search
main
0

Психолог – тот, кто о себе думает меньше, чем о душевном покое других

В нынешнем году в московском конкурсе «Педагог-психолог-2009» на окружном этапе участвовали 175 (из них – 13 молодых специалистов), а на городском – 25 человек.

Надо сказать, что сегодня от психологов требуют очень многого, они должны найти индивидуальный подход к каждому ребенку, они должны обеспечить душевный комфорт в детских коллективах, чтобы все смогли реализовать свое право на образование. Да и педагоги ждут от психологов поддержки не в меньшей степени, чем дети, ведь только психолог может дать совет, подсказать, как найти ключик к детской душе, установить контакт не только с ребенком, но и с его семьей. Ну а родители считают психолога кем-то вроде мага и волшебника, думая, что уж ему-то точно известны тайны, помогающие каждому вырастить доброго, все правильно понимающего и принимающего, успешного в учебе ребенка.

На конкурсе психологи-финалисты проходят трудный путь, ведь им нужно не только рассказать о своей работе, не только презентовать свои инновационные подходы и методы, но и разрешить проблемы в предложенных жюри самых разнообразных жизненных и учебных ситуациях.

В этом году конкурсные состязания шли в трех номинациях. И это правильно, ведь с разными категориями детей работают разные педагоги, с детьми дошкольного возраста им приходится решать одни проблемы, со школьниками – другие, а уж как трудна работа с молодежью, где нужно использовать целый спектр методов, форм, технологий, знают только психологи, специализирующиеся на решении проблем молодых.

В номинации «Педагог-психолог, работающий с детьми дошкольного возраста» места распределились так:

1-е место – Наталья Баринова, Центр развития ребенка – детский сад №69 Южного округа;

2-е место – Ирина Запорожец, детский сад компенсирующего вида №1044 Северо-Западного округа;

3-е место – Татьяна Пахомова, Центр развития ребенка – детский сад №2321 Восточного округа.

В номинации «Педагог-психолог, работающий с детьми школьного возраста» жюри решило отметить лишь тех, кто претендовал на третье место: Людмилу Васерчук, средняя общеобразовательная школа №416 Юго-Восточного округа, и Светлану Вовченко, начальная общеобразовательная «Школа здоровья» №1702 Зеленоградского округа.

А вот в номинации «Педагог-психолог, работающий с молодежью» награду за второе место получила Татьяна Симченко, средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков №1298 Северо-Западного округа.

Абсолютным победителем конкурса «Педагог-психолог Москвы-2009» стала Наталья Баринова, Центр развития ребенка – детский сад №69 Южного округа, молодой специалист, выпускница Московского педагогического государственного университета.

Не зря говорят: в какое учреждение попадает выпускник педвуза, так и сложится его профессиональная карьера. А Наталья попала в знаменитый на всю Москву детский сад, 14 мая 2009 года исполнится ровно тридцать лет, как его передали Южному округу. В 2000 году сад стал детским садом комбинированного вида, в 2006-м – Центром развития ребенка. Весной 2008 года в городском конкурсе «Детский сад будущего» Центр развития ребенка – детский сад №69 стал победителем в номинации «Ребенок и взрослый: педагогика сотрудничества – диалог с ребенком и родителями».

В этом дошкольном учреждении воспитывают детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. А руководит им Людмила Владимировна Салтанова, ей помогают попечительский и педагогический советы. Среди педагогов почти 70% имеют высшее педагогическое образование. Такие специалисты, как Наталья Баринова, тут архинужны, ведь сад комбинированного вида, и тут есть и здоровые дети, и дети с диагнозом «общее недоразвитие речи», и дети, которым необходимо кратковременное пребывание в адаптационных группах, как раз те самые – от 1,5 до 3 лет. Но этот сакраментальный вопрос – «Зачем в детском саду нужен психолог?» – родители все же задают постоянно. На сайте Наталья Михайловна отвечает им так: «Психолог в детском саду – это прежде всего глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психологического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей. Основные функции психолога связаны с охраной физического и психологического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Цель психолога – раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми». Но одно дело сказать о целях и задачах в общем виде. Совсем другое – конкретная практическая работа. И о ней Наталья Баринова рассказывает на сайте родителям так: «На занятиях мы совершенствуем память, внимание, мышление, воображение, речь, восприятие, творческие способности, чувство сопереживания, развиваем самовыражение, навыки общения, самооценки и анализа поступков, вырабатываем положительные черты характера, повышаем уровень самоконтроля, формируем терпимость к мнению собеседника, обучаемся приемам снятия своего психомышечного напряжения, учимся реагировать на свои внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, снижаем тревожность».

В ЦРР – ДОУ №69 работа идет по базовой программе развития ребенка-дошкольника «Истоки», разработанной авторским коллективом сотрудников Центра «Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца. Непосредственное планирование воспитательно-образовательного процесса осуществляется на основе гибкого режима дня, предполагающего приспособление к индивидуальным особенностям ребенка, состоянию его здоровья, уровню работоспособности и выносливости, полное удовлетворение его психофизических потребностей, а также на основе учебного плана, предполагающего распределение нагрузки в соответствии с программными задачами, возрастом детей и спецификой групп, который имеет два больших раздела: специально организованные фронтальные занятия и подгрупповая, индивидуальная работа с детьми.

Особая гордость ДОУ – создание и успешная работа детско-родительского клуба «Вершки и корешки», в котором проходят занятия для детей и их родителей – самых активных, заботливых и любящих мам и пап. Тут можно обсудить интересную для всех тему, узнать мнение специалиста, поделиться своим родительским опытом и даже поиграть в психологические игры. В психологические!

Родители о занятиях

в клубе

Галина Ухолкина: «После занятия про кризис трех лет уже через три дня Лиза перестала скандалить по поводу еды и ночного молочка. Очень эффективно! Спасибо за помощь».

Ольга Божакина: «Благодарим за помощь в воспитании ребенка, очень ценные жизненные советы. Очень помогли на практике».

Семья Беликовых: «Очень хорошо, что в нашем саду появился такой детско-родительский клуб. Я считаю, что нашему саду, и нам в том числе, очень повезло. На занятиях мы имеем возможность обсудить любую проблему, поделиться мнением, пообщаться по интересующей теме».

Н.Папевич: «Клуб «Вершки и корешки» очень познавателен и интересен. «Корешки», может быть, впервые имеют возможность посмотреть на себя со стороны. Становится и смешно, и грустно. Понимаешь, что существуют проблемы, которые необходимо решать, менять стиль своего поведения. Спасибо Наталье Михайловне за наше психологическое просвещение и за то, что она приобщает нас к психологическим знаниям. Нам, родителям, это просто необходимо. Только побывав на нашем клубе, понимаешь, что психолог – это очень трудная и ответственная работа. Моя дочь, после того как стала ходить в кружок «Вершки и корешки», стала играть «в психолога». Может быть, благодаря Наталье Михайловне вырастет будущий психолог».

Говорят дети

***

Андрюша (2,5 года) пошел с бабушкой и дедушкой в цирк. Потом делится впечатлениями: «В цирке были слоны, они показывали людям попы, а люди хлопали».

Папа читает сказки на английском языке Юле (4 года). Папа: «Юля, какую ты хочешь послушать сказку?» Юля: «Золотая фишка» («Золотая рыбка»).

Саша (5 лет) смотрит телевизор, а бабушка хочет причесать его.

– Не надо, бабушка…

– Но ведь я люблю тебя!

– Я тебя тоже люблю, но не лезу тебя причесывать…

Тимур (4 года) долго стоит в прихожей перед зеркалом, приглаживает свой чубчик. Спрашивает:

– Я красивый?

– Да. Очень.

– Ну так выпускай меня скорей!

Ярослав (5 лет) рассматривает свои младенческие фотографии и говорит (басом, с которым и родился): «Да-а-а, вот такой я был (пауза) – простой и славный».

Взяла Машенька металлическую банку – детское мясное пюре, поставила на стол, взяла вилку, ложку, пробует открыть – никак. Взяла здоровую деревянную мялку, стучит и приговаривает: «Тук-тук. Кто там?» – «Мясо».

Мама сидит в кресле. Данила (4 года) присаживается на ручку сбоку, обнимает одной рукой за плечи, гладит по голове:

– Ты у меня умница, ты у меня красавица…

– А кто же ты?- спрашивает мама.

А он в ответ:

– А я – мужик! Я – хозяин!!!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте