Основные задачи по воспитанию и развитию девочек и мальчиков в детском саду и семье ставятся перед воспитателями и родителями. Именно им предстоит включать гендерные технологии в педагогический процесс. И необходимо это делать грамотно. Главное, чтобы девочки и мальчики к этому проявляли свой собственный живой интерес и с удовольствием участвовали в гендерных мероприятиях. Хочется решить все эти задачи успешно, с уверенностью в положительных результатах, поэтому возникает потребность в психологической поддержке данного проекта. В чем же заключается эта поддержка, чем могут помочь психологи? Существует три направления в психологической поддержке: информационное, диагностическое и коррекционно-формирующее.
Мария ПАНФИЛОВА,научный консультант детского сада №557, кандидат психологических наук:
Информационное направление:
Разработка теоретических психологических основ для обозначения основных понятий в воспитании детей раннего и дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи с учетом гендерных особенностей.
Разработка психологических семинаров для педагогов и родителей по воспитанию детей раннего и дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи с учетом гендерных особенностей.
Диагностическое направление:
Разработка и апробация методик для определения гендерных особенностей детей дошкольного возраста (младший, средний, старший дошкольный возраст).
Определение индивидуальных и гендерных особенностей детей дошкольного возраста (младший, средний, старший дошкольный возраст).
Выявление изменений в развитии личности дошкольника (эмоциональное, интеллектуальное, социальное, гендерное развитие) после проведенных формирующих и коррекционных психолого-педагогических мероприятий.
Разработка и апробация методик для определения гендерных стереотипов у детей и взрослых (педагогов и родителей).
Определение гендерных стереотипов у детей и взрослых (педагогов и родителей).
Коррекционно-формирующее направление:
Разработка и апробация технологий по формированию ранней гендерной идентичности у детей дошкольного возраста.
Разработка и апробация технологий по преодолению ложных гендерных стереотипов у детей и взрослых.
Каждое направление имеет свою ценность. Однако без диагностических срезов трудно представить серьезное исследование. Сегодня мы разработали и апробировали диагностические психологические методики, которые представлены в методическом пособии для психологов, педагогов «Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и в семье».
Психологические мониторинги регулярно проводились в экспериментальных дошкольных учреждениях. Детские сады и центры развития №№557, 1352, 867, 1504, 2461 представили данные в (%) соотношении по следующим методикам:
«Анкета для педагогов» определяет гендерную идентичность у педагогического коллектива.
Анкета «Представления о женщинах и мужчинах в своей культуре» позволяет нам оценить гендерные установки родителей и педагогов, а так же их стереотипы в конкретной социальной группе.
«Анкета для родителей» определяет индивидуальные особенности детей, атмосферу семьи и отношение родителей ребенка к гендерному воспитанию.
«Интервью по изучению гендерных установок у детей» – оценивается стадия развития гендерной идентичности ребенка, устойчивость гендерного образа «я» дошкольника.
Наблюдения за сюжетно-ролевой игрой выявляют у детей их гендерные предпочтения, значимую социальную среду.
Методика «Углубленное исследование гендерных предпочтений и стереотипов у детей дошкольного возраста (3-6 лет)».
Социометрическая проба «День рождения» выявляет значимую социальную среду у детей, эмоциональные предпочтения в социальных контактах, потребность в общении с девочками и с мальчиками.
Анализ результатов обследования отражает эффективность в работе с детьми, с педагогами и родителями по формированию гендерных представлений, компетентности у педагогов и родителей и гендерной устойчивости у детей.
Психологические формирующие технологии стали дополнительными средствами для развития у дошкольников личностных и гендерных особенностей. Выделяют четыре группы методик, которые используют психологи, педагоги или родители индивидуально с каждой девочкой и с каждым мальчиком:
Методики, позволяющие преодолеть детский эгоцентризм, наблюдать за разнообразием эмоций у других девочек и мальчиков, обучать осознанию своих эмоций, развивать чувство эмпатии. Например, «Доска настроения девочек и мальчиков». C помощью «Доски настроения» педагог может определить эмоциональное состояние каждого ребенка, выделяя девочек и мальчиков, которым необходима эмоциональная поддержка, выделить причины положительного или отрицательного эмоционального состояния и спланировать работу по устранению отрицательных воздействий как в семье, так и в дошкольном учреждении.
Методики, направленные на раннее формирование гендерной устойчивости (принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка). Например, «Альбом формирования гендерной идентификации у детей». Эта методика предполагает совместную деятельность ребенка и взрослых. Мы создаем фотоальбом прошлого и настоящего семьи, где можно увидеть, какими девочками были мама, бабушка и тетя, какими мальчиками были папа, дедушка и дядя. Взрослые вместе с детьми подбирают фотографии, дети знакомятся с фотографиями прошлых образов близких людей, узнают о любимых занятиях, о местах отдыха друг друга. Желательно участие всех членов семьи, так как беседы о личных предпочтениях, воспоминания в процессе оформления альбома несут огромный положительный заряд ребенку, сближают членов семьи, создают больше возможностей для взаимопонимания.
Задания по подбору фотографий для этого альбома направлены на раннее формирование гендерной устойчивости. Детям 3-4 лет доступно не только ассоциативное запоминание образов, постепенно, в процессе бесед по фотографиям, младшим дошкольникам становится понятно, что гендер не изменяется: девочки становятся девушками, женщинами, мамами, тетями, бабушками, а мальчики – юношами, мужчинами, папами, дядями, дедушками, и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Кроме того, выполнение заданий способствует развитию общения и понимания разнообразия человеческих характеров, преодолевает эгоцентризм мышления ребенка.
Методики, создающие позитивный образ девочек и мальчиков. Например, «Сочинение, рисование и проигрывание сказок» с позитивными моделями поведения девочек и мальчиков. Сказка – это естественный способ общения с детьми. Внутри культуры, внутри семьи создаются свои коллекции детских сказок, которые отражают мораль, транслируют знания и педагогическую модель родителей. В процессе сочинения, рассказывания сказки младший дошкольник представляет собственный образ героя, который можно нарисовать, конечно, с помощью взрослого. Рисунок позволяет удерживать малышу 3-4 лет дольше образ, так как внутреннее представление в этом возрасте еще очень неустойчивое. Далее предлагается поиграть в сказку. Таким образом, у девочки и мальчика происходит более полное усвоение необходимой гендерной информации.
Методики, закрепляющие внешние отличия женского и мужского образа в обществе. Например, игра «Чья эта вещь и почему?» (социальные маркеры). Эта игра не только закрепляет внешние различия женского и мужского образа принятые в обществе (социальные маркеры), но и позволяет в беседе со взрослым (психологом, педагогом, родителем) осмысливать причины в выборе определенных вещей (мужчины имеют большой размер ноги, и обувь у них без каблуков).
Комментарии