search
main
0

Псковские каникулы. Состоялась 13-я экологическая экспедиция школьников России

Межрегиональная экологическая экспедиция школьников России – образовательный проект, сложившийся в рамках движения «Учитель года» при поддержке «Учительской газеты». Ежегодно в июле со всех концов страны съезжаются победители конкурсов «Учитель года России» вместе с группами школьников, для того чтобы совместно провести двухнедельную летнюю школу.

Каждый год местом проведения экспедиции выбирается новый регион России и новая территория, обладающая ярко выраженным природно-климатическим своеобразием. Начиная с 2002 года экспедиция побывала на Байкале, в лесах Приуралья, на территории Печеро-Илычского заповедника, в Приазовье, в горах Кавказа на территории Большого Кавказского заповедника и в засушливых степях Астраханской области, в природоохранных зонах Южного Урала  и на берегу Балтийского моря, в природном парке «Куршская коса»…Летом 2014 года площадкой проведения 13-й межрегиональной экологической экспедиции школьников России стали заповедные территории Псковской области. Палаточный лагерь экспедиции, принявший делегации учителей года и школьников из 23 регионов России, а также из Республики Болгария, разместился в сосновом бору на берегу Псковского озера.  Совместно работали 40 педагогов и 150 школьников.Основная идея экспедиции – интенсивное обучение старшеклассников методике и практике исследовательской и проектной деятельности в полевых условиях. Эта деятельность включает изучение климата, воздуха, водных ресурсов, растительного и животного мира района проведения экспедиции. Кроме того, ребята проводят  краеведческие исследования, познают этнографические особенности и историко-культурное своеобразие этой территории. Все эти программы – авторские разработки учителей, принимающих участие в экспедиции. Ежедневно учащиеся, разделившись на группы, направляются в полевые мастерские учителей года. В тринадцатой экспедиции таких мастерских работало более тридцати.День первый. Старые друзья Дождиком и туманом встретил нас город с тысячелетней историей. Мы сразу очутились в теплых объятиях наших друзей из Москвы, Челябинска, Сарова, Калининграда… Нужно было многое рассказать и о многом расспросить тех, с  кем зимой мы участвовали в зимней школе и не виделись целых полгода. Вечером все делегации собрались на эстраде для традиционного представления регионов. Сценические номера были традиционными и новаторскими, зажигательными и познавательными, смешными и трогательными. Особенно хочется отметить интерактивность выступления ребят. Ближе к ночи традиционно зазвучал гимн экспедиции, который объединил ребят в один большой круг.День второй.  Открытие экспедицииФлаги всех регионов развевались на ветру. Перед участниками выступили официальные лица, псковская земля встретила экспедицию зажигательными танцами и песнями. Образовательные и научные цели озвучил руководитель экспедиции Владимир Головнер. В этот же день начались мастерские.Под руководством учителя года Белгородской области Галины Монаковой и Светланы Жигановой из Сарова Нижегородской области участники экспедиции занимались изучением почвенных горизонтов, учились определять механический состав почв, их влажность, кислотность и другие качества.Орнитологические исследования проводили в мастерской учителя года Тульской области Татьяны Максимовой.  Используя полевые бинокли, определяли численность и видовой состав популяций птиц на изучаемой территории, фиксировали обнаруженные виды на фотоаппарат.В рамках вечерней программы традиционно запланирован фотоконкурс. В этом году лауреатов объявляли в пяти номинациях – «Портрет», «Пейзаж», «Флора и фауна», «Сюжет» и «Солнышко на ладони». Номинантов отбирало жюри, а лучшую фотографию дня выбирали все участники экспедиции на вечернем часе.День третий. Короеды, по порядку рассчитайсьДень по традиции начался с утреннего радио. В веселой форме участников познакомили с распорядком дня и значимыми событиями. А далее – мастерские.Вместе с учителем года Владимирской области Сергеем Цикловым участники экспедиции проводили энтомологические исследования: учились определять виды короедов по их ходам и производить учет численности.В мастерской учителя географии из города Губкина Белгородской области Людмилы Булгаковой ребята занимались биоиндикацией: вычисляли площадь проективного покрытия лишайников, определяли их  виды и по этим данным называли индекс чистоты воздуха.В вечерней программе продолжали знакомиться с делегациями. Каждое выступление заканчивалось вручением делегациям памятных значков.День четвертый. До свидания, новички! Да здравствуют экспедиторы!Один из показателей благополучия природной  среды – радиационный фон местности. Радиационным мониторингом школьники занимались с учителем года Кубани Андреем Семке.Оксана Вережникова из Сарова Нижегородской области и Людмила Терещенко из Нижнего Тагила Свердловской области обучали ребят основам гидрохимического мониторинга. Используя мобильную лабораторию, участники экспедиции экспериментально измеряли различные показатели качества воды, взятой из природных источников, устанавливали ее ионный состав.А вечером нас ждало долгожданное и незабываемое зрелище под названием «Посвящение в экспедиторы». В этой церемонии принимают участие учителя и школьники, первый раз участвующие в экспедиции. Одни проходят испытания, из которых выходят мокрыми, грязными и веселыми, другие организуют станции и ищут инвентарь для «экзекуций». А затем и новички, и старички поют песни у костра. День пятый.  Что? Где? Когда? Первое утро, которое встретило нас ярким солнышком. Над озером появились лебеди. Исследованием растительных пигментов – антоцианов – экспедиторы занимались в мастерской учителя года Республики Адыгея Ирины Маркиной. Приготовляли водные вытяжки из растительного сырья, изучали их поведение в кислотно-щелочных средах в качестве индикаторов, учились разделять смеси спирторастворимых пигментов – хлорофилла и ксантофилла.Наталья Телегина из Свердловской области обучала экспедиторов основам микроскопии в полевых условиях. Ребята учились готовить препараты из растительных и животных организмов, фиксировали полученное под микроскопом изображение на цифровой фотоаппарат и анализировали его.В вечерней программе – игра «Что? Где? Когда?». Все команды играли азартно, новички не уступали старичкам. Вопросы были в основном из предметов естественно-научного цикла. День шестой. СпортивныйВ утренней программе нас ждало увлекательное путешествие в Музей-усадьбу народности сето. Мы ознакомились с традициями и обрядами этого малого финно-угорского народа. А в конце экскурсии девушка Лена, представлявшая свой народ, угостила нас национальным блюдом.  Учитель года Липецкой области Алексей Овчинников учил работе с мобильной лабораторией PASCO. Используя ее, участники экспедиции изучали состав воздуха, качество воды в Псковском озере, проводили температурный мониторинг изучаемой территории, учились обрабатывать полученные данные и анализировать результаты.Химический состав и типы горных пород определяли в мастерской лауреата московского конкурса «Учитель года» Владимира Головнера. С помощью полевой химической лаборатории устанавливали ионный состав образцов и делали вывод о  целесообразности их разработки.А вечером развернулись настоящие спортивные баталии. Сборная учителей России сражается со сборной учеников. Сначала в бой вступили мужчины. Волейбол, футбол – борьба не для слабонервных. Затем на волейбольной площадке встретились девушки. Победила молодость.День седьмой. День креатива  И снова утро началось с посещения удивительных мест Псковской области. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь – духовно-просветительский центр региона. Священнослужители провели нас по пещерам, рассказывая об истории монастыря. Более 140 лет обитель была крепостью на северо-западных рубежах России.Изборск – это уникальный историко-культурный и природный комплекс, включающий Труворово городище, каменную крепость на Жеравьей горе и Словенские ключи.  Изборская крепость покорила своим величием. Мы  узнали о великих подвигах русского оружия, побывали в средневековом арсенале под башней Луковкой, спустились по тайному ходу к тайнику с водой, ознакомились с хитрыми ловушками и укреплениями. В мастерской Геннадия Петрова из Удмуртской Республики ребята изучали основы бионики, узнавали, как, заимствуя у природы принципы строения живых организмов, создавать сложные инженерные и архитектурные сооружения. Работая в этой мастерской, экспедиторы создают собственные натурные модели, работающие по принципам бионики.Валеологическими исследованиями в экспедиции занимается Оксана Маляева из Сарова Нижегородской области. В ее мастерской ребята производили замеры физических параметров собственного тела, выполняли тесты на работоспособность дыхательной и сердечно-сосудистой  систем и по этим данным составляли индивидуальные карты здоровья.А вечером нас ждала увлекательная программа «День креатива». Каждый участник учил тому, что он умеет сам. В результате мы научились плести косички, танцевать зажигательные танцы, играть на гитаре, писать стихи на коленках. День восьмой.  Игры народов В мастерской Натальи Мясниковой и Марии Соколовой из Мурома Владимирской области участникам экспедиции представилась уникальная возможность заглянуть в себя, познать особенности собственной психики и выяснить условия эмоционального комфорта.В мастерской учителя года Удмуртской Республики Валерии Балтачевой экспедиторы обучались методам сбора этнографического материала в полевых условиях, составления опросников,  ведения полевого дневника. Учитель года Саратовской области Татьяна Усова знакомила экспедиторов с русскими народными играми, традициями и обрядами, связанными с празднованием дня Ивана Купалы, и особенностями этого праздника на Псковщине.Учитель года России-2006, филолог из Вологодской области Андрей Успенский исследовал особенности храмовой архитектуры Пскова, показывал конструктивные закономерности древнерусского зодчества, устанавливал взаимосвязь псковско-новгородской школы зодчества с историей региона.А вечером нас ожидали неповторимые игры народов экспедиции – удмуртские и казачьи, мансийские и литовские, эстонские и русские, сложные и простые, забавные и требующие ловкости, с удивительными названиями. Все участники экспедиции смогли попробовать себя и в роли участника, и в роли ведущего.  День девятый.  День регионаЦелый ряд полевых мастерских дал возможность участникам экспедиции получить полезные жизненные навыки. Так, в мастерской учителя года Челябинской области Елены Давыдовой обучались навыкам ориентирования на местности; используя простейшие приборы, определяли географическую широту и долготу, учились перемещаться по азимуту и составлять схематический план местности методом глазомерной съемки.Эту работу экспедиторы продолжили с учителем биологии из города Сатки Челябинской области Ларисой Хуснутдиновой, обучаясь методам ориентирования на местности с использованием природных объектов. Литературным краеведением занимался в своей полевой мастерской учитель года Оренбургской области Кирилл Демушов. И поскольку история псковского края неотделима от биографии Пушкина, экспедиторы устанавливали взаимосвязи между той частью жизненного пути поэта, которая прошла на псковской земле, и творчеством Александра Сергеевича.Учитель года Ханты-Мансийского автономного округа Светлана Коблякова обучала экспедиторов практике выживания в экстремальных условиях: как развести огонь, собрать влагу путем конденсации, найти и правильно употребить лекарственные травы. В мастерской учителя года Амурской области Дмитрия Филатова можно было научиться завязывать туристические узлы и узнать, для каких целей их можно применять в полевых условиях.В мастерской учителя года Красноярского края Надежды Князевой экспедиторы обучались принципам профессиональной фотосъемки и элементам анимации – средствам фиксации и представления результатов исследовательской деятельности.Обучившись в экспедиции множеству полезных вещей, экспедитор должен уметь еще и передать свои знания другим. Именно этому была посвящена мастерская учителя года Вологодской области Марины Никоарэ. Ее программа называлась «Школа экскурсовода».Еще один полезный навык участники экспедиции выработали в мастерской лауреата конкурса «Учитель года» из Москвы Марины Говоровой, которая в игровой форме обучала экспедиторов основам семейного права и умению применять эти нормы в конкретных жизненных ситуациях.А вечером народные коллективы Псковской области ознакомили нас с танцами, обрядами, песнями региона. Школьники и учителя научились изготавливать обереги, плетенки, куколки.  На спортивной площадке клуб реконструкции представил целое шоу, мы изучали военное снаряжение русских воинов и стреляли из боевых луков. Перед нами в течение вечера открылся многогранный, многонациональный, поликультурный красивый край. День десятый. Do you speak Portuguese?Одна из традиций экспедиции – издание собственной многотиражной ежедневной газеты в полевых  условиях. Над ее созданием работает коллектив энтузиастов из  числа участников экспедиции, возглавляла редакцию учитель года Воронежской области Наталья Тихонова.Но для того чтобы полевое экспедиционное издание обрело вид профессиональной газеты, экспедиторы проходили обучение в мастерской учителя года Тамбовской области Арсения Попова, где осваивали основы дизайна и газетной верстки, принципы рубрикации и основы инфографики.И наконец, участники экспедиции за две недели работы в полевом лагере могли обучиться основам сразу нескольких иностранных языков. Так, учитель года Азова Ростовской области Светлана Малькевич на своей мастерской увязывала изучение английского языка с экологическими проблемами. Ребята трудились над конкретным проектом –  картой природоохранных территорий Псковской области на английском языке.В мастерской учителя географии из Калининграда Дмитрия Горшенева можно было не только обучиться азам португальского языка, но и ознакомиться с традициями и культурой одной из стран изучаемого языка – Бразилией.Уже в шестую экспедицию привозит своих учеников учитель географии из столицы Болгарии Софии Элизабет Бойдева. Для болгарских школьников участие в экспедиции  не только возможность приобщиться к экологическим исследованиям, но и шанс попрактиковаться в русском языке, который они изучают в своей школе в качестве иностранного, и побывать в самых интересных местах России. А их учитель в свою очередь знакомит экспедиторов с основами болгарского языка, культурой и традициями Болгарии.День одиннадцатый. «Приют, сияньем муз одетый…»Мы долго ждали и готовились к этому дню. Михайловское, Тригорское, Петровское, Святые Горы… В Михайловском находится поэтическая родина поэта, здесь набрал силу его поэтический талант, расцвел его гений. В Святогорском монастыре он обрел последнее земное пристанище. Мы ходили тропками по аллеям мимо домика няни в Михайловском, по аллее Керн, любовались прудами и озерами.Тригорское – «приют, сияньем муз одетый», дом друзей А.С.Пушкина, место, ставшее для него вторым домом в годы ссылки. Обитателям Тригорского посвящены бесценные пушкинские стихи, здесь живо ощущаются тригорские реалии романа «Евгений Онегин».А вблизи дома Абрама Петровича Ганнибала, прадеда Александра Сергеевича Пушкина,  сохранились два мощных вяза и липа, которые росли еще при арапе Петра Великого. День двенадцатый. Поездка в ПсковУтром нас ждало увлекательное погружение в историю. Первым величественным сооружением на нашем пути стал памятник Александру Невскому и его дружине, установленный в 1993 году на горе Соколиха. Авторы композиции – скульптор И.И.Козлов и архитектор П.С.Бутенко. По замыслу авторов великий князь Александр Невский изображен в окружении дружинников из Пскова, Владимира, Новгорода и Суздаля. Скульптурная композиция поражает своим величием и воплощает единство и неделимость Русской земли, ее соборность, в которой русские всегда находили духовную силу и опору.Еще один грандиозный памятник призван увековечить память о подвиге солдат 6-й парашютно-десантной роты 104-го гвардейского парашютно-десантного полка в Аргунском ущелье. Памятник, созданный по проекту архитектора Анатолия Царика и установленный в 2002 году, называется «Купол». Следующей нашей остановкой стал Псковский кремль – сердце древнего Пскова. Кремль  расположен на высоком холме при слиянии рек Псковы и Великой. Единственный сохранившийся до наших дней из больших храмов Пскова – Троицкий собор – душа и сердце Псковского кремля и великолепный образец русской религиозной архитектуры. Перед началом Ледового побоища князь Александр Невский молился именно здесь.Памятник Пушкину и Арине Родионовне, установленный в 1983 году, – единственный монумент, изображающий поэта рука об руку с его «подругой дней суровых».          В вечерней программе нас ждал традиционный концерт межрегиональных делегаций. Необычность этого мероприятия в том, что школьники из различных регионов объединяются, чтобы создать творческий коллектив и исполнить свой номер на сцене. Участники пели, играли на гитаре, танцевали зажигательные танцы, пели на различных языках. Но больше всего нам понравились танцы, которые подготовили для нас учителя. День тринадцатый. Научно-практическая конференция В завершение экспедиции мы провели научно-практическую конференцию, на которой ребята рассказали о том, чему научились за время экспедиции, и об особенностях региона, где в этом году работали.Целый день дети обрабатывали результаты и вместе с руководителями готовили выступления. А вечером вышли на сцену и показали все то, чему научились в экспедиции. Получилось интересно, разнообразно и увлекательно! Все мастерские за два часа пролетели перед глазами. А вечером по традиции у костра прошел марафон бардовской и авторской песни. Гитары переходили из рук в руки. Веселые песни сменялись душевными, грустные и лирические –  захватывающими и шумными. Преподаватели и школьники долго не расходились. Песни не смолкали до утра. И только с первыми лучами солнца лагерь затих.День четырнадцатый.  Закрытие экспедицииЗакрытие проходило на танцевальной площадке, на небе смеялось солнышко. Перед нами выступил министр образования и науки Пскова Александр Седунов. После официальных речей началось награждение дипломами и благодарностями отличившихся. В традиционном рейтинге «Золотая ручка», который выявляет самых усердных учеников летней школы, в этом году в пятерку лучших вошли Рафаил Вагизьянов (Ейск, Краснодарский край), Елена Куликова (Саров, Нижегородская область), Анна Зотова (Москва), Юля Шишкина (Магнитогорск, Челябинская область). Победителем стала Софья Грачева (Москва). Победители получили «золотые» ручки и подарки.В конкурсе фотографий «Экспедиция через объектив» победили Рафаил Вагизьянов, Алла Саградян (Ейск, Краснодарский край),   Дана Сикунова (Майкоп, Республика Адыгея). Абсолютным победителем стала Елена Куликова (Саров, Нижегородская область).Пришло время расставаться. На глазах слезы. Под гитару всей экспедицией поем гимн и суперпопулярную песню Кати Чех из Новосибирской области «Расстояния»…Мы от всей души благодарим врио губернатора Псковской области Андрея Анатольевича Турчака, начальника Управления образования Псковской области, победителя конкурса «Учитель года Псковской области-1997» Александра Всеволодовича Седунова, первого заместителя начальника Управления образования Псковской области Геннадия Ивановича Барышникова, директора Центра детского отдыха и оздоровления Псковской области Татьяну Тарасовну Богданову, директора ДОЛ им. Германа Титова  Ирину Георгиевну Крюкову, заместителя главы Пскова Наталью Викторовну Соколову и лауреата московского конкурса «Учитель года-1997» Владимира Нодаровича Головнера за прекрасно организованную экспедицию.День пятнадцатый. Экспедиторы покидают Псковскую область В лесу осталась последняя палатка. Все экспедиторы упаковали вещи. Последний глоток горячего ароматного чая. Рюкзаки собраны в кучу, ждем автобуса. Оглядываясь на прекрасные дни, проведенные в 13-й межрегиональной экологической экспедиции школьников России на берегу Псковского озера, мы понимаем, что приобретенный в экспедиции опыт для кого-то станет основой выбора профессии, для многих окажется открытием нового чудесного уголка огромной России, и совершенно точно всем нам экспедиция подарила новых друзей. Через год, конечно же, снова захочется в путь. В новую экспедицию… Прим. ред. В статье использованы материалы Владимира Головнера, учителя химии средней школы №1259 Москвы.​Андрей СЕМКЕ, учитель физики средней школы №11 города Ейска Краснодарского края, учитель года Кубани-2000

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте