search
main
0

“Психологический ключик” должен быть “золотым”

Школа # 140, Пермь

Для пермской школы ? 140 будущее уже наступило. Присланный в газету конкурсный проект уже несколько лет воплощается на практике. Его принцип – индивидуальный подход к каждому ребенку, ставка на самообразование, выработку умения самостоятельно учиться. Идея не новая. Высказана она и в других проектах. Но педагоги 140-й школы накопили достаточно опыта, чтобы выявить плюсы и минусы этой идеи. О “плюсах” в проекте сказано немало.

Школу открыли 31 августа 1993 года. Пришли сюда дети из нескольких соседних школ, в основном специализированных. Немало было слабоуспевающих ребят, с отклонениями в развитии. Многие воспитывались или матерью-одиночкой, или только отцом. На внутришкольном учете в 1994-1995 учебном году состояло 10 процентов, а на учете в детской комнате милиции – 2,5 процента ребят, то есть почти целый класс. В то же время пришло сюда очень много способных и одаренных детей. У педагогов не было иного выбора, кроме технологии индивидуализированного обучения, когда все зависит от способностей конкретного ученика. Ребенок определяет темп занятий, даже учебник выбирает сам. Главным видом деятельности на уроке становится самостоятельная работа.

Индивидуализированное обучение – процесс очень сложный. Самостоятельно добывать знания ученик сумеет только через 8-9 лет подготовительной работы. И лишь потом сможет применять их сам, без наставника. А задача учителя в том, чтобы подобрать психологические ключики к каждому ребенку.

Трудностей много. Учебники нужны особые, дидактические материалы, позволяющие в одном классе обучать детей с разными способностями. Резко возрастает нагрузка на учителя старших классов. Здесь он объясняет мало, внимательно следит за самостоятельной работой, выявляет трудности, помогает, проверяет, насколько хорошо усвоена тема… Без компьютеров – никуда.

Пермские учителя отмечают, что не знают, чего ждет от них общество. Поэтому определяются сами, осмотревшись, что происходит. “Нужны люди, приученные всего добиваться своим трудом”, инициативные, думающие, ответственные. И для этого не надо детей “тасовать” по разным школам: одних в лицеи, других в гимназии, третьих еще куда-то. Ведь главное – самостоятельно мыслить, принимать решения, отвечать за свой выбор. Неважно, где человек этому научится. Если какая-то гимназия, будь она хоть трижды именитая, этого не дает, нет смысла в ней учиться. Пусть все дети сидят за партами в обычной школе, только подход будет к каждому ребенку свой.

Таким видится учителям из пермской школы ? 140 путь образования в будущем веке.

Светлый путь… Но интересно было бы узнать, какие шишки, как и почему набил себе на этом пути педагогический коллектив. Ведь об индивидуализированном образовании рассуждают много, а как до практики доходит – не работают бумажные расчеты и гипотезы. Поэтому никого и никогда они не убедят, как ни философствуй. Иное дело, практический результат.

И еще методика, конкретные способы работы. Этот опыт бесценен. Дайте возможность коллегам снять слепки с “психологических ключиков”, которые вы подобрали. А вдруг они “золотые”?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте