Вероятно, любой директор школы, устанавливающий новую технику, размышляет над вопросом: «Действительно ли мультимедийный компьютер может стать надежным помощником и эффективным средством обучения?» Может! Но только в том случае, если он имеет доступ к информации, то есть обеспечен современными электронными ресурсами, доступными через интернет или на компакт-дисках. В этой связи особую значимость приобретает умение оперативно находить нужное содержание.
Усилиями огромного числа энтузиастов в интернете появились учебники, справочники, энциклопедии, а также подборки ответов на самые различные вопросы, качество которых постоянно совершенствуется. Сложилась общедоступная система обмена опытом и взаимного консультирования. Уже в первые годы своего существования интернет превратился в огромную библиотеку, содержание которой отражало, с одной стороны, профессиональные интересы составителей, а с другой – их увлечения. Такая двухполюсная структура накопленного массива информации сохраняется и сейчас.
Вместе с тем в последние годы и государство (в лице Минобразования и Минпечати), и негосударственные структуры (ФИО в первую очередь) сделали очень много для появления качественных образовательных электронных ресурсов.
При этом необходимо понимать, что интернет в отличие, скажем, от мультимедийных издательств – не формальная организация, а сообщество, которое руководствуется тем, что личный успех каждого проекта определяется его вкладом в развитие Сети, а также тем, что ресурсы интернета могут использоваться всеми пользователями, если только владелец не принял мер по их защите. В этой связи ресурсы интернета по умолчанию рассматриваются как публичная собственность (public domiаn), которая при помощи используемых в Сети технологий существенно видоизменяется.
Тот сектор интернета, который связан с формальным образованием, обязан своим возникновением деятельности энтузиастов, взявшим на себя роль посредников между сетевым сообществом с его своеобразной этикой и образовательной сферой. Круг таких энтузиастов, которые должны быть при этом компетентны в очень далеких друг от друга областях, относительно узок, и трудно ожидать, что он существенно расширится. Ключевым вопросом развития образовательного сектора интернета является привлечение к этому процессу рядовых профессионалов, научных и педагогических работников, причем на иных основаниях, чем чистый энтузиазм.
На первом этапе развития образовательного интернета финансирование в виде грантов национальных и зарубежных фондов, а также спонсорская поддержка частных компаний (чаще всего в виде предоставления бесплатного хостинга) были направлены на поддержку энтузиастов и их локальных проектов. В результате появились специалисты, а также относительно небольшая, но устойчивая группа потребителей образовательного интернета. Кроме того, выделены основные функции интернета в образовании, определен набор специфических услуг и продуктов.
Серьезное отношение к работе в интернете предполагает переход от концепций «найти хоть что-нибудь» и «найти все что есть» к задаче получить только нужные документы, максимально соответствующие теме запроса. Поисковые системы интернета охватывают сейчас более 8 млрд. документов (вероятно, около половины от находящихся в Сети), но при отсутствии знаний в области поиска информации успешность работы крайне невысока. Конечно, первичную помощь здесь могут оказать не только многочисленные поисковые системы, но и каталоги.
Специалисту в области образования лучше начинать свою работу не с крупных поисковых систем (Яндекс, Рамблер и т.д.), а непосредственно с одного из федеральных образовательных порталов. (Подробнее о них читайте в №17 выпуска «ИКТ» за 30.11.2004.)
Созданное Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 09.03.2004 №314 Министерство образования и науки Российской Федерации своего сайта до сих пор не имеет. Частично его функции выполняет сайт http://www.ed.gov.ru/, но содержащаяся на нем архивная информация, по очевидным причинам, отражает деятельность Минобразования России до реорганизации, а текущая – в значительной степени – лишь Федерального агентства по образованию. Вместе с тем нормативные документы, которые можно найти здесь, представляют существенную ценность.
Некоторые из документов законодательного и распорядительного характера можно разыскать в Сети на сайтах региональных комитетов по образованию. Одним из наиболее полных и хорошо организованных является сервер Департамента образования г. Москвы http://www.educom.ru/. Однако у всех официальных серверов есть один общий недостаток: отсутствует концепция их информационного наполнения. То, какая адресно-справочная информация, ссылки, документы появляются на них, зависит исключительно от доброй воли ответственного лица и его способности найти общий язык с первыми лицами.
Похожая проблема, к сожалению, сопровождает и те презентационные сайты, которые имеют несколько тысяч школ и колледжей. Если не считать изобразительного ряда, то информация, представленная на них, достаточно суха.
Конечно, есть и обнадеживающие примеры: гимназия №210 «Корифей» (Екатеринбург) http://www.koriphey.ru/ , гимназия №4 имени братьев Каменских (Пермь) http://ced.perm.ru/schools/g4/ne.shtml. Обычное информационное свое представительство школа может самостоятельно организовать, например, через портал «Твоя школа» http://ts.edu.ru/ , в котором на середину ноября было зарегистрировано около 31 000 российских школ. Но создание полноценного сайта – работа творческая. И организовывать ее необходимо по традиционным законам проектной технологии.
Как крупнейший энциклопедический ресурс интернета позиционирует себя РУБРИКОН http://www.rubricon.com/. На середину ноября его база содержала 62 энциклопедии и словаря, 19 книг, 589 886 статей, 86 881 иллюстраций и карт. Естественно, что поиск может идти одновременно по всей этой базе. Правда, есть маленькое «но…» – доступ к ресурсу платный.
Конечно, в Сети есть и множество бесплатных энциклопедических ресурсов, например, энциклопедические словари http://www.edic.ru/ (Большой Энциклопедический и Исторический словари, ссылки на многие отраслевые энциклопедии), энциклопедия «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru/, являющаяся дополненным и исправленным изданием в переводе на русский язык «Энциклопедии Кольера» («Collier’s Encyclopedia»), выходившей в США в
1952-1998 гг., Мир энциклопедий http://www.encyclopedia.ru/, посвященный русскоязычным энциклопедическим изданиям.
Но энциклопедии и справочники – лишь часть огромного «библиотечного» массива Сети. Весьма условно его можно разделить на полноценно электронные библиотеки и «традиционные» библиотеки, имеющие в интернете свое представительство.
Значимую для педагогов информацию предоставляет Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского http://www.gnpbu.ru/, каталог которой отражает все поступления в библиотеку с 1994 г., в том числе новые учебные программы, пособия и учебники.
Определенную информацию можно получить на сайте Российской государственной библиотеки http://rsl.ru/, где особый интерес вызывает библиография книг, диссертаций и авторефератов. Здесь представлены и последние поступления. Ведется работа по сканированию текстов книг и документов. Можно осуществить поиск необходимой литературы в каталоге полнотекстовых электронных изданий.
Источником информации могут служить и электронные библиотеки – доступные on-line коллекции первоисточников (обычно в виде архивов). Крупнейшая из российских электронных библиотек (около 5000Мб различных текстов) – Библиотека Максима Мошкова, которой в этом году исполняется 10 лет. Довольно полная коллекция ссылок на электронные библиотеки есть на страничке http://www.library.tver.ru/ebib.htm
Использование электронных библиотечных ресурсов в значительной степени решает проблему дефицита специальной литературы и источников, позволяет учителям и ученикам существенно расширить круг привлекаемой к занятиям литературы.
Комментарии