В жизни любого молодого человека весна – это время некоего рубежа: позади школьный год, студенческий курс, а впереди перспективы выбора, самоопределения и неизбежная горечь разочарования, когда молодой человек сталкивается с фактом непризнания его самодостаточности. Современный мир предъявил молодым людям безапелляционный реестр требований: надо много знать, многое уметь, чтобы занять место, на которое претендует юношеский максимализм. В современном мире, чтобы состояться, подростку предлагается стать успешным, правда, подробного и обстоятельного истолкования этого статуса мы не найдем.
А вопрос «Делать жизнь с кого?» остается. Ценности и идеалы в подростковом возрасте – это главная проблема всей образовательной системы сегодня в мире, а не только в России. Об этом пишут психологи, философы, дидакты… А истоки этих духовных идеалов надо искать прежде всего в области национальных истории и культуры, ведь именно они задают систему ценностных представлений, регулирующих социальное и моральное поведение человека, служат базой для постановки и решения познавательных, практических и личностных задач. И вот в честь праздника, которым давно стал день рождения Александра Сергеевича Пушкина, хочется не просто почтить, вспомнить, отдать дань любви и уважения солнцу русской поэзии, но и обратить внимание на те черты личности Пушкина, которые сделали его не только великим поэтом, но и великим гражданином России, тропа к которому действительно не зарастает…
Пушкин очень последовательно размышлял над проблемами образования и просвещения, но, к сожалению, до обидного мало внимания уделено высказываниям Александра Сергеевича по вопросам народного образования, которые содержатся в его сочинениях, а также в официальных материалах, записках. В ноябре 1826 года по распоряжению царя Николая I А.С.Пушкин написал записку «О народном воспитании». Поводом для разработки этой записки явились революционные события 14 декабря 1825 года. Правда, царь остался недоволен идеями Пушкина, в них было много свободомыслия. В произведениях, статьях А.С.Пушкина обнаруживаешь золотую россыпь мыслей, предложений о нравственном, патриотическом и эстетическом воспитании подрастающих поколений, которые не потеряли своей актуальности и в наше время.
Но как и каким рос сам поэт? В воспоминаниях о нем рисуется обыкновенный мальчик: немного толстый, немного ленивый, но сочетающий в себе склонность к размышлениям, сосредоточенности, способности строго судить себя с добросердечием по отношению к другим. Сестра Ольга, с коей он был неразлучен, вспоминала, что любовь к чтению рано привела и к первым литературным опытам: маленький Саша написал пьеску Ecamoteur, а сестренка ее буквально освистала. Саша не обиделся и написал на себя (разумеется, по-французски) эпиграмму:
Dis-moi, pourquoi l’Escamoteur
Est-il sifflе’ parterre?
Hе’las! c’est que le pauvre auteur
L’escamota de Moliе`re.
– Скажи, за что «Похититель»
Освистан партером?
– Увы, за то, что бедняга сочинитель
Похитил его у Мольера.
Позже Пушкин писал, что не следует хвалить детей за малые успехи. Он был убежден, что любовью и воспитанием родители должны побеждать детские пороки.
Художественные образы невоспитанных детей А.С.Пушкин представил в сатирическом рассказе-фельетоне «Детская книжка». Вот один из них с полезной моралью:
«Ванюша, сын приходского дьячка, был ужасный шалун. Целый день проводил он на улице с мальчишками, валяясь с ними в грязи и марая свое праздничное платье. Когда проходил мимо их порядочный человек, Ванюша показывал ему язык, бегал за ним и изо всей силы кричал: «Пьяница, урод, развратник! Зубоскал, писака! Безбожник, нигилист!» – и кидал в него грязью. Однажды степенный человек, им замаранный, рассердился и, поймав его за вихор, больно побил его тросточкой. Ванюша в слезах побежал жаловаться своему отцу. Старый дьячок сказал ему: «Поделом тебе, негодяй; дай бог здоровья тому, кто не побрезгал поучить тебя». Ванюша стал очень печален, почувствовал свою вину и исправился».
Ну а сам поэт взрослел быстро. В 1815 году в журнале «Российский музеум» №4 было напечатано первое стихотворение А.С.Пушкина за полной подписью поэта. Это было «Воспоминание в Царском Селе», прочитанное им на экзамене 8 января 1815 года в присутствии Г.Р.Державина и вызвавшее его высокое признание. В стихотворении этом впервые у Пушкина прозвучал голос нации, ибо его содержание все было связано с национальной исторической эпопеей – войной 1812 года и вполне отразило всеобщее представление об этом событии национально-исторического значения. В этом стихотворении отразился не только взгляд на судьбоносное время, но была развернута панорама русской истории, истории народа, достойно представляющего Россию. Автор всего лишь чуть старше 15 лет.
О лицее Пушкин помнил всегда. Так глубоко осмыслил он возраст, в котором интенсивно идет процесс самопостроения, когда наступает пора осознания выбора в момент нравственного раздвоения. Этот момент и отразился в стихотворении, на которое почему-то мы в школе обращаем мало внимания. Но обратим теперь:
В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много –
Неровная и резвая семья;
Смиренная, одетая убого,
Но видом величавая жена
Над школою надзор хранила строго.
Толпою нашею окружена,
Приятным, сладким голосом, бывало,
С младенцами беседует она…
Однако «младенцами» владеют другие искушения:
Я предавал мечтам свой слабый ум,
И праздномыслить было мне – отрада…
…Другие два чудесные творенья
Влекли меня волшебною красой:
То были двух бесов изображенья,
Один (Дельфийский идол) лик младой –
Был гневен, полон гордости ужасной,
И весь дышал он силой неземной.
Другой женообразный, сладострастный,
Сомнительный и лживый идеал –
Волшебный демон – лживый, но прекрасный.
Уходит детская чистота и детская вера.
А что потом, что взамен? Потом будет «Евгений Онегин»… Забыв свой нравственный долг как христианина и гражданина, этот герой Пушкина усердно гоняется за житейскими наслаждениями и испепеляет в этих сомнительных радостях свои сердце и душу. Дружбу уничтожило «мнение света». Любви не изведал: все израсходовала «наука страсти нежной». И как тревожно наблюдать сегодня такие подмены: о дружбе мы почти перестаем говорить, а слово «любовь» вытеснено словом «отношения» или «мы общаемся». Поэтический дар Пушкина улавливал не только громы больших исторических событий, но и тончайшие, сокровенные движения человеческого сердца. Ему русская литература обязана своим глубоким психологизмом, пристальным и углубленным вниманием к внутренней жизни человека, в том числе и к жизни духовной. Поэт через трагический анализ учит нас задумываться над опытом каждого дня, мимо которого мы проходим, потому что «магический кристалл» был дан Пушкину. Его поэзия стала духовным противоядием от окружающих нас пошлости и уныния. А мы навсегда останемся в роли его учеников, которых поэт будет учить, просвещать, исцелять и уводить от трагических ошибок. Его стихи предупреждают нас:
Я дружбу знал, и жизни молодой
Ей отдал ветреные годы;
И верил ей за чашей круговой
В часы веселий и свободы…
И свет, и дружбу, и любовь
В их наготе отныне вижу, –
Но все прошло! Остыла в сердце кровь,
Ужасный опыт ненавижу.
Здесь мы слышим боль великого русского человековеда из-за суетности бытия современного ему общества и одновременно видим глубокое знание человеческой души, потому что он, поэт Александр Сергеевич Пушкин, все это пропустил через себя, пережил и осмыслил. Чтобы не разрушить себя, человек должен иметь твердые нравственные убеждения, духовную опору. Все это имела любимая героиня Пушкина – Татьяна. Об этом поэт написал в неоконченном стихотворении 1830 года:
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как пустыня
И как алтарь без божества.
Пушкин первым среди русских писателей объездил всю Россию. Карта его путешествий – от Финляндии до Турции и от Карпат до Сибири. За короткую жизнь по скверным русским дорогам он проехал около сорока тысяч километров. Очевидцы отмечали: «Он никогда не дожидался на станциях, пока заложат ему лошадей, а шел вперед и не пропускал ни одного встречного мужика или бабы, чтобы не потолковать с ними…» Жажда познать и понять Россию не оставляла его всю жизнь. Он ценил даже небольшие добрые влияния, на которые можно было ему опираться в минуты нравственной борьбы, сколь ответственным пред ними он себя считал, когда оказывался им неверен. Может быть, именно поэтому столько людей хотели бы войти в число его друзей. Знавшие поэта лично отмечали одну особенность Александра Сергеевича Пушкина как человека. Обладая энциклопедическими знаниями, мудростью, интуицией и глубиной понимания жизни, он оставался всю жизнь с его беззаветной искренностью, застенчивостью, прямотой, смелостью и благородством ребенком в душе. Не раз об этом говорили его современники. Друг его, Иван Пущин, рассказывал, как он, бывало, выслушает верный укор и сконфузится, а потом начнет щекотать, обнимать, что обыкновенно делал, когда потеряется, как ребенок! Даже жандармский чиновник 3‑го отделения Попов записал о нем: «Он был в полном смысле дитя и, как дитя, ничего не боялся». И его литературный притеснитель Фаддей Булгарин записал о нем: «Скромен в суждениях, любезен в обществе и дитя по душе». А ближайший друг его, барон А.А.Дельвиг, обращается к нему в письме в нелегкие для поэта минуты: «Великий Пушкин, маленькое дитя! Иди, как шел… Никто из писателей русских не поворачивал так каменными сердцами нашими, как ты…» При этом всегда хранил достоинство и независимость. Строки «Из Пиндемонти» – абсолютное подтверждение полной внутренней свободы Пушкина:
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам…
Он действительно был свободен от пагубной страсти к богатству, охватившей мир, от «мнений света», от зависти, от карьеристских устремлений. А судьбы его героев в «Евгении Онегине», «Пиковой даме», «Станционном смотрителе», «Скупом рыцаре» и в других произведениях – это предупреждение… Важно только услышать поэта.
Пушкин завершает свою жизнь трагично, но в то же время в состоянии духовной гармонии с миром. Об этом написано много. В стихотворении 1836 года по мотивам молитвы Ефрема Сирина, пустынника IV века, призывавшего к покаянию, «Отцы пустынники и жены непорочны» звучит примирение с жизнью:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
При жизни Пушкина стихотворение опубликовано не было.
Русский и советский писатель, глубокий русский мыслитель нашего времени Валентин Распутин в великолепной статье «Светоносное имя», посвященной 200‑летию со дня рождения великого поэта – солнца русской поэзии, так сказал в 1999 году о нем:
«В 1799 году Россия понесла удивительным чадом, ставшим затем солнцем русской поэзии, «нашим все». И горит-греет с той поры солнце бессрочно, и стоит «наше все» непоколебимо от горизонта до горизонта, обогащаясь и расширяясь. И не будет ему забвения не только «доколь жив будет хоть один пиит», но и доколе жив будет хоть один русский человек.
Он пронизал своим волшебством каждого из нас, одних больше, других меньше, в зависимости от душевной и сердечной проводимости, даже люди огрубевшие или совсем окаменевшие повторяют как раскаяние его стихи. Он всем что-нибудь дал. Многие живут с его поэзией в сердце, как с вечно прекрасными и неувядающими букетами цветов, многие, не найдя в мире чувств ничего более нежного, повторяют его признания в любви, многие его же словами затем утешаются…
Вот бьет родник с чисто живой водой без тридцати семи лет два века, не способный иссякнуть… кто-то подойдет и, зачерпнув полной чашей, утолив жажду, мгновенно оживет, а кто-то, как эликсир, принимает по глотку и наращивает, напитывает в себе сладкое чудо быть человеком».
Но всем памятны и слова Николая Гоголя, который утверждал, что Пушкин – «это русский человек в своем развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет…». Сегодня эти слова Гоголя у некоторых могут вызвать горечь, а у других иронию: ошибся, мол, провидец. Сегодня человек пребывает в состоянии такой смуты, что ему как бы и не до Пушкина. Нет, это не так. Гоголь писал это в 1834 году. Удивительно, но слова его адресовались XXI веку. У наших детей еще есть время. Важно только перечитать Пушкина и еще раз поклониться великому поэту и человеку. С днем рождения, Александр Сергеевич!
Лариса ЧЕРНИЧЕНКО, Московский городской Дом учителя
Комментарии