search
main
0

Психологическая служба – центр преодоления личностных и профессиональных проблем студентов педагогических колледжей

Так считает Лариса ЛИСУРЕНКО, председатель городского методического объединения преподавателей психологии и практических психологов, кандидат психологических наук, а еще преподаватель педколледжа №16. Свою позицию она высказала на «круглом столе» директоров и заместителей директоров педагогических колледжей, посвященном подготовке кадров для городской системы дошкольного образования.

Совершенствование системы подготовки специалистов в педагогических колледжах для дошкольных образовательных учреждений города Москвы делает актуальным повышение уровня не только интеллектуального, но и личностного развития студента, измеряемого совокупностью профессиональных и социальных задач, которые должен уметь решать каждый педагог. Выполнение должностных обязанностей предполагает высокий уровень продуктивной деятельности, способности генерировать новые подходы к решению педагогических проблем, личностную гибкость и самоэффективность.

Руководствуясь проектом «Концепции развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2010 года», психологическую службу-центр (или сопровождение профессиональной подготовки будущих педагогов) мы понимаем как осуществление социально-психологической поддержки студентов, преподавателей и сотрудников педколледжей, то есть как оказание психологической, консультативной, методической помощи участникам образовательного процесса; апробацию и внедрение эффективных психологических технологий, инновационных и авторских форм и методов психологической работы; практическую психологическую подготовку студентов колледжа к профессиональной педагогической деятельности в свете поставленных задач.

Служба-центр проводит особую психологическую работу по оформлению деятельности, общения, сознания и личности студента, а это значит:

– содействие профессионально-личностному развитию студентов через раскрытие их творческого и профессионального потенциала;

– осуществление психологического просвещения студентов и сотрудников колледжей, распространение и внедрение в практику образования и воспитания студентов достижений психологической науки;

– гармонизация социально-психологического климата образовательного пространства колледжа;

– формирование у студентов стереотипа здорового образа жизни;

– содействие социальной адаптации и повышению конкурентоспособности студентов на рынке труда;

– первичная профилактика аддитивного поведения студентов.

В содержание работы по психологическому сопровождению мы обязаны включать вопросы самопознания, способов решения задач развития, формирования психологических техник работы над собой, выработки собственного стиля деятельности и поведения и в целом психологическую готовность к педагогической деятельности.

Очерченный круг задач, несомненно, может быть решен только благодаря системному подходу. Система направлений работы службы психологического сопровождения студентов в большинстве колледжей в настоящее время сложилась и традиционно включает:

– психологическое просвещение;

– психодиагностику;

– психологическое консультирование и психологическую профилактику.

Однако наполнение содержания обусловлено спецификой будущей профессии и в достаточной мере определяется профессиограммой. При этом в нашей работе задействовано и такое направление, как самоизучение (с последующим самоотчетом студента).

Служба психологического сопровождения при определении содержания работы и ее инструментария исходит из учета возраста студентов и их студенческого «стажа». Психологическое сопровождение образовательного процесса предусматривает:

– содействие успешной адаптации первокурсников к условиям образовательного пространства колледжа;

– диагностику когнитивной деятельности студентов и разработку рекомендаций по ее развитию;

– индивидуальное психологическое консультирование студентов по вопросам оптимизации учебной деятельности;

– оказание конкретной помощи студентам, преподавателям, сотрудникам в решении учебных задач.

Работая с первокурсниками в адаптационный период, мы измеряем их психологический возраст для выявления группы ребят с подростковыми характеристиками и студентов с высоким коэффициентом реализованности, который, на наш взгляд, должен привлечь внимание психологов.

Определяя ведущие репрезентативные системы студентов, мы помогаем им в организации их познавательной деятельности. И, конечно, нам интересны ценностные ориентации студентов.

Вторые курсы, которые имеют репутацию переломных, мы рассматриваем на предмет их социальной адаптивности и профессионально важных качеств.

Непременное условие – индивидуальные консультации: разъяснение каждому студенту его результатов, планирование работы по развитию его дефицитарных показателей, то есть уже с первого курса у студента необходимо формировать психологическую готовность к профессиональной деятельности.

Форма развивающей работы также достаточно традиционна – это тренинги. При этом интересной находкой мы считаем привлечение к их проведению старшекурсников. Они выступают в качестве хороших помощников небольшого по численности штата психологов. Другим позитивным результатом взаимодействия старшекурсников с первокурсниками становится эффект сотрудничества, формирования товарищеских отношений, несомненно, составляющих основу корпоративности дошкольного учреждения.

Важная особенность системного подхода – работа службы психологического сопровождения с преподавателями и сотрудниками педколледжа.

Конечно, система продолжает развиваться. Главное, избежать кулуарности, психологии для отдельных студентов и сотрудников. Служба сопровождения должна быть для всех открыта и доступна. В настоящее время мы можем уже обозначить трудности, мешающие работе. Главное – временной ресурс студента. Достаточно сложно состыковать разные потоки для проведения занятий. И еще: важно позиционировать себя, чтобы психологическую службу не соотносили с проблемой. Смысл работы мы видим в упреждении проблем – именно этому мы должны научить студентов. Знание своих индивидуальных и личностных особенностей позволит прогнозировать им последствия поступков и действий, понимать закономерные связи между ними. Подобное понимание, полагаем, лежит в основе достижения психологического здоровья и безопасности будущего специалиста. Успех решения поставленной задачи психологическая служба-центр видит в:

– разработке и внедрении в колледже системы психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса;

– изучении и оптимизации психологического климата в педагогическом и студенческом коллективах;

– обучении студентов практическим психологическим методам и методикам (в том числе психодиагностики, психокоррекции, развития интеллектуального и творческого потенциала детей), ориентированным на достижение опережающего уровня психолого-педагогической подготовки будущих воспитателей;

– формировании у будущих педагогов практических умений и навыков профессионального самопознания и саморегуляции; умений и навыков эффективного профессионального общения;

– помощи в решении психологических проблем, связанных с адаптацией к обучению в колледже и профессиональным становлением личности, а также проблем личного характера;

– психологическом просвещении по вопросам обучения, воспитания и развития детей, в том числе подготовки детей к школе, развития внимания, памяти, мышления, произвольности действий и др.;

– психологическом консультировании по проблемам профессиональной деятельности;

– проведении научных исследований по актуальным для столичного образования проблемам, разработке и внедрению активных методов обучения, совершенствованию содержания и методов психологической подготовки будущих воспитателей дошкольных учреждений;

– информационно-просветительской работе с родителями;

– поведенческой терапии студентов и сотрудников;

– обеспечении системы психолого-педагогического патроната, консультирования кураторов студенческих групп.

Деятельность службы обеспечивается кадровым потенциалом, а также приглашенными высококвалифицированными специалистами.

Думаю, систематическая работа психологической службы в тесном сотрудничестве с администрацией и межколледжные связи позволят успешно решить поставленную задачу.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте