Есть в Москве вузы, которые много лет назад начали выстраивать систему взаимодействия со школами. Среди них Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики. Основные задачи вуза – обеспечение непрерывности и преемственности образования в средних учебных заведениях и университете, организация и проведение профориентационной работы, подготовка учащейся молодежи к поступлению в вуз и получению навыков обучения в вузе, заметно отличающегося от обучения в школе, формирование единого образовательного пространства, повышение качественных результатов деятельности образовательных учреждений. Ректор МИРЭА доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАН Александр СИГОВ считает такое социальное партнерство очень важным.
Большую работу МИРЭА проводит среди будущих абитуриентов непосредственно в школах. В этой связи хочу отметить давние отношения университета с Западным окружным управлением образования. Двадцать восемь школ ЗАО имеют с МИРЭА договорные отношения в части подготовки школьников к поступлению в университет по таким предметам, как математика, физика, русский язык и история. Большую работу МИРЭА проводит по реализации профильного обучения в старших классах школ. В качестве примера можно назвать Центр образования №1436, в котором вместе с кафедрой проблем управления нашего института идет совместная учебно-методическая работа, оборудован роботизированный класс для обучения и проведения научно-методической работы со школьниками. Один из выпускников этой школы Олег Калинин в 2006 году стал победителем секции «Информатика, вычислительная техника, телекоммуникации» Всероссийской конференции молодых ученых и исследователей «Шаг в будущее», в настоящее время он студент МИРЭА. Школа №1006 вместе с Центром новых информационных технологий МИРЭА ведет совместную учебно-методическую работу, за последние годы с помощью МИРЭА подготовлены к печати и изданы более 10 учебных пособий, которые используются в учебном процессе. Одна из форм реализации профильного обучения – «Водородный клуб» МИРЭА, в рамках которого школьники непосредственно знакомятся с проблемами энергетики будущего. «Водородный клуб» регулярно проводит конференции, встречи с ведущими учеными, издает журнал.
Развитие и поиск новых форм сотрудничества образовательных учреждений и вузов, которые должны внести существенный вклад в создание механизма устойчивого развития системы образования и ее модернизации, повышение качества образовательного процесса в ОУ округа – основные приоритеты нашей совместной работы с ЗАО, основанной на заключенном 19 июня 2008 года договоре о сотрудничестве. При этом мы понимаем ответственность и стараемся оправдать доверие Западного окружного управления образования, которое рассматривает МИРЭА как системообразующий вуз в формировании единого окружного образовательного пространства.
Расширение степени информатизации образовательного процесса в образовательных учреждениях округа, широкое внедрение новых образовательных технологий – одно из важных направлений сотрудничества между вузом и школами. МИРЭА привлекает своих студентов для поддержки школьных сайтов. Использование технологий тьюторства, применяемых студентами и аспирантами университета, – вклад МИРЭА в информатизацию образовательного процесса в школах ЗАО. Большая работа ведется и по поиску новых форм совершенствования специального образования, разрабатываются новые формы поддержки одаренных детей и молодежи. Эта деятельность охватывает не только ЗАО, но и другие округа Москвы. Пример тому – давняя плодотворная деятельность с лицеем №1525 «Воробьевы горы». Его факультет информационных технологий – экспериментальная площадка «Московского межвузовского специализированного центра новых информационных технологий», созданного на базе МИРЭА и Московского городского дворца детского и юношеского творчества, на сегодняшний день – один из ведущих учебно-методических центров организационной структуры информатизации непрерывного образования. С 2004 года МИРЭА совместно с МГТУ имени Н.Э.Баумана проводит секцию «Информатика, вычислительная техника, телекоммуникации» Всероссийской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее». В конференции ежегодно принимают участие представители более 20 регионов Российской Федерации.
Совместно с университетом проводятся работы по повышению профессионального уровня и методической подготовки педагогических кадров ЗАО. Большой штат преподавателей университета непосредственно работает в школах округа, проводя дополнительные занятия по школьным предметам. Преподаватели МИРЭА оказывают помощь в плане консультаций учителей-предметников. Для повышения уровня преподавания физики в ОУ университет привлекает в эти учебные заведений преподавателей и аспирантов, организует повышение квалификации для учителей физики и информатики на базе университета. МИРЭА – координатор по проведению ЕГЭ июльской волны по вузам Москвы, поэтому он старается оказывать помощь непосредственно школам ЗАО в подготовке учителей и школьников к ЕГЭ. Около 400 руководителей и организаторов пунктов проведения ЕГЭ, уполномоченных ГЭК прошли обучение в университете в 2008 году. МИРЭА имеет большой опыт в проведении и подготовке абитуриентов к Всероссийскому централизованному тестированию и ЕГЭ, поэтому распространение этого опыта для подготовки к ЕГЭ среди учителей округа – важный момент нашей совместной работы.
МИРЭА вместе с Западным окружным управлением образования проводит работу по распространению передовых технологий обучения. Это и ежегодное проведение конференций по вопросам преемственности среднего общего и высшего образования, проведение совместной практико-ориентированной конференции «Будущее начинается сегодня», издание совместных научно-методических сборников, в том числе сборников по итогам работы конференций. МИРЭА организует регулярные встречи руководителей образовательных учреждений, не реализующих профильные программы, с заведующими кафедрами университета для определения возможных вариантов сотрудничества. В последнее время углубилось сотрудничество Западного окружного управления образования и МИРЭА в направлении расширения возможностей получения качественного образования для детей-инвалидов. К ним относится прежде всего использование технологий дистанционного обучения с привлечением информационных ресурсов университета для обучения этой категории школьников. Также можно отметить помощь МИРЭА в проведении ежегодного конкурса «Ученик года ЗАО», расширении международного сотрудничества в ОУ.
В начале 2008-2009 учебного года МИРЭА принял участие в подготовке и проведении окружного педсовета «Повышение качества образования: равные возможности, социальное партнерство, личная ответственность».
В настоящее время одним из новых направлений работы стал проект создания в ЗАО сети школьных технопарков (распределенной сети ресурсно-методических центров) – образовательных комплексов нового типа. Школьный технопарк – учебное заведение инновационного типа, создаваемое для преодоления разрыва между существующим уровнем образования и потребностями страны, вставшей на инновационный путь развития. Школьные технопарки создадут условия для ранней подготовки технических специалистов начиная со школы и помогут преодолеть разрыв, сложившийся в последние годы между образованием, наукой и промышленностью, так как позволят создать образовательные кластеры – совокупность взаимосвязанных учреждений дополнительного образования и вузов, связанных партнерскими отношениями с предприятиями Западного округа.
На приоритетных направлениях инновационного роста страны существует дефицит технических специалистов. Для того чтобы привить школьникам интерес к технике, к получению в будущем технической специальности, необходимы полноценные практические занятия по современным технологиям начиная со школы. Предлагаемое направление позволит школьникам ознакомиться с новыми технологиями, определяющими вектор развития страны, найти приложение своим способностям, значительно расширить кругозор. Появляется шанс на раннем этапе выявить способных к техническому творчеству детей и дать им возможность развить способности. Школьные технопарки необходимы для обеспечения учащимся получения качественного начального и среднего профессионального образования. Занятия в школьных технопарках позволят учащимся учреждений начального и среднего профессионального образования полноценно осваивать современные технологии. Мы ожидаем, что создание школьных технопарков приведет к следующим основным положительным результатам:
– повысится уровень образования при изучении курсов естественно-научных дисциплин и технологий в основной школе;
– усовершенствуется качество начального и среднего профессионального образования, будет достигнуто соответствие между возможностями системы образования, текущими и перспективными потребностями рынка труда;
– произойдет переподготовка учителей по профилю новых технологий;
– решится проблема занятости детей в досуговое и внеурочное время;
– возникнут полноценные связи общего и профессионального образования с вузами и предприятиями округа, а впоследствии и всего столичного региона.
Комментарии