Специалисты кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии Московского госуниверситета имени М.В. Ломоносова при поддержке Научно-образовательной школы (НОШ) МГУ «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект» пришли к выводу, что трехзначные числа дети должны изучать еще до школы.
По мнению ученых, правильное чтение дошколятами многоразрядных чисел (двузначные и трехзначные) свидетельствует о развитии математических представлений детей. Результаты исследования опубликованы в Journal of Experimental Child Psychology.
Как сообщается на сайте МГУ, принятая в России программа дошкольного образования знакомит детей с числами от 0 до 20. При этом большинство детсадовцев в 5 лет неплохо ориентируется и в трехзначных числах, с которыми они сталкиваются – на ценниках в магазине, на автомобильных номерах. Исследование подтвердило, что необходимо изучать трехзначные числа уже в дошкольном возрасте – так дети лучше будут понимать разрядный состав числа.
Завкафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александр Веракса отметил, что понимание разрядного состава чисел позднее поможет детям легко справляться с разными арифметические действиями с двузначными числами. Это поможет им успешно освоить школьную программу по математике и по другим предметам.
Исследователи провели качественный анализ решенных дошкольниками заданий и распределили по категориям допущенные детьми ошибки. Их оказалось две: синтаксические (связаны с составом числа: ребенок называет цифры по порядку их написания, 21 как два и один) и лексические (не связаны с составом числа, замена названия одной цифры названием другой: двадцать три читалось как двадцать пять). В итоге ученые установили: дети читают числа с возрастом лучше, главным образом, из-за более редких синтаксических ошибок. При этом девочки ошибались чаще мальчиков.
По словам доцента кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Дарьи Бухаленковой, задачи на чтение и идентификацию чисел – наиболее диагностичные. Во время чтения многозначных чисел дети чаще ошибаются, чем при их написании. Это ученые связали с особенностями русского языка. В нем есть подсказки о разрядном составе числа: «триСТА пятьДЕСЯТ один». В написанных числах нет лингвистической подсказки о числовом составе – поэтому читать числа сложнее, чем их писать.
Это свидетельствует, что необходимо учитывать не только правильность выполнения детьми заданий на письмо и чтение чисел, но и их ошибки, как и важность применения речевых подсказок, чтобы развить у ребят понимание разрядной структуры числа.
Благодаря исследованию ученые выяснили, что лучшим прогностическим параметром способности детей понимать структуру многоразрядных чисел является частота синтаксических ошибок, которые допускались при чтении чисел. Этот показатель – более значимый фактор по сравнению с частотой лексических ошибок и общей успешностью выполнения задания. Ученые полагают, что анализ синтаксических ошибок позволит выявлять дошкольников, которым нужна помощь в развитии понимания разрядной структуры числа.
Комментарии