Слухи – страшная вещь. На пустом месте они не возникают, поэтому к слухам и относятся как к чему-то пусть и не на 100 процентов, но в какой-то мере все же достоверному. Недавно появился слух, что в Москве собираются уничтожить как таковое не только среднее, но и начальное профессиональное образование. Дескать, поскольку все передают на региональный, то бишь городской, уровень, управляться с таким огромным хозяйством – почти 200 учреждений – сложно, а потому надо их существенно сократить. Слух вызвал панику среди директоров ПТУ и техникумов, а также руководителей тех предприятий, которые до поры до времени сохраняют партнерские отношения с учебными заведениями системы профобразования. Словом, решили мы проверить, что в этих слухах соответствует действительности, а что нет.
Лиха беда начало
Для начала принципиально важно было понять, какую позицию в отношении развития НПО и СПО занимает Министерство образования, покуда Министерство образования и науки по причине несформированности никаких позиций пока занимать не может. В аналитическом докладе, подготовленном к коллегии, подводившей итоги 2003 года, основные направления можно уложить в три пункта: регионализация (то есть передача на региональный уровень) учреждений НПО и СПО и организация их работы с учетом потребности в кадрах, выстраивание многоуровневой профессиональной подготовки, создание современных, оснащенных новейшей техникой ресурсных центров. Три пункта невероятной сложности, потому что каждый требует невероятного объема работы и вложения средств. Но когда-то и кто-то должен первым сделать этот шаг. Первой оказалась Москва, и принципиально важно понять, во имя чего и как был этот шаг сделан.
Примерно пять лет назад в программе «Столичное образование-2» были определены приоритеты развития НПО и СПО в Москве: интеграция, многоуровневость, ориентировка на подготовку кадров высокой квалификации. За прошедшие 15 лет количество квалифицированных рабочих в сфере столичной промышленности сократилось с 60% до 20%, при этом общее количество занятых в реальном секторе производства – машиностроении, металлообработке, строительстве – сократилось почти в три раза, а в целом количество квалифицированных рабочих сократилось в десятки раз. Сегодня идет подъем экономики, повышается спрос на рабочие кадры, но сколько нужно рабочих, до сего времени не может сказать никто. Департамент образования провел коллегии вместе с департаментами науки и промышленной политики, архитектуры и строительства, торговли и потребительского рынка, малого бизнеса и коммунального хозяйства, службы занятости, пытаясь выяснить общую картину. Запросы после коллегий стали ясны – городу нужно 150 тысяч рабочих по 250 профессиям, но стало ясно и другое: в своем нынешнем организационном состоянии при том, что система профобразования работает по-прежнему стабильно, ни по количеству (16 тысяч специалистов в год по 132 профессиям в НПО и 69 – в СПО), ни по качеству этих специалистов она не может удовлетворить реальную сферу экономики. Не секрет: чтобы выжить в условиях рынка, учреждения профобразования стали готовить экономистов, бухгалтеров, менеджеров (в столице нынче на одно рабочее место бухгалтера приходится 16 человек с высшим образованием!) и так далее, но отнюдь не нужных городу рабочих, в результате уже два года назад стало понятно, что по причине нехватки таких кадров производство начинает буксовать, а не наращивать свои мощности. Вот когда возникла реальная угроза ликвидации учреждений НПО и СПО, но это тревожило почему-то не сами учреждения, а управленцев на городском уровне. Управленцев на уровне учреждений ситуация мало заботила, они думали в основном о себе – перепрофилировались, вписались в рынок так или иначе, а там, как говорится, и трава не расти. Так что реформа системы НПО и СПО в городе была задумана для ее сохранения и развития, а вовсе не для ликвидации как вида.
Другие времена – другие песни
Известно, что система профобразования любого города России сохранила свою оргструктуру в том виде, в каком она была создана в советское время. Но тогда она формировалась под другие цели и задачи, под запрос конкретного базового предприятия. Например, есть в Москве ПТУ, которое готовит ежегодно 180 человек по одной профессии «продавец-кассир» для Мосторга. Мосторга нет уже 15 лет, а ПТУ все выпускает для него кадры, используя старые кассовые аппараты и прочее «современное оборудование». И кадры такие городу не нужны, и предприятия, в основном частные, которые пришли на смену мосторговским, не хотят вкладывать деньги в модернизацию учебной базы. Структура, доставшаяся в наследство от советского времени, стала нынче не только существенным тормозом для развития системы профобразования, но и препятствием для налаживания партнерских связей с предприятиями.
Нелишним становится обращение к зарубежном опыту. Например, в столице Финляндии Хельсинки всего три профессиональных колледжа, в небольших английских городках с населением в 120-150 тысяч есть всего один технический колледж, в котором 12 тысяч обучающихся по 75 профессиям. В Москве же есть 15 училищ, которые готовят по одним и тем же профессиям на учебной производственной базе, безнадежно устаревшей и не отвечающей требованиям современного производства (по статистике, 85 процентов оборудования в учреждениях НПО и СПО признано изношенным), но денег на создание в каждом хорошей базы нет.
Не распыляться!
Остра проблема с кадрами: столице нужно 4500 мастеров производственного обучения, вакантны 2000 мест, дефицит кадров покрывается за счет того, что каждый мастер работает на две ставки. Это, разумеется, не способствует качеству его работы, но позволяет поднять уровень оплаты его труда, который даже и в этом случае существенно отстает от уровня оплаты мастера на производстве. Есть проблемы и с руководителями: почти 38% директоров пенсионного возраста, 5% – люди старше 60 лет, есть и восьмидесятилетние, и находящиеся в пути к девяностолетию. Отсюда естественный вывод: нужно попытаться сконцентрировать оборудование, педагогические и управленческие кадры по родственным профессиям для того, чтобы не распылять и кадровые, и финансовые средства, а собрать их, что называется, в один кулак, использовать как можно более рационально.
Системе профобразования предстоит, кроме всего прочего, нешуточная борьба за выпускников школ, количество которых к 2008 году сократится вдвое. Соперничать придется с вузами, а это значит, нужно будет предлагать молодым людям нечто более привлекательное, чем высшее образование. Этим привлекательным может стать востребованность на рынке труда с той профессией, которую даст система НПО-СПО, обеспечивая высокий уровень подготовки.
Москва предлагает создать государственно-общественный городской совет по подготовке рабочих кадров, который возглавит вице-мэр или один из заместителей руководителя столичного правительства, отраслевые советы по подготовке рабочих кадров во главе с руководителями направлений экономики – строительства, промышленности, потребительского рынка, малого бизнеса и предпринимательства, а в префектурах – советы во главе с префектами. При этом коренным образом изменится вся система учебных заведений. Сегодня у нас пять видов учреждений профобразования: профучилище готовит просто рабочих 2-го разряда, профессиональный лицей рабочих, но с более высоким разрядом, техникум готовит специалистов с просто средним специальным образованием, а колледж – с повышенным средним специальным образованием. Еще есть центры непрерывного профобразования, которые готовят по простым и повышенным программам начального образования. Все это создает невероятную путаницу, подчас никто не может объяснить, зачем создается такое количество самых разных учреждений. Так вот взамен всего этого Москва предлагает создать систему колледжей, под крышей которых объединятся профильные учреждения НПО и СПО. При этом из 200 учреждений останутся чуть больше 50. Поскольку при этом не будет разрушено ни одно учебное заведение, каждый колледж (планируется по одному на округ по каждой отрасли), по сути дела, станет своеобразным центром профобразования, который станет готовить специалистов не по одной-двум, а сразу по десятку-двум специальностей для конкретной отрасли. При этом почти десять учебных заведений не будут объединены в силу своей специфики и останутся в том виде, в каком существуют сегодня. Это железнодорожные, метростроевские, художественных ремесел, декоративно-прикладные и другие профучреждения. Начнется все с подготовки рабочих кадров по программам НПО, но каждый, освоивший эти программы, будет при желании включен в программы повышенного уровня, обучения на уровне среднего профобразования, повышать свою квалификацию на конкретном производстве. Финансирование колледжей будет производиться с городского уровня. Для отработки такой модели все учебные заведения из округов были недавно переведены на городской уровень. Это нужно для того, чтобы новые колледжи не зависели от проблем, которые руководители округов решают исходя из интересов школ, а их существенно больше, чем ПТУ и ссузов. Каждое учебное заведение, которое войдет в структуру колледжа, будет его отделением с теми же планами набора и ресурсами, которыми он располагает сегодня, останется юридическим лицом, сможет зарабатывать внебюджетные средства, хранить их на субсчете и распоряжаться ими. Возглавлять отделения, центры или филиалы колледжей будут нынешние их директора, сегодня им предстоит трудная задача: выбрать себе руководителя, который станет во главе колледжа. При всей привлекательности такой перспективы желающих занять такой пост немного, потому что это будет очень трудная и ответственная работа. Ведь руководитель будет отвечать за состояние дел и сотрудничество с отраслью, с работодателями напрямую перед городом, ему уже не удастся спрятаться за спиной окружного или городского руководителя системы образования. Поэтому это должен быть человек не только грамотный, но и вписывающийся в рыночные реалии, умеющий распоряжаться в интересах дела материальными, кадровыми и прочими ресурсами.
Работать по уму
Нынешние директора ПТУ и ссузов должны будут вместе разработать концепцию колледжа, такую, какая их устраивает и позволит выстроить его работу, что называется, по уму. Принципиально новым станет создание одного ресурсного центра для всех подразделений колледжа – материальной базы обучения, оснащенной современным оборудованием за счет бюджета, работодателей, заказчиков рабочих кадров, средств, зарабатываемых самим колледжем. Например, на подготовке и переподготовке взрослых людей, которая, как предполагается, перейдет сюда из различных центров трудоустройства и повышения квалификации вместе с деньгами, которые для этого выделяют предприятия. По расчетам, на создание таких ресурсных центров потребуется в пять раз меньше денег, чем на оснащение всех нынешних ПТУ и ссузов. Улучшить материальное положение системы профобразования, как предполагают специалисты, может помочь специальный полуторапроцентный налог на подготовку кадров, который будут платить в фонд города предприятия, не помогающие конкретным учебным заведениям, то есть будет так, как принято во всем мире. За некоторыми учебными профучреждениями будут административным образом закреплены производственные предприятия, особо нуждающиеся в рабочих кадрах. Задачи на подготовку кадров – по количеству и качеству – в рамках городского заказа профобразованию будет ставить отраслевой совет, проводящий мониторинг потребности в рабочих и технических кадрах. Таких мониторинговых служб пока еще нет, но обязательно придется их создавать.
16 июня 2004 года состоится заседание правительства Москвы, на котором будет обсуждаться такая тема: «Об участии органов исполнительной власти, профсоюзов и работодателей в развитии системы начального и среднего профессионального образования в целях восполнения экономических потребностей городского хозяйства». Если правительство одобрит предложения Департамента образования, то к декабрю 2004 года будет выстроена новая организационно-управленческая структура системы профобразования в столице, а в течение следующих трех лет будет не механически, а содержательно реализовываться идея создания отраслевых колледжей.
Комментарии