, мальчишки, которых, кажется, никакая сила не остановит в стремительном беге, перед фонтаном вдруг останавливаются, зачарованные.
Сан Саныч ведет меня по школьным коридорам – гордый и сияющий. Он сам руководил, как красить стены: в распоряжении строителей было всего два цвета, так Сопин придумал, как их сочетать, чтобы не было однообразия. Получилось светло и современно. Вот два просторных спортзала, вот бассейн, вот театральная комната. Даже в раздевалке все продумано: отдельное место для младших учеников, чтобы их старшие не затоптали, у каждого своя личная вешалка… Что меня больше всего здесь умилило – специальный отсек, гардероб для родителей! Все это мелочи школьного быта, но из них и складывается уважение к каждому, кто придет в гимназию.
По пути мне попался Руслан Добрынин, который уверенно заявил: “Мне эта школа нравится, потому что тут люди хорошие и дружелюбные!”
Кстати, один из директорских секретов я все же подсмотрела. Знаете, как Сопин “припер к стенке” и сделал попечителем генерального директора авиазавода Ковалькова? Сначала Сан Саныч спросил в микрофон:
– Уважаемые дети! Поднимите руки, кто пойдет после школы работать на завод!
Над рядами взметнулся лес ребячьих рук.
– Вот видите, – сказал директор гимназии, повернувшись к Ковалькову, – сколько у нас ваших будущих рабочих-авиастроителей. Так что мы просим вас стать нашими шефами! Чем больше добра вы сделаете, тем больше вам его возвратится!
… Наконец мы добираемся и до директорского кабинета. Он тоже продуман и спланирован Сан Санычем – никакого шаблона! Заглядывают учителя и шутя пугают друг друга: “Сюда мы будем приходить на ковер!” Им, кстати, не придется маяться в приемной – рядом комната отдыха и психологической разгрузки.
Задаю Сопину совершенно законный вопрос: “Ваши чувства сейчас?”
– Радость, новые впечатления и большие надежды. Я вчера молил Бога весь вечер, чтобы была хорошая погода. И когда утром выехал – увидел первые лучи солнца…
– Чем ваша гимназия будет отличаться от других?
– Этот вопрос – после первого года. А вообще, если честно, я не хочу чем-то отличаться от других, создавать новое ради нового. Не хочу экспериментировать ради эксперимента. Считаю, что в России уже и так все есть! Я буду внимательно относиться к традициям. Главное, что бы гимназия не натаскивала детей. Все время мы готовим ребенка к жизни – зачем? Как будто он в первом или десятом классе еще не живет, а только готовится.
Задача на первый год – формирование коллектива единомышленников. Если не будет коллектива, о чем можно говорить? На первый год не надо нагромождать больших задач.
Я против того, чтобы мы готовили ненужных юристов, ненужных экономистов, которых пруд пруди. Там наполовину куплены дипломы, куплены зачеты… Такие специалисты государству не нужны. Нам нужны нормальные работяги – высококвалифицированные рабочие. ВЫСОКОквалифицированные! Я предпочел бы, например, общаться не с плохим адвокатом, а с отличным сварщиком. Потому что профессионал в любой области – он и есть профессионал.
Хочу создать в гимназии дух семейственности, родства.
Пускай ребенок где-то не успевает по математике, но если он будет изначально воспитан, он будет знать, что плохо учиться – это, по меньшей мере, непорядочно. Надо больше воспитанием заниматься, а не учебой. Считаю, что педагог обязан влюблять в себя детей!
– Ваша гимназия входит в новое тысячелетие. Ваши пожелания – в том числе и тем, с кем вас познакомил и подружил учительский конкурс в Москве?
– Учителям желаю самого главного – знать, что они делают. Чтобы каждый учитель мог обосновать то, что он делает.
Родителям советую: не делайте преждевременных выводов. Не надо сразу рубить сплеча. Дайте время педагогу, школе… Терпения и еще раз терпения!
Детям хочу пожелать понимать себя. Они пришли на эту землю неспроста. У каждого из них есть большая человеческая миссия. Пускай каждый найдет свою Синюю птицу.
Сегодня мы отправили “Послание в Грядущее”, смысл которого в том, чтобы счастье было у каждого. Пускай люди не забывают, что самое вечное на земле – это дети!
…На прощание Александр Сопин сказал мне, что учительский конкурс стал для него очень важным этапом в жизни, оставил самые лучшие воспоминания. “Знаете, я очень благодарен “Учительской газете”, организаторам конкурса, ≈ сказал он. – Уже потом, после конкурса, мне звонили и спрашивали, как у меня с жильем, не нужно ли с этим помочь, включить в специальную программу. Квартира у меня есть, и все у меня нормально, но сам факт внимания был приятен! Конкурс подарил мне друзей во всей стране – и это самое главное…”
Элеонора КЕЗ,
Николай БРИЛЬ (фото)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте