В современном русском языке много слов, пришедших по зову времени. Одно из них – «мигрант». Это те люди, которые переселяются на новые места и, как птицы, создают себе новые гнезда. Вить гнездо их заставляют обстоятельства, связанные с разными причинами: отсутствие работы, семейные проблемы.
Хорошо, когда это один человек, ну а если семья, где много детишек, вынужденных привыкать к новому месту жительства? Я не зря сравнила их с птицами, ведь эти дети часто похожи на ершистых воробышков, которые всегда готовы ответить на грубо сказанное слово или отреагировать на обиду.Дети мигрантов часто вместе с родителями вынуждены срываться с насиженного места и бежать куда-то, меняя города и школы. Бывает, что они не очень-то нужны собственным родителям, которые тяготятся ими из-за бытовых трудностей. Дети мигрантов как изгои общества чувствуют свою особенность и готовы к отражению атаки. Сложность в том, что они поступают в школу порой в середине учебного года и понимают, насколько они нежелательны. Эти дети заложники обстоятельств, но не своих, а родителей. Они рано становятся взрослыми, несмотря на худобу и малый рост.Теперь непосредственно о предмете преподавания. Мы все хорошо понимаем, что для детишек-мигрантов русский неродной язык. А главное – дома с ними беседуют на другом языке, понятном им с рождения. Мне, наверное, повезло, что в моем классе почти все ребята, относящиеся к этой группе, способные. Хотя трудности, конечно, были, притом связанные с восприятием некоторых тем по предмету. Все дело в чтении, вернее в том, что, наученные буквам, они не воспринимают смысл текста. Хорошо, если родители учились в русских школах и понимают, насколько важно умение читать. Хорошо, если взрослые помогают своим детям дома. Но основная моя боль – это психологический барьер, возведенный детьми по объективным причинам. Большинство моих учеников по национальности восточные жители: узбеки, киргизы, таджики, армяне. Это самолюбивые и гордые люди, любящие свою родину, родной язык. Как же быть? Ведь невозможно пропустить этот отрезок жизни, невозможно перетерпеть это время, пока родители заработают и вернутся домой. Значит, надо привыкнуть, перестроиться, найти свою нишу в миллионном городе, среди людей, которые порой не понимают и не хотят принять человека с его слабостями и недостатками. И тогда задача учителя – настроиться на долгий и непростой путь к ребенку, чтобы научить его, помочь ему все преодолеть, чтобы он стал полноценным гражданином нового для него общества, определенного родителями и судьбой.Безусловно, я готовлюсь к работе с такими детьми. Нет, я никого не выделяю, но узнаю как можно больше информации о каждом ребенке, которому должна помочь в общении. Приведу конкретный пример, потому что уже выработалась определенная методика. Два года прошло, как получила новый 5-й класс, пять ребят приехали из других регионов. Знакомлюсь с детьми, беседую с родителями, присматриваюсь, приучаю к своим требованиям. Среди группы выделяется Владик – самый способный по предмету, но с очень сложным характером: нельзя делать замечания при всех, нельзя обращаться по фамилии. Самолюбивый, впечатлительный, нервозный, но начитанный, грамотный, воспитанный, умный. В общем, горючая смесь, которая может в любой момент взорваться. На уроках – само внимание, правая рука… В любой момент можно спросить, и ответ прозвучит четко и конкретно; пытливый взгляд, любопытный вопрос… Даже спор со мной очень интересен. Значит, неравнодушен, значит, хочет научиться. Но когда беру в руки тетрадь с домашним заданием, кажется, что это совсем другой ребенок – все небрежно и неаккуратно. Стоит спросить – в ответ молчание и насупленный взгляд. В чем же дело? Ищу подход: оставляю после уроков, пытаюсь выяснить. Опять напряжение, молчание… Звоню маме и выясняю, что очень загружен домашними делами: на нем маленькая сестренка и брат. Вот так и продвигаюсь: отступая на пять шагов, чтобы потом сделать маленький шажок вперед. Иногда в ответ может нагрубить. Тогда приходится терпеть мне (я же взрослая и педагог). Прожили и промучились два месяца.Наступило время нашего урока внеклассного чтения – литературной композиции. Я провожу такие уроки не первый год и не перестаю удивляться, как помогают они мне во всех самых трудных вопросах. Как я это делаю? Определяю тему на год или два (например, «Моя малая родина Москва»), пишу сценарий, собираю стихи и прозу о нашем любимом городе. Обязательно делаю презентацию и музыкальное сопровождение, то есть готовый «продукт». И тут меня осенило: надо поручить Владику контролировать компьютер. Согласился не сразу, очень волновался – ответственный. Первый открытый урок провели в субботу, пригласили родителей (пришла мама Владика с младшими детьми). Ребята очень волновались, а как иначе – это было первое мероприятие такого уровня. Работа на публику, пусть для своих родителей, пусть в классе, где проходят уроки литературы и русского языка… Но дело в том, что в этот пятый класс собрали учащихся из трех разных классов. Тема урока самая актуальная – «Осень в Москве». Это был урок-праздник: девочки в нарядных платьях водили хороводы с осенними листьями в руках, все вместе читали стихи о красивейшем периоде жизни нашего города, написанные с любовью классиками русской литературы. Урок получился замечательный, Владик справился со своей задачей, и весь этот учебный год отвечал за показ презентации.Я знала, что он очень выразительно и проникновенно читает стихи, но первый раз отказался, объясняя это тем, что у него дефект речи. Я не настаивала и терпеливо ждала, когда он пожелает сам. Кроме того, его напугала фраза Михаила Лермонтова:Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын,Как русский, – сильно, пламенно и нежно!Я очень осторожно обращаюсь со словом «русский», объясняю, что оно близко к понятию россиянин, часто смысл этого слова – «живущий в России». Я не считаю, что мы, родившиеся в Москве, – какие-то особые люди, наделенные особыми правами, и стараюсь объяснять это своим ученикам. Высказывания Влада А. об уроках литературы, о добре, сострадании, мужестве, отношении к Родине:Сотворчество понимающих – это чтение понимающих, но лишь тех, кто вникает в рассказ и чувствует все события в своей душе. Без особых читателей книга ничто, потому что любимая книга должна вызывать чувства и музыку.Такие уроки нам нужны, так как они согревают душу, наполняют сердце радостью и надолго запоминаются. Литературные композиции, в которых мы участвуем, – это как луч света в будничном туннеле школьной жизни.Дом, где нет зимы, нужен для того, чтобы обрести счастье и любящих, ведь счастье не в деньгах и других богатствах, а в тепле и любви близких. Без тепла и любви у человека меняется все: характер, отношение к другим людям и понимание, сочувствие к чужой беде (о книге Дины Сабитовой «Где нет зимы»). Забота – это проявление доброты, понимания, защиты и ответственности… Человек, который заботится о других, становится добрее, отзывчивее, счастливее, так как он больше получает, чем отдает.Сострадание – это чувство, данное человеку с рождения, но люди не всегда пользуются им. Вывод один – необходимо помогать другим. Тот, кто на себе испытал тяготы и сложности этого мира, учится сострадать другим, исповедуя добрые чувства.По-моему, мужество – это то, что должно быть у каждого человека. Это смелость и способность жертвовать своими интересами или даже своей жизнью.Я не могу сказать, что у меня нет сложностей в работе с Владиком и другими детьми. Но я все-таки нашла тот путь, который помогает нам иногда идти вместе. Я написала «иногда», потому что каждый ребенок – индивидуальность. Они с большим интересом изучают русский язык, посещают все дополнительные занятия, задают много вопросов, больше читают. Помогает тесная связь с родителями, мама Владика сама любит читать и поддерживает этот интерес в своих детях. Но не всегда так безоблачно. В апреле при написании итоговой работы Владик допустил несколько ошибок (есть темы, которые он пропустил из-за болезни), вынуждена была снизить оценку. Тут же замкнулся, не отвечал на вопросы. Беседуя с мамой, я выразила сомнение, что он примет участие в уроке, посвященном 70-летию Победы. Напрасно я переживала, в этот день он был необыкновенно серьезен, читал стихи так, что невозможно было сдержать слез, а после урока написал: «Безусловно, война – одно из самых страшных событий в мире. Картины художников в сопровождении музыки из галереи Александра Смольянинова добавляли чувство ужаса и неизбежности происходящего. Письма с фронта показали, как трудно было выжить и вернуться домой». Как итог всей работы Владик определил свою судьбу, записавшись в кадетский класс. Я понимаю, что трудности еще впереди, но чувствую, что терпение, вера, сочувствие помогли нам двигаться дальше. Не хочу заглядывать в будущее, не хочу думать о неудачах – вместе мы все преодолеем. Я верю…Татьяна КОТОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №1573 Москвы
Комментарии