Роскошные пиры, забавы, заблужденья…
К предстоящему юбилею А.С.Пушкина в школах Агинского автономного округа разработана и реализуется обширная программа. Пушкинский бал был проведен в школе-гимназии поселка Агинское в рамках этой программы.
Предварительно было решено, что на бал приглашаются учащиеся 9-11-х классов, и непременное условие участия в бале – знание этикета и соблюдение его, а также наличие бального стилизованного под XIX век костюма. Каждый класс должен был подготовить выступление по одной из предложенных тем: цыганский табор, императорская семья, лицеисты, герои “Евгения Онегина”, “Пиковой дамы”, любимые женщины Пушкина, труппа Мариинского театра. Домашние задания распределялись методом жеребьевки.
Учителя исполняли роли Хозяйки бала, Ведущих, Е.Н.Давыдовой, М.С.Воронцова, Е.К.Воронцовой, Доброжелательницы, Злопыхательницы и Учителя танцев. Помогали им в этом ученики, исполняющие роли императора Николая I, А.С.Пушкина, Н.Гончаровой, Ж.Дантеса, К.Брюллова, Цыганки.
Фойе первого этажа было оформлено под приемную залу. На втором этаже – бальный зал, украшенный репродукциями картин О.Кипренского, В.Боровиковского, К.Брюллова и др. Стены задрапированы, вдоль них стояли диваны, кресла, стулья. В глубине зала – рояль. На столах – свечи, цветы, перья (ручки) и листы бумаги.
Ход бала
Звучит увертюра из оперы В.А.Моцарта “Свадьба Фигаро”. Ведущие и Хозяйка бала приветливо встречают гостей, пытаясь ввести их в атмосферу бала, завязывают импровизированные светские разговоры. Когда собирается большинство гостей и учащиеся несколько привыкают к своим необычным нарядам, ведущие начинают действие представлением исторически известных фигур – участников бала.
Первый ведущий. 28 ноября…Петербург…Вдоль Невы по Морской, по Мильонной, мимо Зимнего дворца летят экипажи к дому Иогеля, где когда-то впервые встретились А.С.Пушкин и Н.Н.Гончарова. Сегодня здесь снова бал!
Второй ведущий. Вот к парадному подъезду подъезжает великолепный экипаж Воронцовых. Граф Михаил Семенович Воронцов, сын русского посла в Англии, получил прекрасное европейское образование. Он участвовал в наполеоновских войнах и храбро сражался на Бородинском поле.
Первый ведущий. Однако в глубине души это был человек честолюбивый и беспринципный, спесивый и высокомерный. Он был начальником Александра Сергеевича по службе. Конфликт между ними был неизбежен. Это ему Пушкин посвятил эпиграмму:
Полумилорд, полукупец,
Полумудрец, полуневежда,
Полуподлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
Второй ведущий. Елизавета Ксаверьевна Воронцова, жена графа, была предметом сильного увлечения поэта. С ее именем связаны такие шедевры пушкинской лирики, как “Сожженное письмо”, “Талисман”, “Желание славы”. Любовь к очаровательной графине переплеталась с чувством глубокой неприязни к Михаилу Семеновичу.
Первый ведущий. К крыльцу подъехал экипаж голландского посланника – барона Геккерена, человека весьма богатого и, по словам Данзаса, замечательно безнравственного. Барон, будучи бездетным, усыновил офицера кавалергардского полка Жоржа Дантеса.
Второй ведущий. Дантес пользовался покровительством Николая I и успехом у женщин. По воспоминаниям Павлищева, Дантес обладал безукоризненно правильными чертами лица, но ничего не выражающими, что называется, стеклянными глазами. Роста он был выше среднего. К нему очень шла полурыцарская, нарядная кавалергардская форма. К счастливой внешности следует прибавить неистощимый запас хвастовства, самодовольства, пустейшей болтовни.
Первый ведущий. А вот экипаж Раевских. Отец, Николай Николаевич Раевский-старший, был прославленным героем Отечественной войны 1812 года. Пушкин писал брату: “Счастливейшие минуты жизни моей провел я посреди семейства почтенного Раевского”.
Второй ведущий. Женат был Раевский на внучке великого Ломоносова – Константиновой. У них было два сына и четыре дочери. Всех их Пушкин хорошо знал. С именем Александра Николаевича Раевского, старшего сына генерала, связывают стихотворение “Демон”. С Николаем Николаевичем-младшим Александр Сергеевич познакомился еще в лицейские годы. Ему посвящена поэма “Кавказский пленник”.
Первый ведущий. Шумной компанией спешат на бал молодые люди, с которыми связаны лучшие минуты жизни поэта, – лицеисты, среди которых и будущие поэты, писатели и будущие декабристы.
Второй ведущий. Встречайте графиню Фикельмон, внучку Кутузова, жену австрийского посланника, известную в Петербурге предсказательницу.
Хозяйка приглашает гостей в бальный зал. Ведущие и их помощники раздают гостям (отдельно девушкам и юношам) фанты в виде разрезанного пополам сердечка для игры “Найди свою половину”.
Под звуки 1-й части симфонии ? 40 В.А.Моцарта гости по парам проходят в бальный зал.
Хозяйка. Дамы и господа! Я рада приветствовать вас. Желаю приятно провести время!
Звучит музыка М.Глинки “Славься!”
Его Величество император Николай I удостоил нас высочайшим вниманием!
Под торжественные звуки гимна входит император со своей семьей и свитой. Все гости вечера встречают их глубоким реверансом и поклоном.
Ваше императорское Величество! Дамы и господа! Разрешите представить вашему вниманию выступление труппы Мариинского театра! Вы имеете счастливую возможность лицезреть проникновенную игру мадемуазель Рози!
Идет сцена “Выступление труппы Мариинского театра” – домашнее задание класса.
А теперь прошу благосклонно принять мой первый сюрприз: любезный Александр Сергеевич Пушкин со своей супругой – прекрасной Натали.
Император (Пушкину). Нам говорили, что ваши стихи прекрасны. Жалую вам звание… “камер-юнкера”! (Гончаровой). Какая прелестница! Разрешите пригласить вас на танец?
Злопыхательница. В его-то лета такое звание? А жена у него красавица. По жене и чин! (Злорадно смеется).
Хозяйка. Господа! Его императорское Величество и Натали Пушкина открыли наш бал! Прошу всех танцевать.
Звучит музыка П.Чайковского. “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик”. Гости танцуют.
Хозяйка (после завершения танца). Дорогие мои гости! Еще один сюрприз!
С песнями выходят цыгане.
Цыганка (Пушкину). Позолоти ручку, дорогой, нагадаю я судьбу твою! (Гадает). Жена у тебя красивая, а жизнь – унылая. Будешь страдать и писать, а потом… Дорога ждет ранняя… Пойдем в наш табор – развеешься… (Уводит Пушкина).
Исполняется сцена “Выступление цыган” – домашнее задание класса. После выступления “цыганки” расходятся по залу и начинают гадать желающим.
В одном из уголков салона идет импровизированный разговор, который ведет Е.Н.Давыдова. Она с увлечением рассказывает о предках Пушкина, отвечает на вопросы гостей, в том числе Доброжелательницы и Злопыхательницы. Хозяйка бала представляет сестер Лариных.
Выступление учеников класса, которые готовили сцену “Герои “Евгения Онегина”.
Хозяйка (в сторону). О! Сколько девиц на выданье! И кавалеров достойных немало! (Громко.) Танцы!
Звучит “Вальс” А.Грибоедова, пары кружатся в танце.
Инициатива ведения бала переходит к лицеистам. Выступление лицеистов – литературно-музыкальный монтаж по стихам А.С.Пушкина – домашнее задание класса.
Ведущий. Дорогие гости, давайте и мы попробуем заняться стихосложением. Буриме!
Ведущий знакомит участников вечера с правилами игры, проводит ее, в конце выбирается самое удачное стихотворение и его автор награждается.
Хозяйка. Новинка! Прямо из Парижа специально для нашего бала! У каждого из вас есть фант – сердечко, то есть его половинка. Вам надо найти свою половину, а узнаете вы ее по совпавшему сердечку.
Под мелодию Па-де-де из балета П.Чайковского “Щелкунчик” участники бала сверяют фанты и находят свои “половины”, встают в круг в центре зала.
Поздравляю! Вы нашли своего партнера на следующий танец. А сейчас приготовьтесь к непростым испытаниям! Встаньте, пожалуйста, спиной друг к другу и ответьте на мои вопросы.
Вопросы задаются сначала дамам, затем кавалерам. Вопросы любые, например: Есть ли у вашей дамы веер? Какого цвета глаза у вашего кавалера?
За неправильный ответ – фант, который можно вернуть, выполнив определенное задание.
(Обращаясь к Давыдовой). Екатерина Николаевна, помогите, пожалуйста, разобраться с фантами. (Усадив ее на стул). Что делать этому фанту?
Дается задание спеть романс, станцевать менуэт, сочинить эпиграмму и т.п.
А теперь танцуют все! Маэстро, музыку!
Звучит вальс Е.Доги из к/ф “Мой ласковый и нежный зверь”, все танцуют.
Исполняется сцена “Герои “Пиковой дамы” – домашнее задание класса.
Хозяйка. Ну а теперь мой главный сюрприз! Прямо из Италии, из вечного города – великий Карл! Карл Брюллов! (Представляет его гостям, подходит к его картинам). А вот и его великолепные полотна! О! Дорогой мой Карл! Расскажите нам о своей работе, о поездке по Европе!
Брюллов. Я заканчиваю картину “Всадница”. Но главная моя работа сейчас – “Последний день Помпеи”. Я бьюсь над ней уже шестой год. Сегодня я счастлив, потому что вы познакомили меня с Пушкиным.
Злопыхательница и Доброжелательница вместе с другими гостями рассматривают картины Брюллова. Обсуждают, Брюллов разговаривает с Пушкиным.
Хозяйка (вздыхая). Все-таки быть музой поэта – великая честь!
Выступление класса с эпизодом “Любимые женщины Пушкина”, звучат стихи. Бал продолжается. Звучит “Романс” Г.Свиридова, все танцуют. Н.Гончарову приглашают Брюллов, Дантес. Дантес что-то шепчет Наталье Николаевне. Пушкин не танцует. После танца Гончарова, сославшись на головную боль и усталость, с позволения императора и Хозяйки покидает с Пушкиным бал.
Звучит “Лакримоза” из “Реквиема” В.А.Моцарта.
Долли Фикельмон. Жена Пушкина – прекрасное созданье. Ее поэтическая красота проникает до самого сердца. Есть что-то воздушное и трогательное во всем ее облике. Но это меланхолическое и тихое выражение лица похоже на предчувствие несчастья. Эта женщина не будет счастлива. Но какую же трудную ей предстоит нести судьбу – быть женой поэта, и такого поэта, как Пушкин.
Император. Благодарю прекрасную Хозяйку за великолепный вечер, за доставленное удовольствие, за новые знакомства. Прощайте! (Уходит вместе с семьей и свитой).
Хозяйка. Дорогие мои гости! Как ни жаль, но время неумолимо. Скоро наступит утро, и первый луч солнца скользнет по шпилю Петропавловской крепости. Прощальный вальс!
Звучит “Вальс цветов” П.И.Чайковского.
До свидания, дорогие гости!
Светлана РИНЧИНОВА,
Наталья ШОЙДОКОВА
п.Агинское,
Агинский Бурятский АО
Анкета “УГ”
Театр уж полон…
В “УГ” ? 1 был опубликован первый обзор писем читателей на вопросы анкеты, проведенной совместно с Минобразованием. Публикуем очередной обзор.
Пишут, что пушкинская поэзия нужна человеку как дыхание, другие считают, что поэзия и есть жизнь.
Наверное, звучит банально – Пушкин всегда современен, но вчитываешься в размышления читателей по поводу всего лишь нескольких строк из “Бориса Годунова”.
“…Знаешь ли ты, чем мы сильны,
Басманов,
Не войском, нет, не польского
подмогой.
А мнением, да, мнением народа…”
И обжигает боль за свою историю, за смутное наше время…
И опять мелькают листочки, написанные разными почерками, но на одном дыхании утверждающие – спасение в крепости собственной семьи, в работе, в друзьях, в любви к Отечеству, в вере в будущее. И, конечно, – в бессмертном слове великого поэта.
“Пушкину отпущенные века”. Два из них уже прошло. Думаем, что власти безумья не будет никогда”, – утверждает семья Кисилевых из Ленинградской области.
А вот еще письмо. От учительницы химии Натальи Константиновны Тихонравовой из 96-й школы города Железногорска Красноярского края.
“Зима, 1983 г. Я временно исполняю обязанности организатора. Только-только начинаю входить в курс дела, как меня вызывает директор и с огромной радостью (будто сама едет) сообщает мне, что с трудом добилась для меня командировки в Ростов Великий. Состав группы довольно своеобразный: большинство молодых мужчин из ОВД и несколько женщин. Предполагается, что представители школы и милиции будут совместно решать проблему подростковой преступности. Я не стану описывать красоты древнего Кремля, где мы живем. Все это можно увидеть в к/ф “Иван Васильевич меняет профессию”. Наш семинар проходит очень живо, интересно, а вечером – кафе, танцы, КВН… Но все хорошее рано или поздно кончается. Надо ехать в Москву, а оттуда – и домой. Но вот совпадение. В Москве мама – руководитель группы туристов из Красноярска. Она уже неизлечимо больна, знает это, в отличие от нас, родных, но не сдается. В великолепном номере гостиницы “Измайлово” она не одна. С ней подруга, и она спрашивает:
– И как же вы проводили свободное время?
– Танцевали, – отвечаю я.
– Покажи, – просит женщина.
Я танцую.
– А поклонники были?
– Да, – говорю я, думаю об одном, гораздо моложе меня.
– Верю, – смеется подруга.
Приходит сестра. Она уже настоящая москвичка: всю жизнь мечтала выйти замуж за москвича и вот уже 15 лет в столице. Мы смеемся, разговариваем, едим свежую клубнику… Вдруг выясняется, что есть два билета в Большой театр на оперу Чайковского “Евгений Онегин”. Решено, что иду я вместо мамы, т.к. ей нездоровится, и мамина подруга. И вот мы в Большом – “театр уж полон, ложи блещут…”. Звучит музыка, которую я знаю наизусть, стихи, знакомые с детства. Два гения – музыки и слова – соединились в одном произведении, и оно стало бессмертным. “В вашем доме”, “Куда, куда вы удалились?”, “Любви все возрасты покорны…”. Нет, это не роман в стихах. Это трагедия. Трагедия неразделенной и неузнанной любви, трагедия, когда друг убивает друга… “А ведь Пушкин как бы предвосхитил (предвидел) свою смерть, убив поэта Ленского на дуэли”, – думаю я. А Татьяна? Как бы я поступила на ее месте? А Ольга? Как в одной семье могли вырасти две такие разные девушки? Мысли проносятся в голове…
Давно умерла мама, родился сын, нелепо оборвалась жизнь 42-летней сестры, отца тоже не стало. А я до сих пор помню сцену, зал, коридоры Большого, чарующую музыку Чайковского, которого вдохновили гениальные стихи Пушкина.
Спасибо, Пушкин!”
Столько лет прошло, а для автора на всю жизнь, соединились воедино счастье близости родных, чувство влюбленности, веры в то, что все будет прекрасно, с дивной музыкой “Евгения Онегина”, пушкинским словом. И стал этот день планкой, точкой отсчета, и, как всегда, у Александра Сергеевича здесь есть таинство времени, непредсказуемость случая, горечь и радость жизни, да еще талант недосказанности, который позволяет каждому дофантазировать чужую судьбу. Воистину спасибо, Пушкин!
Наталья КУЧЕР,
заслуженный работник
культуры России
Комментарии