search
main
0

Птица вот-вот взлетит…

Замечательному скульптору и педагогу Марату Рувимовичу Бабину, руководителю детской студии в московской школе № 1311, исполнилось 75 лет. Я стою посреди мастерской в его царстве дерева, металла и цемента. Рассматриваю на рабочем столе маленькие ножички и думаю, сколько же лишнего, ненужного отсекает он в созданном образе. Не только скульптурном. Даже в словесном. Но какого изящества добивается он, собирая из невзрачных кусочков свои метафоры времени. Я понимаю: эти вырвавшиеся на свободу его воля, его бунт и творческое начало способны перерасти в маленькие радующие глаз керамические работы. Это его стихия! И бушует она в обыкновенном школьном классе, где расположилась детская студия.

Его ученица Ира Эльшанская говорила мне несколько лет назад (она училась тогда в начальной школе):

– Извините, я не могу задерживаться. У меня занятия скульптурой.

Марат Рувимович будто читает мои мысли.

– Вы спрашиваете, почему дети хорошо лепят? Это генетическая память. Взрослые не знают этого изначального чувства формы – они забывают его. А дети помнят. Второй, третий, пятый класс – самое время для таких занятий: ребенком овладевает врожденное чувство формы. Это как плавание. Я когда увидел, как моего внука стали в воду окунать в младенчестве, чуть с ума не сошел. А он вдруг поплыл, поплыл… Будто десять лет его плавать учили. Но проходит несколько лет – и все это куда-то уходит…

У Иры Эльшанской «не ушло». У нее недавно выставка была, персональная. Сейчас Ира в десятом классе и мечтает стать профессиональным скульптором.

В тесной мастерской Марата Бабина огромная деревянная птица на длинных тонких металлических ножках. Кажется, вот-вот взлетит. Как же тесно птице в маленькой мастерской!

– Ничего, что тесно. Главное, есть высота. Мне нужно пространство, – говорит скульптор. Поэтому, наверное, и образ взлетающей, но так и не взлетевшей птицы едва ли не главный для него и для его учеников, которым так свойственен этот дух свободы. Фигурки, слепленные детскими руками, разбегаются по выставкам, «уходят» в видеофильмы. Они смеются, плачут, страдают, эти маленькие пластилиновые творения. А главное, они радуют людей.

Ольга МИРЕР, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте