search
main
0

Психологический аспект организации праздников для дошкольников в системе коррекционной помощи детям с ОВЗ

Активно развивающееся инклюзивное образование предполагает наличие гибкой системы помощи, в которой учитываются потребности всех детей. Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в образовательном учреждении открывает возможности для оказания необходимой психолого-педагогической помощи большому количеству детей и позволяет обеспечить родителей консультативной поддержкой.

Фото: master1305, freepik

Организация праздника в дошкольном отделении базируется на семейно-центрированном подходе, направленным на помощь всей семье, а не только ребенку с особыми потребностями. Реализация программы ставит перед собой важную задачу, которая направлена на создание социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка в ситуациях социально-педагогических взаимодействий, организуемых в рамках образовательного учреждения. Особой формой в рамках решения данной задачи является праздник. Значение праздников состоит в том, что в процессе их проведения возникает уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми, родителями и педагогами.

Подобное взаимодействие решает спектр задач, выходящих за рамки простого итога работы за определенный период. Праздники развивают творческие возможности детей, дают им богатый опыт общения, наполняют жизнь радостью и яркими впечатлениями, являясь важнейшим условием их дальнейшего развития.

Подготовка к празднику

Подготовка к празднику является элементом коррекционно-развивающей работы. Занятия, направленные на подготовку к празднику, включают в себя разнообразные виды деятельности: ритмические упражнения, танцы, музыкальные игры, музицирование. Включение в структуру занятия компонентов музыкальной деятельности является одной из форм своеобразной активной терапии, благотворно действующей как на физическую, так и на психическую деятельность в целях профилактики и развития детей с проблемами эмоционально-волевой сферы.

Таким образом, при подготовке к празднику, по данным Т.А. Бондарь, И.Ю. Захаровой, И.С. Константиновой, М.А. Посицельской, М.В. Яремчук, решаются задачи как познавательного, речевого, моторного, так и эмоционального и социального развития, которые включают: поднятие эмоционального тонуса, снятие напряжения, организацию взаимодействия детей друг с другом, развитие осознания ребенком себя в группе, побуждение его к сотрудничеству в группе, развитие способности различать партнеров по совместной деятельности, развитие тактильных ощущений, формирование умения переключаться с одного вида деятельности на другой с использованием музыкальных средств, развитие слухового восприятия и внимания, развитие чувства ритма, развитие координации движений, развитие моторики и двуручной деятельности, активизация внимания и памяти, развитие воображения, развитие фонематического слуха.

Поставленные задачи реализуются в годовом плане дошкольного отделения. В течение года проводятся основные праздники: праздник осени, новогодний праздник, праздник мам и досуговые мероприятия, в том числе с привлечением родителей.

Организация праздника и подготовка к нему должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Перспективное планирование позволяет без спешки подготовиться к празднику, но необходимо учитывать, что к моменту проведения дети не должны быть утомлены. В зависимости от сложности сценария подготовка к празднику обычно начинается за 1-2 месяца.

На подготовительном этапе разрабатывается сценарий праздника. В его структуре необходимо чередовать виды деятельности, различающиеся по динамике, степени и виду активности детей, предусмотреть продолжительность, темп выступлений, чередование номеров, соотношение детского и взрослого участия, чтобы композиция носила целостный, стройный характер. Это позволяет, с одной стороны, избежать физического и эмоционального истощения, а с другой, – создать смену контрастных видов деятельности и помочь детям обратить внимание на каждый из них. Элементы праздника постепенно включаются в структуру индивидуальных и групповых игровых сеансов. Перед праздником планируется серия занятий, направленных на знакомство с музыкой и музыкальными инструментами, которые будут использоваться во время мероприятия.

Рекомендации по подготовке к праздникам:

  1. Перед праздником необходимо провести адаптацию детей к помещению или к игровой площадке на улице в связи с тем, что у детей раннего возраста повышается уровень тревожности в новых, незнакомых условиях.
  2. Подготовка предполагает примерку костюма или его части. В предварительной беседе с родителями обращается внимание, что одежда должна быть не только нарядная, но и удобная. Прежде всего, ребенку должно быть в ней комфортно.
  3. Красочность и тожественность придает празднику оформление зала. В зале не должно быть хрупких деталей, легко ломающихся предметов, которые могут нанести травму ребенку. Оформление должно быть минималистичным и доступным, не должно излишне перевозбуждать детей.
  4. Перед праздником проводится консультация с родителями, на которой обговариваются основные правила, особенности, способы поведения в случае отказа ребенка участвовать в деятельности или непредсказуемого плача.

Структура праздника

Праздник, как и любое занятие, имеет следующую структуру: вводная часть, основная и заключительная. Постоянство структуры позволяет детям, имеющим трудности адаптации к новым условиям, снизить тревожность, связанную с ожиданием чего-то нового, неизвестного, а также способствует организации деятельности детей.

Вводная часть включает в себя время для адаптации к залу, поэтому на этом этапе подбираются задания наиболее знакомые детям с целью снятия эмоционального напряжения.

Тематика праздника полно и широко раскрывается в основной части, чему способствуют предложенные игры и задания. Основная часть сценария включает в себя игры, танцы, песни, выступление детей старшего возраста и сюрпризы. Дети и родители являются активными участниками праздника.

Особо хотелось бы подчеркнуть существующую в нашем дошкольном отделении традицию: в гости к малышам приходят персонажи близкие к ним по возрасту, в их роли выступают дети старшей или подготовительной группы дошкольного отделения. Малышам понятно и близко, когда в качестве актеров являются дошкольники. Таким образом осуществляется пассивное обучение.

Значимая часть праздника  – сюрпризы. Сюрпризный момент вводится в начале основной части. Обычно им является персонаж кукольного театра, который ведет часть программы праздника.

Какие же игры включаются в сценарий праздника? Включение родителей в совместную игровую деятельность с детьми во время праздника позволяет косвенно решить многие задачи, связанные с детско-родительскими отношениями, развитием совместной игры детей и родителей и последующем пополнением родительского игрового ресурса новыми способами взаимодействия с ребенком.

Используются такие игры как:

  • Подвижные игры с участием родителей («Лиса и заяц», «Кошки-мышки»).
  • Музыкально-ритмические движения, хороводы, танцы с атрибутами (султанчики, цветы), без атрибутов.
  • Короткие игры-инсценировки («Как мы маме помогаем», «Ребята-поварята»).
  • Игры на различных музыкальных инструментах (ложки, колокольчики, бубенцы).

Заключительная часть традиционно включает в себя подведение итогов праздника, вручение подарков.

Рекомендации по организации праздников:

  1. Продолжительность праздника зависит от его содержания, возрастных и иных особенностей детей и в среднем составляет от 15 до 20 минут.
  2. Нарядными должны быть  не только дети, но и родители, бабушки и дедушки.
  3. Родители всегда активно участвуют в празднике: танцуют, поют, помогают в организации и проведении.

Мы считаем необходимым создание общей дружелюбной и эмоционально-комфортной обстановки. Не надо забывать о том, что праздник – это сказка, детство, в которое приятно вернуться даже взрослым.

Праздник должен создаваться и проводиться в атмосфере любви, поддержки, радости, доброжелательности и дарить много положительных эмоций, которых нам так не хватает!

Не нужно забывать о том, что для детей каждый праздник уникален, и мы надеемся, что наши рекомендации помогут сделать его удачным.

Валентина Алексеева, педагог-психолог, ГБОУ Школа №1596 ДО 1755

Оценить:
Комментарии

Читайте также
Реклама на сайте