search
main
0

Птица счастья и добра. Аист символизирует благоразумие и чистоту

Большим и малым птахам всегда находилось место рядом с человеком. Далеко до солнца и облаков, мир, откуда сыплются дожди и вонзаются в степные курганы молнии, был часто непонятен и даже чужд обитателям лесных изб и степных хаток. В то же время он постоянно притягивал их взоры, воспалял воображение. А вот птицы чувствовали себя в поднебесье вольно – летали, куда и где хотели, вся земля от края до края расстилалась перед ними, все они видели, все подмечали. А может, кому и рассказывали. Как же не приветить, не приютить божьих пернатых вестников. Среди них – особый почет и уважение красноклювым красавцам аистам…

Божья птаха

Когда видишь, как аист, озаренный утренними лучами солнца, плавно парит над крышами и кронами деревьев, кажется, что это ангел спускается с небес на землю. Что ж, сам внешний вид этой красивой, нежной и смирной птицы наводит на мысль о ее божественной природе. В селах до сих пор родители, предупреждая детей о том, что нельзя разорять гнездо аиста, говорят: «То Божья птица – грех ее обижать». Клекот аиста, когда он высоко в небо задирает клюв, воспринимается в некоторых местностях как обращение к Богу, своеобразная молитва. Между прочим, название «аист» с иврита дословно переводится как «набожность». В христианстве аист символизировал чистоту, целомудрие, благоразумие, бдительность. Собирая по болотам всякую нечисть, он, по указанию Бога, как бы заботится об очищении земли и обновлении мира. По одной из легенд аист подбадривал истязаемого Христа. Вообще божественное предназначение аиста – забота о всех страждущих и немощных. В древности, например, верили, что аисты в отличие от других пернатых кормят своих престарелых родителей. «Законом аиста» в Древнем Риме называлось предписание заботиться о своих престарелых родителях.

Когда-то и он был человеком…

Однажды во время поездки к моим сельским родичам неподалеку от шоссе я заметил приплюснутый сверху шар, который был надет на телеграфный столб. Подошел ближе и разглядел между прутиками и веточками, из которых было сложено гнездо, замершего аиста. В это время из хаты напротив вышла женщина. Первая поздоровалась и тут же начала бойко рассказывать:

– Сидят друг против дружки, что-то сердито цокотят. То он подскочит, то она засмыкается – ссорятся. Потом вижу отвернулись – надулись и молчат. А через пять минут опять зацокотели, теперь уже тише, мягче – помирились…

Я сначала подумал, что речь идет о семейных делах сына и невестки или дочери и зятя. Однако вскоре понял, что женщина рассказывала об аистах. Селящихся на крышах аистов до сих пор в селах воспринимают как членов семей. Часто даже называют человеческими именами: Иван, Василь, Яша, Грицько, Адам. Известно немало легенд, которые связывают происхождение аиста с человеком. Когда-то Бог дал человеку мешок с гадами и велел выбросить его в море или закопать в яму. Однако человек из любопытства развязал мешок, и вся нечисть расползлась по земле. В наказание Бог превратил его в аиста, чтобы тот очищал землю от нечисти. В других легендах аистом стал косец, не ответивший на приветствие Христа, убийца, разбросавший части тела убитого, которые превратились в лягушек, заядлый курильщик, который из-за неосторожности поджег дом. Последний мотив у белорусов выражен в закличках, обращенных к аисту: «Дядько Михаль, выкрешь огню, закурим люльку!» Аистам приписывали чисто человеческие черты и способности: они, например, имеют человеческие пальцы, у них есть душа, они понимают язык людей и могут плакать слезами. Как и люди, справляют свадьбы, заводят семьи. Каждая семейная пара неразлучна до смерти, в случае гибели одного из супругов другой добровольно лишает себя жизни. Случается, что самку, заподозренную в измене, семейный клан аистов судит публично и убивает.

За морями-океанами…

Много чудес по лесам, степям, горам, где обитают люди. А еще больше их за морями-океанами, где зимуют птицы. Существует поверье о сказочной земле аистов. Болгары, например, называют аиста паломником, считая, что он ежегодно посещает Святую землю. У других славянских народов существуют предания о том, что аисты улетают на зиму на край света, где, искупавшись в чудесном озере, становятся людьми, а весной, окунувшись в другом озере, вновь превращаются в птиц, так как в своей земле Господь запретил им выводить птенцов.

Первый прилет

Как известно, аисты приносят на своих крыльях весну. С прилетом аистов связано множество поверий и примет. Летящий аист предвещает здоровье, резвость, урожай, замужество. Деньги в кармане при встрече с первым аистом сулят богатство, ключи – изобилие, а пустые карманы – убытки. При виде первого аиста бегут вслед за ним, приседают, чтоб не болели ноги, кувыркаются по земле, чтоб не кружилась голова, прислоняются к дереву или забору, чтоб не болела спина, завязывают узел на шнурке от шейного креста, чтобы летом не видеть змей, берут из-под ноги землю и бросают в воду, которой кропят себя и дом, чтобы не было блох. Для крестьянина прилет аистов весной – это первый сигнал: пора высевать яровые, копать огороды.

Ребенок в клюве

«Мама, откуда я появился на свете?» – спрашивает малыш у матери. Та улыбается и отвечает: «Тебя аист в клюве принес». Подобные диалоги можно услышать во многих семьях. Поверье, что аист не только покровительствует рождению детей, но часто и сам приносит их, широко распространено у славянских народов. Суеверие это происходит из древнего представления, что народившиеся души обитают в стране болот и озер, где аист добывает себе пропитание. По другой версии отношение аиста к деторождению связано с фаллической символикой его клюва, которая проявляется, в частности, в поведении ряженного аистом в рождественской обрядности, когда он клюет своим клювом девушек.

Аист приносит детей в корзине, лохани, корыте, просовывает их через дымоход. Случается, что он бросает через печную трубу в дом лягушек, которые приобретают человеческий облик. Детям говорили, что нужно поставить на окно тарелку с сыром, чтобы аист принес ребенка. Сельская ребятня часто просила бусела (так называют аистов на Полесье), чтобы он подарил им братика или сестричку: «Буську, буську, принеси мне Маруську!» В Белоруссии во время крестин в дом приходил гость, ряженный аистом, и поздравлял родителей с новорожденным. Согласно приметам ребенка следует ожидать там, где кружит аист, где он вьет гнездо. Если птица встанет на трубу во время свадьбы, то у молодых скоро будет ребенок. Женщине аист снится к беременности и рождению сына.

Гнездо на крыше – мир на земле

Во многих местностях гнездо для аиста устраивают на крыше дома или непосредственно вблизи жилья, используя для этого старую борону или колесо, которые, как считают некоторые, должен втащить холостяк с помощью девушки. Везде гнездо аиста на крыше – счастливая примета. Оно оберегает дом от молнии и пожара, от града, чар и духов, способствует прибыли в хозяйстве и обогащению хозяина. Дом, на котором или вблизи которого не хотят селиться аисты, считается проклятым. Внезапный уход аиста с гнезда предвещает запустение в хозяйстве и даже смерть кого-нибудь из домашних. В предчуствии попадания молнии или пожара аист покидает гнездо и переносит птенцов в другое место. Если аист выбрасывает из гнезда свое яйцо, то это предвещает голодный год.

С поведением аиста на гнезде или вблизи него связаны некоторые погодные приметы. Если аист летает кругами возле своего гнезда, это предвещает ненастье. Если в течение лета аисты часто собираются в стаи и долго кружатся, то наступающая осень будет холодная и ненастная. Если аисты не отлетают до Спаса, то будущая зима обещает быть мягкой и теплой. В белорусском Полесье жницы просят аиста: «Иванько, Иванько, зашли нам трохи ветра, бо не здюжим жать».

Разорение гнезда аиста считается тяжким грехом. У того, кто это сделает, аист сожжет дом или унесет из колыбели ребенка, а вместо него положит обгорелое полено. Аист мстит обидчику, высекая огонь клювом или принося в клюве головню, которой поджигает крышу.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте