О том, что современные дети не хотят читать, не сказал, не всплеснул руками и не вздохнул разве что ленивый. Армии виртуального мира во главе со своим полководцем интернетом трубят победу: повержено не только традиционное чтение, но даже, казалось бы, непоколебимое телевидение. Для того чтобы заставить современного ребенка прочесть хотя бы пару страниц, надо, по крайней мере, приковать его к книге цепью. Но так ли это на самом деле или стереотипы в очередной раз возобладали над истиной? «УГ-Москва» решила провести собственное небольшое исследование. Ученикам 5-11-х классов одной из московских школ мы задали 10 простых вопросов: какую книгу читают они сейчас и что повлияло на их выбор, какие жанры предпочитают, какого автора могли бы назвать своим любимым и порекомендовать друзьям, какую литературу выбирают родители, большая ли в доме библиотека и как часто она пополняется. Анкеты были анонимные, поэтому ребята могли со спокойным сердцем отвечать искренне и честно, не боясь последующих «интеллектуальных репрессий». Затевая этот проект и радея о чистоте эксперимента, мы специально выбрали не гимназию и не лицей, а школу микрорайонную, окраинную, где учатся самые разные дети самых разных родителей. И вот что у нас получилось.
5-й класс
Ответы пятиклассников доказали: любопытство все же берет верх над временем и обстоятельствами. И если тебе одиннадцать лет, то природная тяга ко всему необычному, таинственному, смешному и приключенческому должна во что-то вылиться. Например, в чтение соответствующей литературы – захватывающей и будоражащей воображение. В момент заполнения анкеты каждый из двенадцати респондентов что-то да читал. Двое следили за судьбой юного волшебника Гарри Поттера, также в графе «Книга, которую читаю сегодня» значились «Дети капитана Гранта», «Золотой теленок», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Три мушкетера», «Том Сойер» и «Ночной дозор» Сергея Лукьяненко. При этом восемь ребят отметили, что прочитать именно это произведение им посоветовали родители: все-таки в этом возрасте авторитет старших – не пустой звук. Также среди авторов, рекомендованных мамами и папами, названы Анатолий Рыбаков, Кир Булычев, Александр Беляев, Гоголь, Крылов и Тютчев. А на вопрос, что бы они сами порекомендовали своим друзьям, ребята называли «Му-Му» Тургенева – потому что она «жалостливая», «Остров сокровищ» Стивенсона, «Алые паруса» Грина и «Денискины рассказы» Драгункина.
6-й класс
Не менее радужную картину рисуют и шестиклассники. Восемь ребят из 22 опрошенных в данный момент с головой погружены в сагу о Гарри Поттере. Как тут не вспомнить меткое замечание знаменитого детского писателя Григория Остера, дескать, россияне должны установить англичанке Джоан Роулинг памятник за то, что оторвала детей от компьютера, вернув им страсть к чтению. Трое ребят читают рекомендованный учителем истории роман Вальтера Скотта о славном рыцаре Квентине Дорварде. Также в списке «Дети капитана Гранта» Жюля Верна, «Человек-амфибия» Александра Беляева, «Асканио» Александра Дюма и литературная серия французского режиссера Люка Бессонна, открывшего в себе дар доброго сказочника и создавшего цикл историй о мальчике Артуре. На роль советчиков, к чьим рекомендациям есть смысл прислушаться, двенадцати-тринадцатилетние подростки все чаще выбирают друзей. Но и родители пока позиций не сдают: среди предложенных ими книг – «Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия» Александра Беляева, «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо, «Белеет парус одинокий» Валентина Катаева, «Айвенго» Вальтера Скотта. При этом шестиклассники так же, как и их младшие друзья пятиклассники, утверждают, что куда чаще читают книги не из школьного программного списка.
7-й класс
В 7-м классе картина начинает постепенно меняться – «погода портится». На вопросы анкеты ответили шестнадцать ребят, ровно половина из них в данный момент не читают ничего. Выбор оставшихся пал на энциклопедическую литературу и статьи в интернете. Среди художественных произведений – «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Война миров» Герберта Уэллса, «Волкодав» Марии Семеновой и «программный» «Тарас Бульба» Николая Гоголя. На пике переходного возраста, в 13-14 лет, мнение друзей и реклама становятся все важнее, рекомендации родителей отступают на второй план. На вопрос, какую книгу они бы сами предложили своим друзьям, восемь человек ответили коротко и однозначно – никакую. Те, кто нашел в себе силы поразмышлять над этим вопросом чуть дольше и глубже, вспомнили об «Алых парусах», «Таинственном острове» и все том же «Гарри Поттере». Но когда речь заходит о любимых жанрах, голоса школьников всех возрастов начинают звучать единым дружным хором: на первом месте – фантастика и фэнтези, на втором – боевики и триллеры. О классике или, положим, сатире вспоминают единицы. Но все же вспоминают – грех жаловаться…
8-й класс
Больше половины восьмиклассников признаются, что очень редко читают книги не по школьной программе – времени не хватает. Хотя в момент заполнения анкеты только пятеро ребят из 22 не читали вообще ничего, двое знакомились со «школьным» гоголевским «Ревизором», еще двое шли «на опережение» – на их столе лежали «Евгений Онегин» Пушкина и «Война и мир» Толстого. Остальные выбрали энциклопедическую литературу, «Парфюмера» Патрика Зюскинда, «Отель «У погибшего альпиниста» братьев Стругацких, «Собаку Баскервилей» Конан Дойла и неизменных «Гарри Поттера» и «Дозоры» Сергея Лукьяненко. Несмотря на столь оптимистические «показатели», десять ребят не смогли назвать свою любимую книгу – таковой просто нет. Девять человек отказались рекомендовать книги друзьям: одни дипломатично заметили, что у каждого свой вкус, другие заявили, что никогда не говорят со сверстниками о литературе, есть масса тем поинтереснее.
9-й класс
Двенадцать девятиклассников из шестнадцати опрошенных выбирают только те книги, о которых идет речь на уроках литературы. Но обращаются к ним честно и в срок: отвечая на вопросы анкеты, 11 ребят упомянули, что в данный момент читают «Героя нашего времени». При этом двое назвали лермонтовский роман самым любимым и непременно посоветовали бы ознакомиться с ним и своим друзьям. И хотя в графе «жанр №1» пятнадцатилетние по-прежнему указывают фантастику и триллеры, в списке любимых произведений все чаще встречается научно-популярная литература по психологии и психологическая проза. Видимо, Теодор Драйзер, Паоло Коэльо, Патрик Зюскинд и Джейн Остин все-таки помогают чуть лучше разобраться в себе и в своих проблемах.
10-й класс
О том, что десятиклассники – это птенцы, уже почти выпорхнувшие из гнезда, говорит то, что девять человек из тринадцати опрошенных не интересуют ни мнение, ни литературные советы родителей. И только четверо подростков смогли точно ответить на вопрос, какие книги в данный момент читают их мамы и папы. При этом «репертуар» самих ребят тоже уже вполне взрослый: если не считать «программных» Толстого, Булгакова и Чернышевского, молодые люди в свои шестнадцать лет выбирают детективы – Агату Кристи, Сидни Шелдона и Бориса Акунина. Хотя среди любимых авторов называются нестареющие легенды – Виктор Гюго, О`Генри, Александр Дюма, Джейн Остин и Паоло Коэльо. В отличие от малышей-пятиклассников десятиклассники признаются, что все чаще перечитывают понравившиеся книги.
11-й класс
Одиннадцатиклассники на серьезный разговор были не настроены: им хотелось шутить и оригинальничать, «тоскливые размышления» о литературе в их планы не входили. Единственное, что удалось выяснить: семь человек из девяти опрошенных в данный момент готовятся к будущему выпускному сочинению и читают Максима Горького. Те, кто собирается грядущим летом поступать в вуз, о художественной литературе вне программы даже не вспоминают, выбирая только то, что пригодится на экзаменах. Хотя, если самая серьезная книга, которую ты прочел в жизни – это комиксы про Буратино, то не стоит ли прямиком отправиться в слесарную мастерскую за дипломом «папы Карло»?..
Родители
Наш небольшой опрос, не претендующий, безусловно, ни на серьезную научность, ни на значительную репрезентативность, тем не менее выявил одну очень важную закономерность: через отношение ребенка к книге вполне можно проследить его отношение к родителям, как сквозь увеличительное стекло рассмотреть, чем и как вообще живет та или иная семья. А из этих крошечных фрагментов, пусть их и не так много, вполне может сложиться целостная и весьма любопытная картина частной повседневности любого столичного микрорайона. И хотя мы, естественно, не знаем ни имен этих людей, ни их занятий, отчего-то кажется, что погрешность этих выводов будет совсем небольшая.
Практически все ребята говорят о том, что дома у них большая библиотека, но уточняют: собрана она была еще бабушками и дедушками, сегодня же обновляется крайне редко, только в случае необходимости. Лишь 46 ребят из 123 опрошенных отметили, что их родители частенько заглядывают в книжный магазин – в среднем раз в три месяца.
Интересно взглянуть на себя со стороны детскими глазами и честно ответить на вопрос: а что же читаем мы сами? Мы, вечно сетующие на то, что нам наследует поколение невежд, не интересующееся ничем и никем, какой пример подает ему каждый из нас? Оказывается, весьма сомнительный, проще говоря, ищем соринку в чужом глазу, напрочь не замечая бревна в собственном. 49 ребят заявили, что ничего не знают о том, чем в данный момент интересуются их родители, при этом 26 из них отметили, что им это неинтересно. Остальные утверждают, что никогда не видели взрослых за книгой. Если говорить о жанрах, то первое место во «взрослом» списке занимают, конечно же, детективы, и за лидерство на вершине хит-парада борются Дэн Браун и Дарья Донцова. На втором месте фантастика. На третьем – любовные романы. Тринадцать ребят говорят о том, что их родители читают исключительно специализированную литературу, необходимую по работе, а трое – только религиозную. И лишь незначительное число взрослых выбирают историческую литературу, классику и современную прозу: всего лишь в 29 анкетах упоминались имена Толстого, Пушкина, Чехова, Куприна, Булгакова, Коэльо, Бернарда Вербера, Довлатова и экзотического на общем фоне Бодлера. «Улов», согласитесь, невелик…
Хорошо это или плохо, нравится или нет, но нам выпало жить в эпоху тотального «нелюбопытства» и грандиозного цинизма. И говорить о том, что основную массу народа интересует нечто большее, чем «кто, с кем и почем», значит, либо расписываться в собственной наивности, либо прятать голову в песок. Все разговоры о школьных инновациях, о воспитании «высоконравственных» личностей, осознающих «ценность жизни» – всего лишь легкий бриз, решивший доказать цунами, что он тоже ветер. Но разговор не о том, чтобы опустить руки и покорно ждать, когда новые племена варваров сотрут с лица земли новый Рим. И инновации нужны, и без надежды не обойтись, но начинать нужно прежде всего с себя, с преодоления собственной инерции, собственного «нелюбопытства». Конечно, есть дети, о которых стоит говорить лишь в превосходной степени: олимпиадники, маленькие гении, воспитывающиеся в элитарных лицеях и гимназиях и с младых ногтей привыкшие узнавать и постигать. Но их в разы меньше. Так было всегда. Но до сих пор удавалось сохранить шаткое равновесие: талант упорно держал оборону. Теперь же вопрос надо ставить совсем иначе: поглотит ли все возрастающая армия низколобых равнодушных циников маленький отряд мудрецов, или книгочеи – пусть их меньше, но они умнее – выстоят в очередной раз? И на чью сторону в финале встанем мы сами?
Кстати
2 апреля – Международный день детской книги
23 апреля – Всемирный день книг и авторского права
27 мая – Всероссийский день библиотек
TOP-10
Любимые книги наших детей
1. «Гарри Поттер». Джоан Роулинг
2. «Алые паруса». Александр Грин
3. «Белый клык». Джек Лондон
4. «Таинственный остров». Жюль Верн
5. «Граф Монте-Кристо». Александр Дюма
6. «Герой нашего времени». Михаил Лермонтов
7. «Гордость и предубеждение». Джейн Остин
8. «Мастер и Маргарита». Михаил Булгаков
9. «Пираты Карибского моря». Роб Кидд
10. «Артур и война двух миров». Люк Бессон
Комментарии