Это немыслимо даже представить, но дело было именно так. Первого сентября прошлого года при большом стечении высокого начальства – губернатора Дмитрия Аяцкова и мэра Саратова Юрия Аксененко в окраинном городском быстроразвивающемся поселке Юбилейный открывалась новая средняя школа №107.
Присутствие первых лиц области и города придавало особый, пропагандистский характер теперь, увы, столь редкому здесь событию: то была первая за последние семь лет саратовская школа-новостройка. В прежние времена город ежегодно дарил детворе по две – три такие школы, но в связи с демократическими преобразованиями и полным за пять последних лет прекращением финансирования образования из областного бюджета их ввод сначала резко сократился, а потом и вовсе прекратился. Что закономерно привело к перегрузке уже старых, порою непригодных для занятий, и введению трехсменки. В конце концов местные власти попытались решить эту острую социальную проблему собственными силами, находили деньги для начала строительства, которое потом, как и следовало ожидать, благополучно и надолго приостанавливалось. Классическим примером затянувшегося на неопределенное время учебного долгостроя стала 12-я школа в Волжском районе: какие только привлеченные силы, в том числе и депутат Госдумы Владимир Южаков, не пытались продвинуть дело к первому звонку в ней. Но все бесполезно.
Такая же печальная судьба надолго оставаться законсервированной была уготована и 107-й школе, строившейся ни шатко ни валко с 1998 года… А для рапорта о том, что в Саратове все-таки есть школьные новостройки, решили поступить очень хитро и открыть… без подписей самых главных в акте о приемке лиц – представителей центра санэпиднадзора и руководства «Саратовстроя». А поскольку без акта нет паспорта здания, а без него и школы как юридического лица и финансирования, то весь учебный год педагоги настоящей нелегальной школы проходили по документам… соседней, 66-й школы, два учебных корпуса которой несколько лет назад из-за глупости администрации и архитекторов отгрохали на расстоянии восьмисот метров друг от друга, а потом разделили на собственно школу и седьмую гимназию.
– Я сам присутствовал на торжественном открытии 107-й, но совершенно не догадывался, что занятия там проводить нельзя, и узнал об этом лишь 14 января с появлением в Думе документов о создании школы, – вспоминает депутат городской Думы Александр Фролов, в чьем округе находится злополучная школа. – К весне положение обострилось. Как оказалось, школа загружена всего лишь на 60 процентов, в то время как соседняя гимназия перегружена. Чтобы как-то разрядить обстановку, депутаты и местные власти предложили компромиссное решение: эту школу доводят до нормы путем перевода всех учеников 66-й школы или гимназии, а в одном из их зданий открывают детский сад, Но такое предложение никого не устраивало. С ликвидацией любого учреждения одна сторона обязательно оказывается в проигрыше. На стихийно возникшем в моем присутствии митинге наиболее активные учителя и ученики скандировали: «Руки прочь от 107-й, руки прочь от 107-й!!!», а некоторые педагоги в знак протеста всерьез намеревались начать голодовку. Наконец, 2 000 000 на устранение недостатков были найдены и в конце весны санэпиднадзор и строители подписали-таки акт о приемке школы. Как говорится, лучше позже, чем никогда. Но остается неясным, понесут ли наказание те, кто ради победных реляций совершил противоправный должностной подлог и без всяких оснований устной или письменной директивой заставил-таки вселиться в не приспособленную для полноценных занятий школу, сделав 43 учителя и 540 учащихся заложниками очень грязной административной игры. Какие уроки вынесут из нее дети? Что в правовом государстве, к чему стремится Россия, возможен полный беспредел: без всяких гарантий на безопасность запускать более полутысячи школьников и не отвечать за возможные тяжелые последствия, а учителей сделать «подснежниками» и заставить числиться по документам той же 66-й школы и не отвечать за фальсификацию?
Расследуя эту поистине детективную историю, я постоянно натыкался на отчаянное сопротивление ответственных лиц говорить со мной на эту тему. Отказывались вести разговор директор школы Елена Мельник, заведующая Волжским отделом народного образования Лариса Сорокина, председатель городского Комитета по образованию Марина Алешина и в Министерстве образования области. Все словно воды в рот набрали… А ведь именно при их попустительстве целый год вершилось беззаконие. И ни один из них, ответственных за судьбы учеников, учителей и школы, не пикнул, мол, что же, друзья, творится у нас и как это вообще возможно?
Кто за это ответит? Может быть, градоначальник – уж его-то перед разрезанием ленточки у школьного порога заранее оповестили, что по всем правилам вход сюда запрещен! Однако у Аксененко свои, особые правила правления вверенным ему городом. По одному из них ровно два года назад он незаконно подписал распоряжение о приватизации и передаче в частные руки госпожи Коннычевой третьего лицея имени Пушкина в самом центре города, а позже распорядился передать владельцу баскетбольного клуба «Автодор» Родионову Ледовый дворец «Кристалл», отчего на улице оказались бы 600 юных воспитанников школы фигурного катания и хоккейной. И только благодаря активному противодействию родителей административное наступление на детство удалось предотвратить.
Комментарии