“Принципиально новое направление в организации школьной психологической службы предполагает, что психолог обязан быть членом педагогического коллектива школы, участвовать в реализации воспитательных целей, в определенном отношении руководить такой деятельностью. По этой концепции основной целью школьной психологической службы является научное психолого-педагогическое обеспечение всего учебно-воспитательного процесса”. (Л.М.Фридман. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. “ТЦ Сфера”, Москва, 2001г.)
Психологическая служба? Научное обеспечение? Где? В наших школах? Да в большинстве российских школ психолога нет вообще, а где он есть, то является зачастую фигурой чисто орнаментальной! То есть все эти рассуждения не более чем красивая сказка о прекрасном, но необозримо далеком будущем. И я, практикующий учитель, привычно возмутилась: “Как же далеки люди, пишущие о школе, от ее реальных проблем!”. Но так как книга Л.М.Фридмана адресована руководителям и работникам образования, то есть мне непосредственно, я решила все-таки ее прочитать, а не пролистать. И, поверьте, не пожалела.
Книга эта представляет собой сжатый, четко изложенный и конкретно адресованный курс психологии, причем психологии практической, что очень важно для потенциального читателя.
Начиная издалека (может, даже слишком очень уж издалека – с рассказа о возникновении и развитии жизни на Земле), кратко обрисовав филогенез человека, автор пытается дать ответ на волнующий всех нас вопрос: почему мы такие? Рассуждая на темы становления нравственности (и появления ее противоположности), автор высказывает подчас спорные, но, несомненно, оригинальные и интересные мысли.
Перейдя от рассуждений на темы общечеловеческих ценностей к конкретным вопросам воспитания подрастающего поколения, автор останавливается на описании психофизических особенностей детей и подростков, подчеркивая необходимость этих знаний для более результативной организации образовательного процесса. Рассматривая образовательный процесс как процесс “воспитания и развития”, он анализирует различные представления о сущности развития ребенка и различные подходы к решению проблемы обучения. Не углубляясь в дебри сложных психологических терминов (скажем честно: не всегда понятных простому учителю), Л.М.Фридман знакомит читателя с интересными научными публикациями, высказывая свое мнение, например, по поводу обучения “по Давыдову”, “по Занкову” или же рассказывая о новой теории обучения чтению, разработанной под руководством А.М.Кушнера. При этом он скорее приглашает нас к разговору, к дискуссии, чем призывает принять его точку зрения, хотя она, безусловно, очень интересна.
Сетуя на недостаточное количество авторских школ (и высказывая мнение, что каждая школа может быть авторской), Л.М.Фридман видит причины этого в том “что у многих директоров нет нужной психологической почвы, возделывая которую можно добиться хороших результатов”. И именно в наличии этой “психологической почвы” он видит отправную точку педагогического успеха Сухомлинского, Захарченко и более поздних – Гармаша, Ямбурга, Мая. Да кто же спорит? Но, на мой взгляд, автор переоценивает роль директоров: по Фридману, директор – это и дирижер неотрывно следящего за его палочкой оркестра, и композитор. Хотя все мы знаем, что на самом деле прежде всего это администратор, цель работы которого – создать оптимальные условия для раскрытия творческого потенциала каждого учителя. И я бы переадресовала книгу Л.М.Фридмана не “для руководителей и работников образования”, а “для практикующего учителя, думающего и творческого”. Думаю, прочтение этой книги вряд ли перевернет всю жизнь учителя и откроет ему какую-то сокровенную тайну, но систематизировать свои же собственные мысли и наблюдения поможет.
И еще: я бы убрала с обложки изображение мужчины в строгом костюме при галстуке со взглядом колхозного агронома – делегата партийного съезда брежневской эпохи. Он, видимо, символизирует учителя новой формации. Но, на мой взгляд, довольно неудачно.
Наталья ФЕДОТОВА
Комментарии