Воистину директор школы – фигура универсальная. Нужно уметь не только руководить педагогическим коллективом и организовывать учебный процесс, но и ярко и подробно демонстрировать свой опыт. В Петербурге директорам образовательных учреждений такая возможность представляется вот уже четвертый год. На днях завершился конкурс на самого-самого руководителя школы, и была выбрана «десятка» лучших. Как рассказала главный специалист Комитета по образованию Евгения Вилутене, в состязании 2011 года есть существенное отличие от предыдущих конкурсов. Прежде всего изменен размер денежного поощрения победителям. Если в предыдущие годы десять директоров-победителей получали награду в сто тысяч рублей, то в этом году премия правительства увеличилась в два раза. Каждому из нынешней «десятки» вручат двести тысяч рублей!
Как и в прошлом году, участвовать в конкурсе выразили желание 32 директора школы. По результатам первого заочного тура, где были представлены видеоматериалы – презентации образовательных учреждений на тему «Формула успеха – реализация ФГОС», независимые эксперты отобрали двадцать победителей. Определившейся «двадцатке» пришлось нелегко. В частности, нужно было пройти первую часть очного тура – пресс-конференцию по четырем вопросам в одном из информационных агентств. Причем вопросы, заданные журналистами, требовали серьезных и искренних ответов. Вторую часть очного тура составлял мастер-класс, где нужно было представить свой опыт управления образовательным учреждением.По словам Евгении Вилутене, все участники на протяжении всех этапов состязания шли ровно. У жюри оставалась последняя надежда – на мастер-класс. Мастер-класс – очень интересная технология, которая, впрочем, еще не до конца освоена. Но в отличие от пресс-конференции здесь управленческий опыт лежит как на ладони. К тому же директорам легче в плане того, что у них мастер-класс на управленческую тематику для управленцев. Их слушают руководители школ других районов. Итак, директора школ справились со всеми заданиями конкурса. Что же дало участие в нем? Как показал кулуарный опрос среди участников, никто денежное поощрение не поставил на первое место. Почти вся «двадцатка» призналась, что, во-первых, хотелось узнать что-то новое, поделиться своим опытом, а во-вторых, поднять имидж собственного образовательного учреждения. Кроме того, каждый попытался ответить на вопрос, интересующий общество в целом: кто он – директор школы? По мнению Ирины Богомоловой, директора школы №546, руководителя образовательного учреждения должна отличать невероятная работоспособность. Только самоотдача, любовь к своему делу и наличие верной команды способствуют успеху в управлении коллективом и учреждением. Для Людмилы Батовой, директора лицея №179, процесс управления напрямую связан с современностью.Важно идти в ногу со временем и даже опережать его. Иначе школа останется «ветхой». А ее задача – как раз способствовать постоянному развитию и при любом достижении, какое бы ни появилось в школе, завтра делать шаг вперед. Сейчас, например, в школах уже нужно рассматривать нанотехнологии, а также интенсивно внедрять информационную культуру. Однако управленец в школе, по глубокому убеждению Александра Кураченкова, директора гимназии №295, прежде всего должен быть учителем. Потому что ребенку важен тот, кто с ним работает, то есть учитель. Настоящее дело, способствующее развитию ребенка, возможно только при условии создания хорошего педколлектива. Сможет ли это сделать человек, не прошедший педагогическую «кухню»? Для Ольги Макаренко, директора школы №337, руководитель образовательного учреждения – это в первую очередь практический психолог. Причем поработавший и вожатым, и учителем. Помимо того, он должен быть специалистом в области менеджмента, маркетинга, а также иметь юридическую подготовку в своей области, быть экономистом, потому что успешность школы строится как на учебных достижениях учащихся, так и на соответствии школы современным требованиям. С 1 сентября вступают в силу новые ФГОС, где четко прописано, в каких условиях ребенок должен получать образование. Условия непосредственно влияют на качество образования. Поэтому директору нужно быть и стратегом, и тактиком, но при этом не забывать о креативности. Немаловажно присутствие харизмы, потому что иной раз директору приходится действовать только за счет собственного обаяния, особенно когда нужно договориться или разрешить конфликт. Ольга Макаренко уверена, что хороший руководитель должен уметь и управлять, и подчиняться. Конечно, директорами не рождаются, но научиться тонкостям мастерства можно. Но главное, безусловно, – быть на своем месте. Ведь если это так, жить и работать интересно. Руководителю по призванию даже трудности нипочем, тем более что хороших легких решений не бывает, но зато это всегда движение вперед. И разве не в этом смысл всей управленческой деятельности? Санкт-Петербург
Комментарии