Нужен ли в школе психолог? Казалось бы, праздный вопрос. Но в последние годы он приобрел такую неожиданную остроту, что в разговоре о Психологическом институте его обойти не удастся. Тем более что в институте в лаборатории научных основ детской практической психологии под руководством действительного члена Российской академии образования И.В.Дубровиной уже не первое десятилетие разрабатывается проблематика школьной психологической службы.
Лаборатория Ирины Дубровиной была одним из организаторов с 1981 года школьной психологической службы в нашей стране. Именно здесь по итогам восьмилетнего эксперимента по введению в школу должности психолога было разработано в 1985 году первое Положение о психологической службе народного образования. С этого момента школьная психологическая служба энергично развивается во всех регионах страны, охватывает всю систему обучения и воспитания от дошкольного (детские сады, детские дома) возраста до ранней юности (школы, лицеи, гимназии, ПТУ, колледжи, школы-интернаты и пр.); становится психологической службой образования. Многие руководители образовательных учреждений, педагоги, воспитатели, родители учащихся все больше осознают полезность психологической службы. Благодаря формирующемуся в обществе пониманию значимости психологической помощи возникает новая массовая профессия – детский практический психолог. Чтобы обеспечить профессиональную подготовку и деятельность новых специалистов, в Психологическом институте были разработаны программы и пособия подготовки и переподготовки психологов образования, все это было сделано на таком высоком уровне, что в 1996 году коллектив лаборатории научных основ детской практической психологии был удостоен Премии Президента Российской Федерации в области образования за разработку и создание впервые в стране системы психологической службы образования, научное, научно-методическое и организационное обеспечение службы, подготовку и переподготовку кадров практических психологов образования, комплект книг, методических и учебных пособий. Занимаясь вопросами развития психологической службы в системе образования, ученые пришли к пониманию необходимости повышения психологической культуры всех участников образовательного процесса, появилась новая исследовательская тема – воспитание психологической культуры школьников через изучение ими основ научной психологии. Введение психологического образования в школу рассматривается учеными как эффективное средство формирования целостного мировоззрения ребенка.Впервые в нашей стране была разработана оригинальная целостная программа учебного курса «Психология» для средней общеобразовательной школы, были написаны и изданы учебники для 3-11-х классов общеобразовательной школы и методические пособия для учителя. Каждый из девяти учебников посвящен одной проблеме общепсихологического знания – это или восприятие, или память, или личность и т. п. Получается, что в течение учебного года дети достаточно подробно знакомятся с определенной стороной психической реальности.Особая ценность учебного курса «Психология» заключается в ее содержательной адекватности психологическим особенностям учащихся разных возрастов: учебный материал соответствует прежде всего основным потребностям развивающейся личности ребенка, его возрастным закономерностям, а не только логике организации самой науки. Это сделано для того, чтобы у школьников не появлялся разрыв между знаниями о человеке вообще и о себе как человеке.Преподавание психологии как учебного предмета по этой программе с 1998 года ведут в школе №799, а с 2003 года – на базе Городской экспериментальной площадки «Преподавание психологии как учебного предмета на всех этапах школьного обучения», в работе которой участвуют 15 школ ЮАО и 5 школ ЮЗАО. С 2003 года преподавание психологии по этому учебному курсу ведут в рамках Федеральной экспериментальной площадки в Омске и других городах России. Созданный авторским коллективом под руководством Ирины Дубровиной комплект «Психология» для учащихся 3-11-х классов общеобразовательной школы в 2006 году удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области образования.
Комментарии