search
main
0

Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад!

Как мы делаем гуманитарный лагерь

В школе №1514 есть традиция: под Новый год, в начале зимних каникул, мы выезжаем с детьми в профильные лагеря. Первым появился математический лагерь, а в 2001 году возник и гуманитарный – ГумЛагерь, как стали его называть сначала дети, а потом и все остальные. Упоминание предновогодней традиции обычно вызывает ироничную улыбку, поскольку всем памятно, какая морока в связи с этими новогодними традициями возникает. И действительно, вместо того чтобы отдыхать, выставив четвертные и полугодовые отметки и сдав отчеты, паковать чемоданы, готовясь к отъезду, покупать подарки к Новому году, большая часть учителей и учеников школы отправляются на пять дней в какой-нибудь пансионат недалеко от Москвы, чтобы работать там по 20 часов в сутки.

Эта традиция родилась из насущных потребностей. В какой-то момент мы осознали, что слишком подчиняемся внешним условиям: существуем в рамках, когда вынуждены учить – давать много знаний, но вместе с этим, превращая наших детей только в учеников, лишаем их и себя многих важных вещей, которые так нужны человеку в жизни. Придумывая свой ГумЛагерь, безусловную и главнейшую ценность мы видели в создании атмосферы всеобщего взаимодействия, что невозможно в силу многих причин в учебное время. Школьная жизнь организуется, как правило, по параллельному принципу. Напряженная учебная работа даже в профиле не позволяет выстроить ее вертикально. Вот мы и подумали: а не попробовать ли эти параллели и вертикали-меридианы объединить и создать хоть на несколько дней в году сферу гуманитарного бытия? «Учебное» расписание, конечно, строится по возрастному принципу – трудно подготовить много занятий так, чтобы в них принимали на равных участие семиклассники и одиннадцатиклассники. Но вся остальная жизнь лагеря строится так, чтобы ребята все время перемешивались – в командах для подготовки самых разных лагерных дел оказываются всегда и самые младшие (а мы берем с собой и семиклассников – тех, кто стоит на пороге выбора профиля обучения), и самые старшие. Именно это потом дает очень важные результаты. Последние годы удается выстроить и особый вариант вертикального взаимодействия: занятия по выбору ведут выпускники школы (рассказывают про то, чем занимаются, про сферу своих профессиональных интересов), а ребята из разных классов собираются на них на основе своего интереса. Так получается поддержать и преемственность поколений, и возможность нащупать свой профессиональный интерес, общаясь со сверстниками.

Какие же задачи нам удается решать? Во-первых, это знакомство с другим: узнавание другого человека (учителя и ученика) – сфер его интересов, не связанных со школой, то есть с программой; возможность пробоваться в разных – других – жанрах, выступить в других социальных ролях. Во-вторых (и вследствие во-первых), всегда в лагере происходят открытия, которые очень часто меняют не только школьную жизнь многих. В результате расширяются представления не о каком-то узком (при достаточной ширине, но не широте) предмете, расширяются границы и гуманитарного знания, и взгляда – расширяется представление о том, куда можно смотреть и чем заниматься. В предмете, в профиле. В жизни. Потому что занятия в ГумЛагере как можно менее школьные – чем менее, тем лучше (и тематически, и форматно). Очень важно, что часто преподавателями оказываются вовсе не учителя, а старшеклассники или выпускники – студенты гуманитарных вузов…

Каждый лагерь – это целый мир, законы которого заданы уже более чем десятилетней традицией, но который творится каждый год, когда в июне сотрудники гимназии собираются, чтобы придумать тему и общую содержательную концепцию лагеря. С июня по декабрь идет активная подготовка: придумываются сценарии вечерних мероприятий, преподаватели готовятся к занятиям, все классы готовят свои выступления на поэтическом вечере и посвящение в гуманитарии (11‑й класс посвящает 8‑й, придумывая это ритуальное действо, остальные классы готовят выступления-подарки 8‑му классу). С 2015 года к подготовке сценария главного праздничного мероприятия – новогоднего театрального вечера (это театральные сценки, объединенные общим новогодним сюжетом, которые готовят участники лагеря в течение двух часов в последний вечер) – подключились выпускники гимназии с инициативной группой старшеклассников.

Общая же схема лагеря из года в год остается неизменной. Днем гимназисты слушают лекции и участвуют в творческих занятиях. Все занятия связаны с темой лагеря («Логос», «Топос», «Восток и Запад», «Поэзис»), проводят их не только преподаватели гимназии, но и ее выпускники и приглашенные преподаватели (в разные годы лекции в лагере читали лингвисты Е.В.Муравенко, И.Б.Ит­кин, А.Д.Шмелев и О.Н.Ля­шев­ская, театровед А.Б.Гриб­ко­ва-Тхос­то­ва, филологи О.Р.Ни­ко­ла­ев, С.В.Фе­до­ров, С.В.Вол­ков, А.Н.Ар­хан­гель­ский). Для всех классов обязательно проводятся психологические тренинги, направленные на сплочение, развитие коммуникативных навыков и ответственности, комфортной личностной среды, субъектной позиции… Вечер – время творческих мероприятий: большой психологической игры (с нее начинается лагерь – она дает возможность детям сплотиться, познакомиться, начать активно взаимодействовать со всеми участниками лагеря, наконец, всем почувствовать причастность к общему делу и общей атмосфере), посвящения в гуманитарии, поэтического вечера, дискуссионного клуба, театрального вечера, КВН, гуманитарного турнира…

Одна из эмоциональных вершин лагеря – поэтический вечер: каждый класс готовит театрализованное выступление, которое строится вокруг имени автора, эпохи, одного текста, выбранной темы. Выступления детей – всегда результат многомесячной работы гимназистов и преподавателей и яркое событие встречи с поэзией.

Кроме того, пять дней ГумЛагеря – это невероятно насыщенная жизнь класса: вечерние «свечки», проекты по творческому преображению атмосферы лагеря (акции «Навигатор настроения лагеря», «Оранжевый день»). А каждый вечер кипит работа в редколлегии газеты лагеря: одиннадцатиклассники с добровольцами из других классов готовят номер газеты по итогам дня, и за завтраком все участники получают свежую прессу.

Разумеется, лагерь – это и значимое событие учительской жизни. Это возможность опробовать новые форматы, увидеть своих учеников вне традиционной учебной обстановки. Каждый вечер все учителя лагеря собираются на педсовет, где обсуждаются все события дня. Пожалуй, важная специфика атмосферы педагогической жизни лагеря – всеобщая включенность и заинтересованность, все происходящее делается совместными усилиями сплоченной команды.

Открытия ГумЛагеря продолжают работать на протяжении всего года: на уроках, в творческих делах и мероприятиях классов. Гуманитарный лагерь – это пространство не просто учебных дел, но базовых смыслов, которое, хоть и укладывается в четыре с половиной дня, на самом деле не заканчивается.

Антон СКУЛАЧЕВ, Римма ХРАМЦОВА, учителя русского языка и литературы школы №1514

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте