Раньше певицы и балерины заканчивали творческую жизнь лет в тридцать с небольшим. Алла Борисовна Пугачева который десяток лет удерживается на творческом поле, давая фору многим молодым, обходя их с удивительной легкостью на самых сложных дистанциях. Певица и режиссер, музыкант и поэтесса, она сегодня выдвигается в первый ряд самых удачливых музыкальных продюсеров. Есть еще обувное производство и торговля, линия парфюмерной продукции, осененная громким певческим именем, многочисленные коммерческие рекламные проекты, реализуемые так, как будто происходящее и не реклама вовсе, а часть бурной личной жизни Пугачевой, случайно замеченная настырной прессой…
Но теперь вдруг Пугачева решила, что нужно осуществить давнюю мечту юности и стать журналисткой. Для этого певица, всегда тяготевшая к молодежи, решила поучаствовать в музыкальном проекте молодежной же газеты. Зачем это ей, народной артистке СССР? Что она все время заказывает и кому? Алла Борисовна любезно согласилась ответить на вопросы корреспондента “Учительской газеты”.
– Алла Борисовна, для всей страны вы – эстрадная певица, которая погружена в творчество. Для “Учительской газеты”, признаемся честно, вы не только певица, но еще и мама, бабушка. Взрослая Кристина, которая уже давно закончила школу и учится в вузе, школьник Никита, детсадовский Дэни (который, правда, на самом деле в детский сад не ходит). В школу к Кристине вы ходили два раза: когда она начинала учебу и когда заканчивала ее. Никиту и Дэни вы часто берете к себе на дачу, занимаетесь с ними, а значит, волей-неволей попадаете в общество людей, которые занимаются воспитанием, обучением детей, педагогикой в принципе. Какое впечатление производят на вас все эти люди, по какому принципу вы отбираете тех, кому доверяете своих внуков?
– Вы знаете, воспитание молодых всегда немножко хромало и не только в нашей стране. Невозможно сказать, в России все воспитатели замечательные, а в Германии, например, все воспитатели – жуткие злодеи. Все зависит от таланта того, кто берется за эту работу. Ребенок ведь очень зависим от многих. Медицинская среда, детсадовская среда, школьная среда – вообще в целом вся среда, в которую попадает ребенок, конечно, многое определяет в его жизни, потому что связь “ребенок – взрослый” намного серьезнее, чем нам это представляется. Я и к себе могу предъявлять претензии как к воспитателю, но все же я – родная бабушка, и это вносит определенную ноту в наши отношения с Никитой и Дэни. Конечно, я могу много им дать, но вы сейчас скажете – это позволяют мне мои материальные возможности. Большая ошибка сегодняшнего дня – судьбу ребенка, то, каким он будет, связывают исключительно с теми материальными возможностями, которые есть у бабушки-дедушки или у матерей-отцов. Не все решают деньги. Иначе почему у миллионеров дети могут быть совсем никудышными, наркоманами, дебоширами и т.д.? Многое зависит от личности взрослых, от их способности подготовить ребенка не только к учебе, но и к жизни в целом. Ребенка ведь надо научить делать выбор между плохим и хорошим, между верностью и предательством, между жертвенностью и скаредностью. Тут никто родителей не заменит. Хотя я бесконечно благодарна моей маме – при моей работе я не могла уделять дочке много времени, многие заботы легли на плечи бабушки, и я довольна тем, какой стала моя Кристина.
– Правда ли, что вы тайно, не афишируя этого, помогаете обездоленным детям, детским домам, детям из малообеспеченных семей?
– Я не хочу говорить на тему благотворительности. Я помогаю некоторым людям, но как это делаю, когда и почему, рассказывать не хотела бы. Ну вы сами понимаете почему, это ведь очень деликатная тема.
– Вы слушаете со своими внуками какую-то музыку, какие-то песни?
– Конечно.
– Вы не боитесь, что некоторые песни, вернее, их тексты могут оказать на них (да и на все подрастающее поколение) не то воздействие, какое должны были бы оказывать? Музыка должна ведь, согласитесь, чувства добрые пробуждать, облагораживать, а тут такие тексты попадаются…
– Давайте немножко поразмышляем. Время от времени взрослые начинают восклицать: “Ах, какая молодежь растет, ах, какие она песни поет, ах, какая она некультурная!” Но каждое время отражает тот уровень культуры, который есть на самом деле, а искусство – действительность. Что доступно нашим детям, нашим молодым людям в первую очередь? Песни. Что нам не нравится? То, что слова в них плохие, что тексты с матом и так далее. Мы пели другие песни, но ведь мы и другими были, и время было другое. Это, кстати, к вопросу о воспитании детей, о том, какое влияние на них оказывают семья и окружающая среда. Ведь наши дети – зеркало, в которое мы должны смотреться. Давайте посмотрим на то, какие мы сами, какие у нас политики, депутаты, публичные люди, как и что они говорят. Если слова из речей некоторых очень приличных людей вставить в текст песни, то они сами не поверят, что так говорят, и будут против этого бороться. Нам всерьез надо подумать о культуре. В шоу-бизнесе можно гнаться за эпатажем, потому что это дело денежное, идет соревнование, каждому хочется как-то выделиться, даже если это не совсем прилично. В смысле способов и методов, которые при этом используют. И тут нам надо думать о культуре тех, кто выходит на сцену, к публике, к аудитории. И еще раз вернусь к образованию. Наши дети мало читают, это всех огорчает, но никто серьезно ничего не делает. Публику мы получаем малообразованную, поэтому, чтобы она поняла, что ей говорят, чтобы у нее заслужить успех, нужно заведомо снизить планку культуры. Причем я заметила, всегда есть тот, кому это нужно, кто успех на сцене, бизнес, построенный на этом, ставит выше всего остального.
– Скажите, а в своем творчестве вам ничего не хотелось бы изменить?
– У меня пока перерыв с концертами, выступлениями, поэтому мне, конечно, хочется пересмотреть некоторые позиции. У меня ситуация сегодня сложней, чем когда-то: я могу петь только ту песню, которая стопроцентно станет хитом, но перед этим нужно взвесить – за счет чего, насколько она хороша, насколько отвечает моим требованиям и представлениям о том, что такое хорошо, насколько она совпадает с представлениями о том, что хорошо моей публике.
– Алла Борисовна, а как же мечта о “Театре Аллы Пугачевой” или, может быть, о “Школе Аллы Пугачевой”? С этим окончательно покончено или есть надежда на то, что вы станете педагогом?
– Нет, мечта есть. Когда-нибудь я буду строить что-нибудь для себя, для “Театра Пугачевой”. Это очень трудно, надо накопить много денег. А еще мне хотелось бы построить настоящий музей, где будут представлены люди, которые много сделали для нашей эстрады, для нашей культуры. Это тоже, кстати, относится к воспитанию и к педагогике – нельзя забывать тех, кто много сделал для страны, на их примерах, на их жизни нужно учить молодых.
Виктория МОЛОДЦОВА
Автор искренне признательна главному редактору “МК” Павлу Гусеву за помощь в подготовке материала.
Комментарии