search
main
0

Пушкин: ход конем. Какая разница между пуганой вороной и письменным столом?

​Пушкин и шахматы – такое странное на первый взгляд сочетание! Странное, быть может и так, но такое пушкинское. Как «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень», вот так и здесь – Пушкин и шахматы. Льюис Кэрролл вопрошал читателей: «Какая разница между пуганой вороной и письменным столом?» – но этот вопрос только на первый взгляд бессмыслица. На самом деле такие вопросы называются thought-provoking, то есть «повод поразмышлять». Кэрролл – математик, логик, писатель, философ, в конце концов, – он знал, о чем говорил.

Пушкин и шахматы – это повод поразмышлять, и, в каком-то смысле, одно невозможно без другого: Пушкин без шахмат или шахматы без Пушкина – все это thought-provoking – повод поразмышлять…Конечно, странно было бы утверждать, что не было бы Пушкина, если бы не было шахмат! Но, с другой стороны, если принять во внимание весь образовательный и воспитательный потенциал шахмат, то может быть и так. И уж совершено точно и достоверно известно всем шахматистам и историкам русского шахматного движения, что в России не было бы шахмат в их сегодняшнем виде, если бы не удивительное пристрастие к ним великого русского поэта.Обучившись игре в шахматы еще в лицее, Пушкин сохранил свою к ним глубокую привязанность до конца своих дней, постоянно совершенствуясь в шахматном мастерстве, призывая к этому совершенству и домашних своих.«Благодарю, душа моя, за то, что в шахматы учишься. Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе. Докажу после», – писал он своей Натали 30 сентября 1832 года из Москвы в Петербург.Шахматы – это мастерство изысканности и ума. Шахматы – игра для интеллектуалов, стратегов и логиков. Шахматы – увлечение творцов, не покоряющееся простым подражателям. Шахматы учат дипломатичности и честности, ответственности и доверию. Если только игра может научить уму, то эта игра – шахматы.Современники поэта называли шахматы странной и молчаливой игрой, никак не увязывающейся с ликующей натурой русского человека, и уж тем более было странно для многих, что этой игрой так увлекся эмоциональный, горячий и страстный Александр Сергеевич. Но прозорливый и проницательный ум Пушкина, много опережающий свое время, видел в любимой игре фундамент, на котором будут выстроены наука, культура, дипломатия, военная стратегия и тактика – все то, что составит будущее России: сложное будущее, но великое.Сегодня педагогической науке хорошо известно, как благотворно влияют шахматы на развитие ребенка, поэтому слова Пушкина о том, что обучение шахматам необходимо во всяком семействе, не вызовут у педагога XXI века никакого изумления. «Безусловно, необходимо! – ответит он вам на обращенный к нему вопрос. – А как иначе?»Как иначе сформировать у ребенка целеустремленность, сдержанность, самообладание и настойчивость? Как непоседу научить усидчивости? Как импульсивного научить рассудительности? Конечно, в XXI веке таких способов очень много, но шахматы занимают среди них одно из главных мест. Шахматы – бесценный практический опыт, позволяющий смоделировать целый мир с его сложной системой взаимодействия, связей правил и ограничений, целей и задач – и все это просто сидя за шахматной доской.И совершенно неудивительно, что эта старинная игра, которую современники Пушкина называли «странной и молчаливой», уверенно заняла свою нишу в комплексе школьных наук, проникая на все уровни учебной деятельности.Сегодня шахматы преподаются во многих школах МРСД «Мещанский. Красносельский. Басманный», причем обучение начинается уже в первом классе.Есть ли польза от этих уроков? Безусловно! Насколько она велика? Можно полагать, что эта величина неизмерима. И в каком-то смысле влияние шахмат на результативность обучения в нашей школе – это тоже thought-provoking – повод поразмышлять…Начнем с самих шахмат. Это игра сложная. Очень сложная. Но все наши учащиеся успешно осваивают ее, а некоторые достигают в ней такого мастерства, что без труда выигрывают престижные московские соревнования. Во многом это достигается ненавязчивым игровым, практико-ориентированным подходом, который реализуется на занятиях. Именно такой подход наиболее интересен для ребят младшего школьного возраста. Обучаясь в игре, ребенок постепенно проникается исключительной пользой шахмат.Основная задача, которую ставят перед собой преподаватели шахмат, – научить правилам игры и рассказать о ходах фигур. По мере взросления учащихся задача усложняется: ребята начинают осваивать стратегию и тактику шахматного искусства, постигая стиль мышления и реализуя по-настоящему спортивный азарт.Практически сразу, едва определившись с терминами, учащиеся вместе с преподавателем анализируют и решают шахматные задачи, начиная с самых элементарных и заканчивая анализом знаменитых и сложных партий, над решением которых бьются по сей день ведущие мировые шахматисты.Наши преподаватели – ответственные, профессиональные и бесконечно влюбленные в свое дело люди. Они полагают, и небезосновательно, что эти занятия уникальны тем, что на протяжении всего времени у учеников работают оба полушария – и правое, и левое, что делает шахматы прекрасным тренажером для мозга. И если в ведении левого полушария логика и построение логических цепочек, рассуждение, прогнозирование, умение делать рациональный выбор, то правое полушарие отвечает за воображение, эмоции, интуицию.Конечно, каждый учебный предмет, изучаемый в школе, так или иначе требует работы обоих полушарий мозга, но ни один из них не заставляет эти полушария работать синхронно – только шахматы. Соединяясь в едином учебно-познавательном и игровом процессе, шахматное искусство запускает в непрерывную работу абсолютно все резервы детской психики.И с этого момента жизнь ученика школы меняется, потому что тренированный ум помогает ребенку решать множество ежедневных задач с удивительной легкостью и наиболее рациональным способом.Координация движений, прекрасное ориентирование на местности, умение не только усваивать визуальную информацию во множестве комбинаций, но и по мере необходимости активизировать эти воспоминания для решения различных ситуаций – все эти качества помогают учащимся наших школ в самых неожиданных ситуациях. Например, на ежегодных военно-патриотических сборах десятиклассников, с которых наши классы возвращаются всегда с целым ворохом благодарностей и похвальных листов от командующих военных частей, где эти сборы проходят.Конечно, это результат ребят, результат педагогов, но еще это и следствие того, что в первом классе эти же самые ребята обучались шахматам, развивая стратегическое мышление, умение принимать решения и все виды памяти: механическую, инструментальную, визуальную, долговременную и оперативную. Это помогает учащимся наших школ быстрее всех собирать автомат Калашникова, быстрее всех проходить по маршрутному листу, точнее и эффективнее рассчитывать командную переправу через препятствия, меньше уставать за марш-бросок и проводить лучший смотр строя.Сила, выносливость, здоровый азарт, слаженная командная работа, мгновенный стратегический анализ ситуации, умение продумывать свои действия, умение грамотно экономить и расходовать силы – все это позволяет учащимся нашей школы быть успешными и в спорте. Школы нашего межрайонного совета всегда в числе первых на соревнованиях всех уровней – от первенства школ до президентских состязаний, – об этих победах многочисленные кубки и почетные грамоты говорят лучше любых слов.Но и эти достижения могли бы быть не такими яркими, если бы не шахматы. Шахматная доска тем и удивительна, что она одновременно модель всего – модель мира, модель государства, модель общества, а еще – модель волейбольного или футбольного поля, теннисного корта, бассейна. И ребятам, с раннего детства умеющим ориентироваться на шахматной доске, гораздо проще ориентироваться в игровом пространстве спорта, предсказывать ходы соперника, прогнозировать собственные результаты и регулировать интенсивность подготовки.Любовь наших ребят к шахматному искусству помогает им и в такой на первый взгляд далекой от шахмат ситуации, как танцы. Ведь в них так важно умение организовывать пространство! Вальс, мазурка, полонез – эти танцы имеют строгую геометрию, выверенную точность шагов, удивительную связку ведущего и ведомого. Осваивая движения шахматных фигур, приучая себя предвидеть, где и в каком положении окажется та или иная фигура на доске, наши ребята неизбежно переносят эти навыки на танцевальный паркет, создавая вокруг себя неповторимую атмосферу праздника. Так, в школе №345 имени А.С.Пушкина зимние пушкинские балы хорошо известны не только ученикам и их родителям, но и всем жителям Басманного района. Они стали визитной карточкой школы, своеобразным символом новогодних праздников, событием самым ожидаемым и совершенно незабываемым.Шахматы обеспечивают и развитие рационального и иррационального мышления, формируют представления о предметах и явлениях конкретных и абстрактных. Современной педагогике хорошо известно, что умение мыслить абстрактно лежит в основе успешности в точных и естественных науках. Ведь такие дисциплины, как физика, математика, биология, химия, неизменно требуют навыка мыслить, выходя за рамки предложенного действительностью.Эти науки полны абстрактных понятий – отрицательные числа, неизвестная величина, материальная точка, химический элемент, атом и многое-многое другое, что невозможно найти в материальном мире, но надо уметь себе представлять. Еще больше таких понятий в гуманитарных и социальных науках, и шахматы являются идеальной площадкой для отработки навыка соединять науку и воображение. Шахматная партия – это особое интеллектуальное таинство, участвуя в котором ребенок учится не только применять правила, как того требует рациональный подход, но и прогнозировать последствия принятых решений, обращаясь именно к абстрактным резервам своего мышления.Это неоценимое умение помогает учащимся в старших классах, когда они выбирают то или иное направление профильного обучения.В наших школах давно замечено, что детям, прошедшим начальную школу рука об руку с шахматами, гораздо легче учиться. Благотворное влияние шахмат позволяет ребятам быть усидчивыми, самостоятельными, ответственными. Ведь если вдуматься в суть игры, то простое решение сделать тот или иной ход той или иной фигурой – это уже опыт принятия решения, от которого часто зависит исход игры.Шахматы – это всегда упор на изобретательность, находчивость. Шахматы развивают память, мышление, воображение – все те свойства психики, которые так необходимы для успешного обучения. Не случайно эта игра была так популярна в Царскосельском лицее. Воспитанники разыгрывали длинные партии, длившиеся иногда по нескольку недель.Сегодня шахматы идут рука об руку с образовательным процессом, помогая решать в рамках школы множество самых разнообразных задач. В наших школах знают, что сегодняшние юные шахматисты – это завтрашние олимпиадники, победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников, Московской олимпиады школьников и самых разнообразных конкурсов и соревнований всех уровней во всех предметных областях. Ведь игра в шахматы позволяет формировать одно из самых важных свойств мышления – последовательность, то есть умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса. Кроме того, шахматы учат устанавливать причинно-следственные связи, ведь все, что происходит на доске, не случайно, а является результатом совершенных действий игрока. Шахматная партия – уникальная логическая ситуация, позволяющая «отмотать» игру назад шаг за шагом и найти тот переломный момент, где была допущена ошибка или, напротив, был сделан верный ход, приведший в итоге к поражению или к победе. И это свойство шахмат развивает другое немаловажное качество мышления – логику.И совсем неудивительно, что в школах МСД «Мещанский, Красносельский, Басманный» так много олимпиадников – физика, химия, основы безопасности жизнедеятельности, русский язык, история, литература, обществознание – вот лишь небольшая часть предметных областей, в которых наши ученики регулярно, из года в год, демонстрируют высокие учебные результаты, подтвержденные дипломами призеров и победителей конкурсов и олимпиад.Принимая во внимание неоспоримую пользу шахмат, наши школы всячески поддерживают интерес ребят к этой древней и изысканной игре. Шахматные турниры «Белая ладья», «Шведские шахматы», «Ферзь и пешка»; шахматные состязания на ежегодном осеннем спортивном празднике, участие в городских и даже всероссийских соревнованиях – вот непрерывный фон шахматной жизни наших учеников.В наших школах шахматы доступны нашим учащимся в любой момент: паркет в актовом зале, шахматная клетка на асфальте игровой площадки, шахматные доски во всех кабинетах, отсутствие необходимости спрашивать разрешение поиграть и глубокая заинтересованность в этом увлечении всех без исключения взрослых – та самая заинтересованность, которая так важна ребенку, которая мотивирует на преодоления, на победы, на успех.Но педагогическая функция шахмат далеко не единственная. Шахматы – это еще и путь к здоровью. Играя важнейшую социальную и педагогическую роль в развитии ребенка, помогая ребенку определять свое место в системе социальных отношений, обучая партнерству и здоровой конкуренции, успокаивая и способствуя общему психологическому и интеллектуальному развитию, шахматы тем самым формируют по-настоящему здорового человека, подтверждая общеизвестную истину о том, что в здоровом теле здоровый дух.Об этом свойстве шахмат говорят многие научные исследования. Так, доктор медицинских наук Н.С.Зиноздра в своей книге «Фармакотерапия гипертонической болезни» указал на шахматы как на верное средство от детской гипертонии и незаменимую помощь в лечении гиперактивности и синдрома дефицита внимания у детей.Таким образом, шахматы являются уникальной здоровьесберегающей технологией, которая применяется в наших школах наряду с другими технологиями, способствуя созданию такой образовательной среды, которая станет для ребенка максимально комфортной, а значит – будет всегда способствовать его успеху.Пресс-служба школы №345

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте