Подперев щеку, Марина обводила колпачком вмятину на парте. В кабинете с зелеными стенами в оранжевых узорах свет казался гуще. Присутствовали и другие слушатели, но Марина видела только спины. Внимали Сократу Степановичу не все. Евгения, например, то и дело завязывала волосы в хвост, а потом распускала. Лебедев – имени Марина не запомнила – рисовал в ежедневнике объемные цифры. Один, один, один, один…
Она сидела за предпоследней партой, представляя, как нелепо смотрится в коллективе привлекательных людей. Навевало воспоминания. Однажды на уроке биологии ее классу показывали обучающий фильм. По новозеландским просторам носились пушистые птички, похожие на грызунов. Диктор произнес: «Аптерикс, которую мы знаем под названием киви, птица из отряда кивиобразных…»
Одноклассник Марины воскликнул: «А Платонова-то – киви! Платонова – киви!»
Так за ней закрепилась кличка. Марина была низкая и круглая, с сутулой спиной и тонким изогнутым носиком между точками-глазками. Пара ног торчала спичками из шарообразного тела. Каштановые волосы перьями рассыпались по мелкой головке. Летать она тоже не умела.
С просмотра фильма прошли годы, но навязанная беспомощность вынуждала девушку чураться общества. Заталкивала в угол.
Сократ Степанович закрыл ежедневник и обмахнулся им.
– В самом деле, коллеги, вы уже не школьники. Детская непосредственность хороша в меру, – сказал педагог-организатор.
Пожилой орлан не заметил бы птичку киви – то ли он высоко парил, то ли она низко бегала. Богатырского телосложения, этот шестидесятилетний педагог носил костюмы свободного кроя и модные очки, стриг седые волосы в барбершопе. Сотрудники болтали между собой, что Сократу пора на пенсию, а не строить из себя юнца. Но Марине он нравился: говорил спокойно, несколько сонно, в тембре улавливались добрые, отеческие вибрации.
– Вот Александра Ильинична, например… Нет, прошу-прошу, не вставайте, – Сократ Степанович махнул ежедневником, и подорвавшаяся с места педагог присела. – Понятное дело, что игра «три в ряд», коей вы увлечены все собрание, куда занимательнее, чем заполнение журнала.
– Извините, – Саша, молодой педагог иностранных языков, заблокировала телефон.
– Бог простит, Александра Ильинична. Но, судя по вашему списку мертвых душ, который вы коллекционируете и по неведомой причине не отчисляете, у вас и с этим могут возникнуть проблемы. – Сократ Степанович поправил съехавшие очки. Уперев записную книжку в парту, педагог пожал плечами:
– Прошу вас, звоните родителям, спрашивайте, почему их чадо не ходит месяц, два, три. Мы не школа, а Дворец творчества. Вы личности креативные, не до бумажек… Да и обязаловки нет. Считайте заполнение документов игрой вроде «три в ряд».
Педагог-организатор закончил и сел за ноутбук. Медленно перемещая курсор, он открыл презентацию. Экран проектора переливался зеленоватым. Часть заголовка пропала за краем слайда. Фото с людьми, показывающими пальцы вверх, перекрытое водяными знаками, было до неприличия растянуто.
Сократ Степанович нажал на кнопку пульта-кликера. Ничего не произошло. Он придержал очки за дужку и попробовал еще раз. Пустое.
– Дмитрий, – педагог обратился к Лебедеву, художнику объемных единиц. – Посмотрите, пожалуйста… Гм.
Сократ Степанович смущенно передал кликер подчиненному:
– Посмотрите как профессионал. Вы же айти преподаете? Посмотрите, да. Что? Так быстро?
Лебедев отдал Сократу Степановичу пульт и пожал плечами.
– Вот здесь, – показал он пальцем, – кнопка включения.
Педагог-организатор заговорил о дальнейших планах отдела. К концу презентации показал фотографии своих учеников: как они ходили в поход летом, как устраивали выставки, побеждали в конкурсах. Марина вытаращила глаза. Безобразное качество. Снятые на доисторический смартфон, они не отражали прелести момента, а, напротив, пугали.
– Марина Андреевна. Выйдите к нам.
Платонова встрепенулась и покачала «клювиком». Коллеги разом посмотрели в ее сторону. Словно не поверили в ее существование.
Педагог медленно поднялась. Как двоечница.
– Ну же, смелее, – подбодрил Сократ Степанович. – Покажитесь нам.
Платонова поковыляла к электронной доске.
Сократ Степанович положил ладони на плечи подчиненной:
– Поговорим о приятном. Знакомьтесь, Марина Андреевна Платонова, новый педагог, будет вести кружок фотографии.
Девушка, скованно улыбнувшись, всех поприветствовала. Лица педагогов были светлы и мудры. Их улыбки не могли врать. Марина ответила взаимностью.
«А Платонова – киви!»
Улыбка застыла в гримасе. То ли птица, то ли фрукт, бесцеремонно вошедшая в лес мудрых сов. Педагог теребила лацкан оливкового пиджака, пока Сократ Степанович рассказывал уморительные истории из своей педагогической молодости.
Когда участники собрания разошлись, Марина задержалась. Сократ Степанович закрыл ноутбук и убрал очки в футляр. Взял под руку ежедневник и обернулся на подчиненную:
– Вы хотели что-то уточнить, Марина Андреевна?
Киви потрепала полы пиджака. Набравшись смелости, она сказала:
– Ваши фото, если честно…
– Отвратительны, – засмеялся Сократ Степанович.
Марина разрумянилась. Педагог-организатор повел ладонью:
– Ваше профессиональное чувство прекрасного выше этикета, я не обижаюсь.
– Хочу дать вам пару уроков, – поймав себя на чрезмерной наглости, Марина поежилась. – Если вы и сами…
Сократ Степанович недолго находился в смущении. Его глаза загорелись от предложенной авантюры:
– Вы верно поняли Конфуция, Марина Андреевна!
Прежде чем Платонова успела опомниться, Сократ Степанович удалился. Она осталась довольна своей дерзостью. Для кого-то предложить опытному педагогу мастер-класс по фото – маленький шажок, а для несуразных птичек вроде Марины – целый подвиг.
После одного из занятий фотографией Сократ Степанович пил с Мариной чай. Опершись о парту, она листала фотографии ученика на стареньком «Никоне», хмурясь. Рассмотрев фото пустой майской аудитории, едва тронутой закатными лучами, девушка почувствовала предательское покалывание в глазах.
– Почему вы сказали про Конфуция тогда, когда я предложила вам свои уроки? – спросила она. – Я вряд ли пойму великого учителя. Я даже не педагог. Просто фотограф, сменивший профессию. Занятий с детьми по пальцам одной руки пересчитать. Мои коллеги – настоящие учителя, а я так, залетная птичка.
Педагог-организатор мягко, по-отечески улыбнулся. Он сказал:
– Так вот где собака зарыта, Марина Андреевна. У вас просто синдром самозванца. Не смотрите на меня так! Я знаю, о чем толкую.
Сократ Степанович отставил пустую кружку и присел на место педагога. Марина отложила фотоаппарат.
– Я оказался в педагогике позже молодых коллег, и всю жизнь меня окружали юные профи. Когда я пришел в первую школу учителем истории, мне было уже тридцать семь лет. Все думали, дескать, я опытен и спрашивали совета. «Учитель и ученик растут вместе» – так говорил Конфуций, – Сократ Степанович снял очки и помассировал веки.
– А по правде, – добавил он хмуро, – Конфуций не был моим наставником. Не знал я, что у него в голове. Видимо, я так расстроен, потому что в свое время Конфуция так и не встретил. Да что там Конфуция! Даже Лао-цзы, и того не нашлось. Вы-то молодой, перспективный специалист. Перед вами открыты все дороги. Только, будьте любезны, не зарывайте голову в песок.
Марина определенно страдала синдромом самозванца. В собственный успех не верила, полагалась на мнимую удачу, а на уход в педагогику решилась в возрасте Христа, что несколько поздно, по ее мнению. Но Сократ Степанович разрушил эти стереотипы всего одним добрым словом. Он не боялся держать в фокусе спину впереди бегущего, пусть и более молодого. Не отставал и обгонял. Так и стал марафонцем, на которого равняются.
– Сократ Степанович, – Марина состроила серьезное лицо. – Я не зарою голову в песок. Так делают страусы.
Платонова, поджимая губы, отправилась на выход из кабинета.
Обернувшись, она засмеялась:
– А я не страус, а птица киви!
Покачав «Никоном», добавила:
– И не опаздывайте, пожалуйста, послезавтра на фотокружок. Учитель и ученик растут вместе, верно?
Маргарита ЗЛОТИНА, специалист по связям с общественностью (по совместительству педагог дополнительного образования) Дворца детского творчества и молодежи «Восточный», лауреат конкурса «Старт в педагогику»-2023
Комментарии