С 1926 года наш колледж готовит учителей начальных классов для сельских школ. А десять лет назад мы перешли на многоуровневую подготовку кадров. Сначала разработали экспериментальные учебные планы, интегрированные с учебными планами Воронежского государственного педуниверситета по специальностям “Учитель начальных классов, учитель математики основной школы” и “Учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы основной школы”. И теперь структура колледжа по ступеням образования выглядит так.
На базе 9-х классов.
1-я ступень – 1-2-й курсы. На этой ступени студенты получают общеобразовательную подготовку. После окончания 2-го курса им выдается аттестат о среднем (полном) общем образовании. Экзамены на право получения аттестата одновременно являются вступительными экзаменами в Воронежский государственный педуниверситет по форме экстерната.
2-я ступень – 3-4-й курсы. Студенты получают специальность учителя начальных классов в соответствии со стандартами среднего профессионального образования, им выдается диплом базового уровня. Студенты, обладающие высоким творческим потенциалом, зачисляются на 5-й курс.
3-я ступень – 4 и 5-й курсы. На этой ступени студенты проходят дополнительную подготовку в области математики или русского языка и литературы. После окончания колледжа они получают диплом повышенного уровня среднего педагогического образования, диплом общего высшего образования Воронежского педуниверситета и дальше могут поступать на 3-й курс вуза.
На базе 11-х классов студенты обучаются 3 года.
Тесное сотрудничество с вузом идет на пользу всем. Преподаватели колледжа общаются с научно-педагогическим коллективом вуза, а наши выпускники имеют возможность получить высшее образование в сокращенные сроки.
Чтобы перейти на многоуровневую систему подготовки специалистов, включить в расписание вузовские предметы, нам пришлось изменить учебный процесс. На старших курсах мы ввели свободный от учебных занятий в колледже день самостоятельной работы. В цикловых комиссиях разработали систему самостоятельной работы студентов с первого по выпускной курс. На 4-5-м курсах в основном применяется вузовская система занятий – лекционно-семинарская.
Воронежский педуниверситет обеспечивает учебный процесс своими программами, оказывает помощь в разработке и рецензировании программ среднего специального образования. За время сотрудничества в педуниверситете прошли стажировку 18 преподавателей колледжа. Четыре преподавателя учатся в аспирантуре. Есть и уже закончившие аспирантуру и магистратуру.
В нашем колледже читали лекции, принимали зачеты и экзамены профессор, доктор наук Ольга Владимировна Загоровская, профессор, доктор наук Аида Николаевна Шимина, доценты Михаил Семенович Овсяников, Дмитрий Сергеевич Горбатов, Надежда Ивановна Кривова и др. За последние 2 года по договоренности с деканатом филологического факультета группы студентов в период преддипломной практики выезжали в педагогический университет на 2 недели. Ребятам читали лекции по отдельным предметам, и они сдавали зачеты и экзамены. А при подготовке диплома студенты и преподаватели нашего колледжа работали в фундаментальных библиотеках Воронежского госуниверситета, Воронежского педагогического университета и городской Никитинской библиотеке.
А.ГЛАЗКО,
директор колледжа, заслуженный учитель РФ;
В.БАУЛИН,
зам. директора, доцент
Россошь,
Воронежская область
Комментарии