Лучше сто раз… услышать
Как помочь учиться?
К вам часто приходят коллеги-предметники с жалобой на поведение или плохую успеваемость того или иного ребенка? Что вы делаете в этой ситуации? Пытаетесь успокоить их, просите быть снисходительными, ведете долгие и малоэффективные беседы с “нарушителями”, вызываете в школу их родителей? А вы никогда не задумывались, что причина невнимания, а отсюда – неуспеваемости заключается не в плохом воспитании или нежелании учиться, а совсем в другом?
Так как же помочь ребятам хорошо учиться? На этот вопрос отвечает директор Центра психолого-социальной работы при консорциуме “Социальное здоровье России”, кандидат педагогических наук Вадим РОДИОНОВ.
Известно, что одни ученики лучше усваивают материал, если увидят его написанным на доске или прочитают в книге; другие – если его объяснить устно; третьим надо непременно все сделать самим (провести опыт или нарисовать схему). Это связано с тем, что преобладающий канал восприятия может быть различным: у одних – аудиальный (лучше усваивают на слух), у других – визуальный (доминирует зрение), у третьих – кинестетический (запоминают при помощи движений).
Евгений Ямбург приводил как-то пример попытки так называемого индивидуального подхода, проделанной без учета особенностей развития ребенка и потому обреченной на неуспех. Подражающий Шалве Амонашвили молодой учитель начальной школы, проходя между партами, наклонялся и шепотом (индивидуально!) объяснял детям учебный материал. Не принимая во внимание уровень развития слухоречевой памяти, он просто терял время.
Хороший учитель, как правило, в своей работе использует многоканальный подход. Умелое использование преобладающего сенсорного канала позволяет с большим коэффициентом полезного действия передавать ученикам сложную учебную информацию. Однако не следует считать подобный метод панацеей. Во-первых, помимо сенсорного канала “Вход” существует и канал “Выход”, причем они не всегда совпадают. Во-вторых, желательно влиять на все каналы, а не только на тот, который уже достаточно развит.
Разумеется, следует помнить, что в “чистом” виде любой тип встречается не так часто.
Особенности восприятия информации
Поведенческие признаки (по М.Гриндеру)
Визуал организован, наблюдателен, как правило, спокоен. Он с трудом запоминает словесные инструкции, часто переспрашивает, при этом хороший рассказчик. При разговоре подбородок держит вверх, голос может быть высоким. Хорошо помнит то, что когда-то видел. Имеет живую, образную фантазию.
Аудиал легко отвлекается и легко повторяет все услышанное. Задумавшись, разговаривает сам с собой. Шевелит губами при чтении, проговаривая вслух слова. Говорит ритмически. Предпочитает счет и письмо. В группе часто бывает самым разговорчивым, любит дискуссии. Чувствителен к интонации.
Кинестет выраженно реагирует на физическое вознаграждение. При общении стоит близко, касается собеседников, много жестикулирует. Возможно раннее физическое развитие. Лучше обучается, делая что-либо. При чтении водит пальцами. Подбородок держит вниз, голос может быть довольно низким. Хорошо помнит общее впечатление о событии.
Комментарии