Основу информационного образовательного пространства Псковской области составляют единая база данных региональной системы образования, образовательный портал Псковской области, образовательная вики-система ПскоВики, блог-сообщество и распределенная система управления региональной системой образования «Интегрикс: открытая школа», которая установлена в каждом образовательном учреждении области.
СтатфактВсе школы Псковской области оснащены компьютерами, пакетами проприетарного и свободного программного обеспечения и имеют доступ к Интернету по выделенным линиям, который оплачивается из регионального бюджета. На один компьютер в области приходится 10 учеников. В 70 процентах школ компьютеры объединены в локальные сети. В 20 процентах школ используется операционная система Linux. До конца 2010 года планируется установка операционных систем на базе Linux и другого свободного программного обеспечения примерно на 80 процентов компьютеров. В этой работе принимают активное участие Региональный центр информационных технологий и Региональный центр дистанционного образования областного ИПКРО.
Комментарий «УГ»Алексей ДРАГУНОВ, член экспертно-консультативной группы Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества:- Оснащение школ компьютерами, программами, доступ в сеть «Интернет», подготовка кадров в области IT – далеко не все составляющие использования ИКТ в образовании. Без реализации на региональном и субрегиональном уровне современной проектно-ориентированной организационной модели информатизации трудно рассчитывать на положительные результаты.Одна из наиболее сильных сторон терминальных решений, предложенных компаниями Sun и «Свемел» для апробации в Псковской области, – это обеспечение уникальной модели работы в школьной сети, позволяющей с каждого терминала в зависимости от вставленной электронной магнитной карты, используемой для авторизации на терминале, получать доступ к той или иной группе серверов. Это решение сегодня сертифицировано ФСТЭК для работы с конфиденциальной информацией, в том числе с персональными данными. Один и тот же терминал может использоваться как для доступа в Интернет и публичную сеть, так и для доступа к защищенным административным серверам, содержащим персональные данные, сведения медицинского и психологического мониторинга. Уникальность этого решения в том, что оно не требует на рабочих местах наличия двух терминалов или компьютеров, подключенных к различным несвязанным локальным сетям. Все информационные системы работают в существующей единой локальной вычислительной сети школы.Терминал представляет собой необслуживаемое устройство, заменяющее пользователю персональный компьютер. При использовании терминалов обработка информации выполняется на терминальных серверах, а сами терминалы используются как консоли для отображения графической и текстовой информации и подключения различных внешних устройств: клавиатур, мышек, принтеров, дисководов, flash-карт. Особенность терминалов Sun Ray заключается в отсутствии у них даже урезанной операционной системы и механических накопителей информации. Единственное ограничение при использовании терминалов – отсутствие возможности просмотра полноценного полноэкранного видео.Для наглядности типовой терминальный комплекс, использованный при реализации проекта, представлен на рисунке.В Псковской области была использована схема с двумя серверами: инфраструктурным (под управлением операционной системы Solaris 10) и школьным (под управлением Windows 2003 Server). Такая схема обеспечивает возможность доступа с каждого терминала к двум операционным системам – Windows и Unix (Solaris), что очень удобно при изучении информатики в школе. В зависимости от квалификации специалистов серверы под управлением Solaris могут администрироваться централизованно из областного или районного ресурсного центра или специалистами самих учебных заведений (как правило, такая схема приемлема для вузов и ссузов). В большинстве случаев сервер Windows в состоянии обслуживать школьный администратор.В ходе проекта была отработана схема оперативной замены Unix-сервера, что при определенных условиях и небольшой модификации схемы позволяет говорить о создании типовых школьных информационных комплексов, обслуживаемых штатными специалистами сети РКЦ/ММЦ.
Светлана ПРИЛЕЖАЕВА, Псков
«Открытая школа» обладает уникальными возможностями, позволяющими централизованно выстраивать гибкую информационную систему учета, мониторинга и управления, расширяемую муниципалитетами и школами для своих индивидуальных потребностей. Она уже сегодня, например, обеспечивает автоматизацию процессов подготовки, проведения и анализа результатов ЕГЭ, организацию регионального мониторинга образовательных достижений школьников, сбор и анализ управленческой информации, а также формирование данных для лицензирования и аккредитации образовательных учреждений. Кстати, разработанные в Псковской области системы используются сегодня и в других регионах для уровневой вертикально-интегрированной автоматизации управления образованием.
В 2009 году Региональный центр информационных технологий завершил разработку WEB-системы, которая должна стать средой для управления проектами и документами в региональной системе образования. Уже с конца апреля 2010 года все функции по методическому и техническому сопровождению работы с «Открытой школой» и региональным порталом, доступа школ к Интернету и внедрения пакета свободного программного обеспечения будут реализовываться через эту автоматизированную систему. К концу 2010 года планируется переход на электронный документооборот между областным и районными управлениями образования.
Интересен опыт региональной образовательной вики-системы ПскоВики. В ней реализуются сетевые образовательные проекты, публикуются новости, размещаются разработки педагогов, совместно создаются и обсуждаются учебные и методические материалы, виртуальные экскурсии, словари, библиотеки примеров, полезных ссылок, сетевые отзывы, аннотации, комментарии и примечания к текстам. Однако это уже пройденный этап. Сегодня в Псковской области принято решение принципиально изменить модель информатизации и перейти от насыщения школы персональными компьютерами к созданию современной IT-инфраструктуры в системе общего образования.
Что послужило импульсом? К сожалению, в учебных заведениях стоят разнотипные компьютеры и серверы, обслуживание которых при быстром увеличении парка вычислительной техники становится все более трудоемкой задачей. Правильный подход к ее решению требует учета и постоянного контроля установленного на каждом персональном компьютере программного обеспечения, а существующие для решения этой задачи средства дороги и лишь отчасти решают проблемы.
В 2006 году корпорация Sun Microsystems и Группа компаний «Свемел» предложили Государственному управлению образования Псковской области пилотный проект, который предусматривает создание основных элементов информационной инфраструктуры региональной системы образования на основе новых технологических решений, в частности использования терминальных комплексов Sun Ray в образовательном процессе и в управлении образованием. Расскажу подробнее об этом проекте.
Пилотный проект включает создание и апробацию:
– учебных классов на основе терминальных комплексов Sun Ray в образовательных учреждениях различного типа;
– центрального комплекса средств автоматизации на основе серверов и дисковых массивов Sun Microsystems, устанавливаемых в Региональном центре информационных технологий;
– рабочих мест сотрудников управлений образования на основе терминалов Sun Ray, подключаемых к Региональной образовательной информационной сети Псковской области.
Прежде чем переходить к апробации в школах, было решено провести испытания предложенной технологии в «лабораторных условиях» Регионального центра информационных технологий. Испытания подтвердили, что в составе терминального комплекса эффективно действуют все поставленные в школы программы, которые работают с операционной системой Windows 2000 и старше. Возможна установка «удаленных терминалов», работающих по выделенным каналам связи или через Интернет. Комфортная работа с офисными приложениями осуществляется уже при скорости подключения терминала 512 килобит в секунду. При использовании выделенного канала на скорости 2 Mbit к удаленному серверу могут быть подключены от 8 до 10 терминалов. Успешное завершение первого этапа проекта позволило перейти к апробации использования терминальных решений на практике. Серверы, установленные в образовательных учреждениях, органах управления образованием и Региональном центре информационных технологий, были объединены в единый комплекс для обеспечения удаленного централизованного администрирования территориально распределенных аппаратно-программных комплексов, а также удаленного доступа к региональным информационным системам и интернет-ресурсам, используемым в сфере образования. На втором этапе проекта компания Sun Microsystems в рамках соглашения, заключенного с областным управлением образования, выполнила безвозмездную передачу оборудования по разработанным для пилотного проекта типовым спецификациям. Терминальные комплексы были установлены и введены в опытную эксплуатацию в нескольких областных образовательных учреждениях, школьном ресурсном центре, Региональном центре информационных технологий и Управлении образования Порховского района.
Суть инновационного проекта заключается в возможности создания более эффективной комплексной модели информатизации образования не только отдельного региона, но и всей страны. Что это дает?
1. Возможность сочетания централизованной и распределенной иерархической модели обслуживания и управления аппаратными и программными средствами, а также информационными ресурсами.
2. Увеличение эффективного срока эксплуатации оборудования с 5 до 10 и более лет.
3. Сокращение общих затрат на администрирование оборудования путем замены рабочих станций необслуживаемыми терминалами.
4. Обеспечение информационной безопасности.
5. Интеграцию с имеющейся в школах программно-аппаратной инфраструктурой, повышение ее управляемости и эффективности за счет установки в школах современных серверных аппаратно-программных комплексов и сетевого оборудования.
6. Снижение уровня энергопотребления.
7. Значительно более низкую стоимость владения по сравнению с решениями на базе персональных компьютеров.
Учреждения, принявшие участие в пилотном проекте, уже оценили эти преимущества. Например, Псковский филиал Санкт-Петербургского колледжа управления и коммерции в течение двух лет приобрел дополнительно три терминальных класса и расширил серверную базу. Сегодня в колледже 80 терминальных рабочих мест, которые активно используются при проведении занятий со студентами колледжа и с учащимися групп дополнительного образования.
Думается, что эффективность новой технологии позволяет говорить о перспективах ее широкого применения на всех уровнях российского образования.
Комментарии