search
main
0

Птица высокой полетности

Разговор с учениками на языке современности

Когда я увидела фотографии Артема МАЛИНИНА, а потом просмотрела присланные им материалы: урок, мастер-класс, методики и просто размышления о профессии, уже сложилось впечатление о молодом учителе. Уверенное владение всеми средствами ИКТ, умение представить себя, свою работу виртуально, готовность пойти навстречу моему пожеланию загрузить более удобную для нашего видеообщения программу не очень удивили. По его возрасту (30 лет) я сначала восприняла его как поколение «клик», то есть тех, для кого Интернет был всегда.

 

Для молодых людей естественно наличие не только собственно информационно-коммуникационных технологий, но и участие в социальных сетях, ВК, телеграм-канале подразумеваются сами собой. Однако в моем восприятии даже фото передают куда более важное качество, в музыке, в ораторском искусстве его называют «полетность». Есть певцы, актеры и, конечно, педагоги, голос которых льется легко, как будто сам собой, а манера вести себя заставляет думать именно о готовности к полету, к движению вперед. Кажется, будто у них все получается без особых усилий, хотя это, конечно, не так. Подобное умение требует постоянной тренировки.

Беседуя с Артемом, я убедилась, что полетность у него явно есть. А вот насчет поколения «клик» оказалось иначе. «Я родился в Удмуртии, сам удмурт, русский язык получился вторым. Шестнадцать лет своей жизни прожил в деревне, окончил школу и поехал в город Ижевск поступать в университет. Хотя, вы знаете, я с детства увлекался легкой атлетикой, играл в футбол и какое-то время даже думал о спортивной карьере. Но победило желание получить высшее образование, а история всегда была моим любимым предметом, – рассказывает Артем. – Про ИКТ, возможности Интернета я узнал уже в вузе, быстро учился всему, это же такие огромные источники информации, такие быстрые средства связи!»

Я задаю традиционные вопросы. Повлияла ли на выбор профессии семья? Нет, не влияла в том смысле, что у него была полная свобода выбора, поддержка. Но все-таки, задумывается он, мама – логопед, ее сестры – учительницы… Наверное, в какой-то степени семейное окружение повлияло. По его мнению, у него так сложилось, получился нормальный путь к школе. На пятом курсе все студенты вуза проходили практику, и Артем попал, по его мнению, в прекрасное учебное заведение. Понял, что умеет держать внимание класса, справляться с дисциплиной, главное же – подать текущую тему так, чтобы заинтересовать учащихся. Окончив университет, в 2013 году пришел работать в Удмуртскую государственную национальную гимназию имени Кузебая Герда. На сайте указано, что школа создана в 1994 году. Это единственная в республике гимназия, в которой реализуются четыре ступени образования (от дошкольного до профильного среднего) и имеется пришкольный интернат. Миссия гимназии – формирование этнокультурной компетентности обучающихся, в содержание которой вкладывается знание традиций, культуры своего этноса и других народов, проживающих в Удмуртской Республике, установка на принятие различия окружающих людей, основанного на национальных особенностях, способность к самореализации в полиэтничном сообществе.

Нагрузка молодого педагога бывала и 32 часа, в текущем году – 24. Хотелось бы иметь старинную ставку 18 часов, чтобы оставалось достаточно времени для роста, для всех бесконечных дел так называемой второй половины дня: проверка тетрадей, подготовка к урокам, внеклассные мероприятия, родительские собрания, заполнение журналов, культурные походы, повышение квалификации… Но, как прозаично отмечает молодой мужчина, кушать-то хочется, приходится набирать побольше часов. Он ведет уроки в старших классах, ежегодно готовит своих учеников к ОГЭ и ЕГЭ. Как он пришел на конкурс? Проработав 6-7 лет, почувствовал, что начинает заедать рутина. Работа – дом – работа плюс репетиторство для дополнительного заработка, а жить когда?

Хотелось испытать новые вызовы. Конкурс «Учитель года» был логичным выбором. В Удмуртии процесс четко делится на два этапа: сначала посылаешь методические материалы, если прошел отборочный тур, начинается реальное соревнование. В 2020 году Артем самостоятельно отослал свои материалы и не прошел. Это заставило его хорошенько задуматься, пересмотреть наработанное. Постепенно составлялся план, иными словами, педагог учился на собственных ошибках, старался понять, каковы же требования, что именно своего, оригинального он может представить на суд коллег. В первые годы работы ему помогал советами учитель истории с большим стажем и опытом Владимир Васильевич Волков. Директор гимназии Татьяна Геннадьевна Волкова также поддержала желание молодого педагога принять участие в престижном конкурсе. Методическую помощь всегда были готовы оказать и сотрудники Института развития образования. Было на кого опереться, у кого спросить.

Но все же Артем Малинин считает, что прежде всего нужно трудиться самостоятельно. Не нужна команда помощников, хотя и такое приходилось видеть. Ты ведь показываешь собственные достижения, свои таланты. На него влияла и реакция учеников, которые восприняли новость о том, что их молодой учитель истории будет участвовать в конкурсе, с энтузиазмом, радовались за него на каждом этапе. Как любое соревнование, повышение квалификации, конференция, конкурс занимает много времени, требуются дополнительные силы, приходится отсутствовать на собственных уроках, а потом нагонять пропущенное, давать уроки в незнакомой аудитории. Если дошел до высокого уровня, предстоят поездки в разные города. Они дают уникальную возможность познакомиться с другими конкурсантами, ведь там представлена вся наша страна, почувствовать себя равным среди других талантов.

Вопрос об используемых им на уроках методиках вызывает у Малинина такие оживление и готовность поделиться, что я опять думаю: сейчас взлетит! По его мнению, педагогам важно говорить на уроках с учениками в том числе и на современном, понятном им языке Интернета. Это помогает школьникам легче включаться в учебный процесс и лучше усваивать материал. Я знаю по собственному опыту и по рассказам коллег, что уже в начальной школе ребята молниеносно кликают, проверяют сказанное учителем на своих гаджетах. Малыши, едва начавшие ползать, уже способны нажать на кнопочку в любой игрушке, чтобы зазвучала музыка или машинка побежала.

«Одним из таких инструментов для привлечения внимания учеников являются мемы, – поясняет Малинин. – Согласно Википедии мем (англ. meme [miːm]) – единица значимой для культуры информации. Мемом является любая идея, символ, манера, ситуация или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д. Термин «мем» и его понимание были введены эволюционным биологом Ричардом Докинзом в 1976 году в книге «Эгоистичный ген». Докинз предложил идею о том, что вся значимая для культуры информация состоит из базовых единиц – мемов».

«Я активно их использую на своих уроках в самых разных форматах в качестве интересного дополнения к основной программе урока. Например, в начале урока такие картинки выступают в роли мотивации к тому, чтобы начать заниматься. Кроме того, мемы могут быть представлены как задания на поиск ошибок или помощь при обобщении уже пройденного материала. Для генерации мемов я использую несколько интернет-порталов, куда можно загрузить картинку и сделать подпись. Это, например, Clideo и iloveimg, – объясняет Малинин. – В нашей гимназии мы также придаем огромное значение использованию в школьной жизни видеоконтента. У нас уже несколько лет работает медиацентр, где мы с ребятами создаем образовательные и развлекательные ролики. Это, в частности, видеолекция на тему подготовки к ОГЭ по истории и фрагмент урока, где я использую платформу LearningApps, которая позволяет создавать обучающие игры. Что касается развлекательного контента, то это видео к Дню учителя, Новому году, выпускным и другим праздникам. Простейший цифровой инструмент для создания видео – это мобильное приложение InShot. Оно позволяет легко и быстро монтировать, делать подписи и многое другое».

Как всякий добросовестный педагог, Артем Малинин уделяет внимание обучению сетевой безопасности. Создавая, например, общие со школьниками чат-группы, он обязательно напоминает ребятам о необходимости пользоваться кодом, паролем и не выдавать в Сети личных сведений о себе. А помимо учебной и внеклас­сной работы он находит время и энергию, чтобы иногда играть в футбол с коллегами и старшеклас­сниками. Остается ли время на хобби? Да, два раза в месяц он ведет радиопередачу на удмуртском языке, его привлекает данный вид журналистики. Считает, что важно беречь родные язык, культуру. Это же не только песни-пляски и национальные костюмы по праздникам, это и многовековая история целого народа, которую нужно сохранять, рассказывать о ней новым поколениям. Быть учителем – значит быть востребованным, считает Малинин. «Поэтому помимо работы в школе я занимаюсь другими проектами. Работаю ведущим эфира на республиканском радио «Моя Удмуртия». Веду эфиры на первом удмуртском интернет-канале «Даур ТВ». Являясь одним из учредителей ресурсного центра «Куара» («Голос»), в качестве руководителя проектов, ведущего и интервьюера участвую в процессе создания качественного видеоконтента на удмуртском и об удмуртском. Один из таких проектов – «Видеокурсы удмуртского языка», при помощи которого любой желающий с доступом в Интернет может сделать первые шаги по изучению: ознакомиться с произношением и написанием слов, с их переводом, узнать особенности языков финно-угорской группы и русского языка, выяснить любопытные исторические аспекты и интересные сюжеты истории и культуры удмуртов».

Артем Равильевич вошел в число 15 лучших учителей страны. Такого результата в республике удалось достичь впервые за 15 лет.

 

Справка

Артем Малинин, учитель истории Удмуртской государственной национальной гимназии имени Кузебая Герда, руководитель школьного медиацентра «РосПрос», лауреат конкурса «Учитель года России»-2022, победитель в специальной номинации VK «За мастерство в использовании современных информационно-коммуникационных технологий».

Нина КОПТЮГ, Удмуртская Республика

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте