search
main
0

Психолого-педагогический – вуз-лидер

На минувшей неделе вузам – победителям конкурса инновационных высших учебных заведений в рамках нацпроекта «Образование» вручили дипломы, а в Томске с ними встретился первый вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Медведев. Среди участников встречи три педагогических вуза, среди них выделяется Московский городской психолого-педагогический университет, который по количеству баллов опередил два других педагогических вуза – Московский и Санкт-Петербургский педагогические университеты. Что помогло МГППУ выиграть в конкурсе? Прежде всего та заявка и та программа развития, которые были представлены конкурсной комиссии. О том, какой была заявка МГППУ, рассказывает ректор университета Виталий РУБЦОВ.

За последнее время в обществе наметилась устойчивая тенденция, состоящая в том, что психолог, которого еще совсем недавно представляли исключительно как исследователя и преподавателя, становится одним из наиболее востребованных специалистов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в различных сферах социальной практики. В России значительно выросло число факультетов, ведущих подготовку специалистов для такой деятельности: от 5 – 6 факультетов в классических университетах в восьмидесятые годы до нескольких сотен факультетов, действующих сегодня в различных вузах страны (только в Москве их сейчас около 80). Факультетов много, система не складывается, ибо каждый готовит специалистов в силу своего собственного представления о том, как это нужно делать. В результате вроде бы психологов вузы страны выпускают значительное количество, но вопрос в том, почему при таком немалом объеме подготовки потребность в психологах все же остается неудовлетворенной.

По мнению экспертов, дело в том, что сложившаяся в России система психологического образования в значительной степени не готова к тем новым требованиям, которые ныне предъявляет к будущим специалистам рынок труда.

Основными проблемными точками существующей системы подготовки психологов на сегодняшний день остаются:

Традиционный, преимущественно академический, характер обучения на большинстве психологических факультетов.

Отсутствие практико-ориентированного принципа обучения, основанного на междисциплинарном подходе в решении задач социальной практики.

Отсутствие специализаций, ориентированных на те новые области профессиональной деятельности психолога, в которых такой запрос сложился, а адекватной системы подготовки кадров для нее все еще не создано; не случайно сегодня столь велик спрос на специалистов в юридической психологии, клинической психологии раннего возраста, перинатальной психологии и других направлениях.

Существенное снижение уровня фундаментальной общепсихологической подготовки («фельдшеризм»), связанное с отсутствием на протяжении продолжительного времени необходимых вложений, которые бы делали учредители вузов в создание современной и эффективной научной и аппаратной базы для дисциплин общей психологии, психофизиологии и так далее; это приводит к «вымыванию» естественно-научных компонентов из системы психологического образования.

Снижение роли математических методов в психологии, приводящее к увеличению разрыва между уровнем реализации и обработки данных в зарубежных исследованиях и в России, и как следствие этого – невозможность построения доказательной психологии.

Низкая насыщенность образовательного процесса результатами современных, в том числе зарубежных, исследований в силу недостаточного уровня языковой подготовки психологов и отсутствия доступа к современным международным базам данных по психологии (высокая стоимость баз данных, отсутствие зарубежных источников в учебных программах и др.).

Наличие общеакадемических трудностей, которые сводятся к традиционному способу обучения, низкому уровню самостоятельной работы студентов, перегруженности учебного плана высокой аудиторной нагрузкой, отсутствию деятельностного подхода, современного инструментария и средств организации учебной деятельности студентов, несоответствию образовательного процесса параметрам Болонского соглашения.

Отсутствие гибкой системы допуска к профессиональной деятельности на основе профессионального экзамена, интернатуры, постдипломного образования, супервизии.

Стратегическая цель инновационной образовательной программы, заявленная Московским городским психолого-педагогическим университетом, – преодоление разрыва между требованиями, предъявляемыми к профессиональной деятельности психолога в различных сферах социальной практики, и сложившейся в России системой психологического образования.

Эта цель конкретизируется в четырех основных целях инновационной образовательной программы МГППУ.

Во-первых, это формирование системы образовательных программ в области психологии, обеспечивающих подготовку психологов различных направлений и специальностей на уровне современных международных стандартов, формирование специалистов, способных к профессиональной деятельности в различных сферах социальной практики, в первую очередь в образовании.

Во-вторых, развитие междисциплинарных образовательных программ и научно-исследовательской кооперации университета с учреждениями РАН, РАО, РАМН, ведущими вузами России на общей информационной и технико – технологической основе, создание межотраслевого ресурсного центра фундаментальных и прикладных исследований в сфере психологических проблем современной социальной и экономической практики.

В-третьих, разработка программ межведомственного взаимодействия (на примере столичного региона) для координации усилий психологов различных ведомств для решения проблем психологической помощи населению (экстренная помощь, работа в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, решение проблем миграции, помощь детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, детям-сиротам и детям-инвалидам), создание ресурсного центра психологической службы образования столичного региона как модельного ресурсного центра практической психологии для трансляции опыта и современных технологий в регионы России.

В-четвертых, создание современного информационного обеспечения системы психологического образования на основе новых информационных технологий и электронных средств для оптимизации профессиональной подготовки практических психологов и повышения психологической культуры населения.

Понятно, что, поставив такие цели, вуз должен был указать, и какие задачи нужно реализовать для их достижения.

Стратегическими участниками и партнерами в реализации инновационной образовательной программы стали: Департамент образования, федеральные структуры и ведомства, вузы и научные организации (Российская академия образования, Институт психологии Российской академии наук, Институт социологии Российской академии наук, Институт востоковедения Российской академии наук, Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии, Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского, Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана, Московский государственный институт электронной техники (МИЭТ), зарубежные неправительственные организации и университеты (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры – Бюро ЮНЕСКО в Москве, Академия педагогических наук Украины, 1-й римский университет «Сапиэнца университет Рим» (Италия), Университет Люнебурга (Германия), Техасский институт метрологии и статистики университета города Хьюстона (США), Медицинский реабилитационный центр им. Левенштайна Тель-Авивского университета – Израиль, Университет Ренн-2 Верхняя Бретань – Франция, Университет Нью Шатель – Швейцария).

По окончании программы будут разработаны и реализованы новые программы специализации, обновлено содержание программ подготовки специалистов, разработаны новые программы подготовки магистров, аспирантские программы, расширится спектр программ дополнительного образования, возрастет число курсов повышения квалификации, будут созданы базовые образовательные площадки в системе университетского округа МГППУ, центры коллективного пользования уникальным оборудованием.

МГППУ займется существенным развитием структуры интернет-портала университета за счет включения новых электронных образовательных ресурсов, функционально-ориентированных модулей для проведения экспериментальных и вычислительных экспериментов, программного обеспечения для удаленного доступа к учебно-научным экспериментальным комплексам, автоматизированной информационной системы управления научно-образовательной деятельностью. В соответствии с основными тенденциями Болонского процесса будет усовершенствована и распространена на все образовательные программы МГППУ многоуровневая система образования, позволяющая выстраивать индивидуальные траектории обучения с учетом пожеланий работодателей.

В 2007-2008 годах в рамках инновационной образовательной программы МГППУ будут разработаны и реализованы: 5 магистерских и аспирантских программ, в том числе программы постдипломного образования, 9 новых специализаций, 4 программы профессиональной переподготовки, 7 программ повышения квалификации, программа бакалавриата дистанционной формы обучения, 6 новых учебных дисциплин, 14 направлений научно-исследовательской деятельности, 9 моделей психологического обеспечения системы образования, в том числе создание Института проблем экстремальной психологии МГППУ совместно с ГУ МЧС России по городу Москве и ресурсного центра психологической службы образования столицы.

Результаты, полученные в ходе реализации инновационной образовательной программы, приведут к формированию принципиально новой по существу системы психологического образования в университете, станут базой для организации в этом высшем учебном заведении качественно нового по содержанию и ресурсному обеспечению уровня профессиональной подготовки специалистов.

Ожидаемый в данном случае масштаб влияния программы на инновационное развитие университета будет достигнут за счет:

использования системы адресных образовательных программ в области психологии, определяющих подготовку психологов различных направлений и специальностей на уровне современных международных стандартов и обеспечивающих формирование специалистов, способных к профессиональной деятельности в различных сферах социальной практики;

целенаправленной интеграции науки, образования, практики на базе ведущих научных школ, что определит высокий стандарт практико ориентированной подготовки будущих специалистов;

наличия современного информационного обеспечения системы психологического образования на основе новых информационных технологий и электронных средств, позволяющих существенно оптимизировать профессиональную подготовку практических психологов;

развития междисциплинарных образовательных программ и научно-исследовательской кооперации университета с учреждениями РАН, РАО, РАМН, ведущими вузами России на общей информационной и технико-технологической основе, создания совместного с учреждениями и организациями этих ведомств межотраслевого ресурсного центра фундаментальных и прикладных исследований в области психологических проблем современной социальной и экономической практики;

реализации программ межведомственного взаимодействия (на региональном и федеральном уровне), обеспечивающих координацию усилий психологов различных ведомств в направлении решения проблем психологической помощи населению на основе межведомственного сотрудничества и командной работы (экстренная помощь, работа в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, решение проблем социальной адаптации детей-мигрантов и их семей, помощь детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, помощь детям-сиротам и детям-инвалидам).

Создаваемый в рамках инновационной образовательной программы научный, научно-методический, информационный, технико-технологический и кадровый ресурс университета сделает его действующим национальным ресурсным центром практической психологии. При этом реальные достижения от реализации инновационной программы станут ощутимыми и доступными для системы образования, общества и государства.

На федеральном уровне будет создана и освоена система новых программ и технологий подготовки и повышения квалификации кадров практических психологов различных направлений и специальностей с учетом особенностей современного рынка труда. Для системы образования РФ будут принципиально решены задачи психологического обеспечения отечественного образования страны, создана дифференцированная система психологической подготовки и психологического просвещения всех участников образовательного процесса (детей различных контингентов, педагогов, управленцев, родителей), разработаны научно обоснованные модели комплексной службы практической психологи, востребованные образованием и социальной сферой при оказании психологической помощи различным категориям населения.

На региональном уровне на межведомственной основе будут решены задачи ресурсного обеспечения деятельности региональной службы практической психологии, создан городской ресурсный центр психологической службы образования как модельный образец регионального центра практической психологии, готовый для трансляции и внедрения в регионы РФ. При этом будут выведены на практический уровень вопросы координации и взаимодействия специалистов учреждений и подразделений различных ведомств в условиях решения актуальных проблем социальной практики региона, включая проблемы социальной адаптации детей и взрослых в трудных жизненных обстоятельствах, проблемы психологического просвещения в городской среде и формирования психологической культуры населения в целом.

Высокая значимость результатов реализации инновационной образовательной программы университета на всех уровнях определяется социальным заказом на психологическое обеспечение обучения и воспитания детей и молодежи в условиях быстро меняющегося российского общества, на оказание психологической помощи детям и семьям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. Масштаб этой значимости определяется качественным скачком в развитии содержания и форм высшего психологического образования, созданием на основе современных психологических технологий эффективных средств управления человеческими ресурсами, востребованными в условиях социальных перемен, а также реальными возможностями за счет использования системы программ адресной психологической подготовки преодолеть разрыв между требованиями, предъявляемыми к профессионалу со стороны рынка труда и существующим сегодня уровнем подготовки специалиста-психолога.

*******

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте