С тех пор как в российской системе образования появились педагоги-психологи, общество постоянно задается вопросом: психолог в школе – необходимость или роскошь? Попробуем разобраться.
Как всем известно, образовательный процесс предполагает групповое взаимодействие людей, объединенных в одном пространстве и участвующих в различных видах совместной деятельности. В ходе этого взаимодействия возникает большое число различных ситуаций, которые образовательное учреждение стремится разными путями разрешать. Однако все ли подобные ситуации могут разрешаться без участия психолога?На наш взгляд, наличие психолога в образовательном учреждении – это порой единственная возможность вовремя заметить проблемы ребенка и оказать ему своевременную поддержку.Преподаватель, часто имея большую загруженность, работая с большим количеством обучающихся, не зная поведенческих маркеров психологических проблем ребенка, может просто не заметить его сложности, что может привести к непредсказуемым последствиям.И одной из приоритетных задач психологов образования, на наш взгляд, как раз и является выявление детей в кризисных ситуациях и оказание им своевременной помощи.Такая помощь может оказываться адресно. К ней привлекаются педагоги и родители, поскольку психолог в своей деятельности работает со всеми участниками образовательного процесса. Кроме того, такая помощь может оказываться опосредованно – через групповую работу.Работа психологов юридического колледжа со всеми участниками образовательного процесса проводится в течение всего учебного года. Она заключается в проведении мероприятий по психологическому сопровождению студентов «группы риска» и оставшихся без попечения родителей, профилактики суицидального поведения.С целью развития умений успешности учебной деятельности ведется работа по подготовке студентов к сдаче экзаменов, развитию познавательных процессов, снятию эмоциональных барьеров.Психологическое сопровождение педагогической деятельности направлено прежде всего на повышение мотивации педагогического состава в освоении инновационных технологий в соответствии с ФГОС, а также на углубление профессионального сознания преподавателя.Групповые консультации родителей направлены на решение актуальной проблемы, связанной с обучением, воспитанием подростков. Главное их условие – взаимодействие всех участников, равенство позиций в работе.Данный вид работы способствует сокращению внутренней дистанции и взаимопониманию между педагогическим и родительским сообществами, что является важной и необходимой частью воспитания детей.С целью создания бесконфликтного образовательного пространства и повышения результативности образовательного процесса в течение года в колледже работает служба медиации «Путь к согласию, или Выход из лабиринта». Курсанты – медиаторы колледжа под руководством педагога-психолога разрешают конфликтные ситуации между учащимися колледжа, если такие возникают.Комплексная работа способствует снижению психоэмоционального напряжения, что приводит к оптимизации всего образовательного процесса.В заключение хотелось бы отметить, что деятельность психолога в образовательном учреждении на первый взгляд не заметна, поэтому многим кажется, что данная структурная единица в штате образовательного учреждения – роскошь. Но если представить, что психолога в штате нет и соответственно всех вышеперечисленных мероприятий, будет ли так же успешен образовательный процесс?Татьяна СВЕНТИЦКАЯ, педагог-психолог юридического колледжа;Майя ТОРОПЫГИНА, педагог-психолог юридического колледжа
Комментарии