search
main
0

Психолог – профессия «помогающая». Возможно, поэтому их так не хватает

«Мама, я обязательно буду психологом, когда вырасту! – увлеченно объясняла шестилетняя Маша, выходя из дверей Воронежского государственного педагогического университета. – А знаешь, почему? Потому что это самая «помогающая» профессия в мире! Психолог помогает всем-всем, кому плохо». Этот диалог мамы и дочки я услышала случайно, когда пришла в ВГПУ поговорить о прошедшем совсем недавно фестивале практической психологии, посвященном памяти Ивана Федоровича Мягкова, доктора медицинских наук, профессора, участника Великой Отечественной войны, долгие годы проработавшего в ВГПУ и справедливо считающегося «папой» психолого-педагогического факультета.

В 1989 году на историческом факультете впервые прошел набор по специальности «педагог-психолог», а 17 лет назад психолого-педагогический факультет выделился как самостоятельная единица. Причем очень серьезная: сегодня на факультете 860 студентов-«дневников» и около 1000 заочников. На дневном отделении обучают по специальностям «психология образования», «начальное образование», «дошкольное образование с преподаванием иностранного языка» и «специальная психология» – для лиц с особыми образовательными потребностями, то есть для детей, подростков, а то и взрослых (зависит от того, на какую работу устроится выпускник, получив диплом), требующих к себе особого подхода по состоянию здоровья и соответственно особой подготовки. На заочном отделении специальности те же, только у дошкольников нет права преподавания иностранного, зато заочно можно получить специализацию логопеда, чего нет на дневном. На эту профессию спрос очень велик, логопедов не хватает в детских садах, они нужны в школах. Впрочем, воспитатели с высшим образованием тоже очень востребованы в дошкольных организациях, сегодня это, можно сказать, важный социальный заказ: садики строятся повсеместно, сотрудников нужно много.Однако наша маленькая Маша именно психологов сочла теми, кто больше всего помогает людям, и случилось это после фестиваля. Почему? Рассказывает Виолетта Кузнецова, специалист по учебно-методической работе психолого-педагогического факультета ВГПУ:- Детство, по мнению многих взрослых, – это счастливая пора, наполненная радостью и весельем. Но детство – это еще и проблемы. Большие, серьезные проблемы, которые в юном возрасте считаются неразрешимыми, а порой и трагическими. С высоты прожитых лет взрослым многие из этих проблем кажутся милыми, а катастрофа вселенского масштаба превращается для кого-то в смешное недоразумение. Другие переживают свои страхи и неурядицы благодаря помощи взрослых – родителей, педагогов, специалистов-психологов или друзей-единомышленников. Увы, есть и такие, кому детские переживания наносят серьезную душевную травму. Чтобы этого не случилось, надо беседовать с детьми и рассказывать им, что есть специальная наука психология, которая помогает преодолеть многие трудности. Поэтому целью нашего фестиваля практической психологии стала популяризация психологических знаний среди населения, формирование психологической культуры на ранних этапах становления и развития личности, психологическое просвещение дошкольников, младших школьников и их родителей.Проходил фестиваль в два этапа. Сначала дошкольники и ученики младших классов школ города Воронежа в творческой форме выполняли задания, посвященные самой «душевной» науке – психологии: дети рисовали, сочиняли сказки, басни, рассказы и даже своими руками делали поделки.Перед жюри стояла нелегкая задача – оценить детские работы, а критериями оценки были соответствие психологической тематике, раскрытие внутреннего «я»-образа и самостоятельное изготовление работ с минимальной помощью взрослых.В итоге после жарких дебатов и споров, ибо детские работы оценивать сложно, практически в каждом произведении чувствовались изюминка и любовь, которые несли в себе частичку души маленького автора, победителями и призерами в индивидуальном и командном первенстве стали: учащиеся школы №47 Кондрашова Александра, Гриднев Михаил, Перов Павел, а также Стахурлова Марина (детский сад №179), Нестерова Алиса (детский сад №19), старшая группа №3 детского сада №19 и ученики 2-го «В» класса школы №99. Призеры и победители получили грамоты и кубки, а все участники – сертификаты фестиваля.За официальной частью, как рассказывает Виолетта Владимировна, начались мастер-классы и настоящие чудеса! Аудитории превратились в мастерские, где ребята в игровой форме погружались в мир психологии. Например, при посещении мастерской водотерапии маленьких гостей ожидало много интересного, связанного с водной стихией. Проводила путешествие в мир воды выпускница психолого-педагогического факультета, соискатель кафедры коррекционной психологии и педагогики, практический психолог Юлия Зязина. Следующий мастер-класс – рисование на воде. Этот сложный на первый взгляд процесс увлек не только ребят, но и их родителей, бабушек и дедушек. Научиться такому чуду помогал специалист – руководитель студии креативного рукоделия «Мария-арт» Мария Зализняк. Пережив бурю положительных эмоций, участники фестиваля попадали в другую стихию – песочную. И здесь их ожидало еще одно чудо – рисование песком на световых столах. В этом волшебном занятии им помогала волонтер студенческого объединения «Безграничное общение», студентка 4-го курса психолого-педагогического факультета Анастасия Носова. Покинув водно-песочную стихию, юные таланты отправлялись дальше – знакомиться с «цветами способностей». Каждый посетивший этот мастер-класс собственноручно изготовил свой «цветок способностей». Оказалось, что их у ребят огромное количество, которого вполне хватит на то, чтобы озеленить целый город, а может быть, даже страну или планету! Определить свои способности детям помогли третьекурсники психолого-педагогического факультета под руководством старосты группы Илоны Удалых.- Наши юные гости, – продолжает Виолетта Кузнецова, – были в восторге, большинство побывали на всех предложенных мастер-классах. Однако и взрослые, пришедшие на фестиваль, смогли не только поучаствовать в арт-терапевтических мероприятиях, но и пообщаться, и получить консультацию специалистов-психологов.Вообще мы стараемся популяризировать и наш факультет, и психологическую помощь через проведение подобных фестивалей и, конечно, через другие мероприятия, рассчитанные на жителей города. Например, каждый четверг у нас работает школа психолога, на которую приходят учащиеся 9-11-х классов, и преподаватели проводят с ними занятия. Ежегодно организуется зимняя психологическая школа, куда приглашаются и обычные граждане, и практикующие психологи, и психологи, работающие в системе образования. Школа длится 2-3 дня.Еще у нас на факультете активно работает волонтерское движение, оно возникло в студенческой среде, а его инициатором стала Анастасия Носова – очень позитивный, неравнодушный человек. Само волонтерское движение называется «Дари добро» и является приоритетным направлением работы студенческой волонтерской организации «Неограниченное общение».Другое направление работы – это еженедельные занятия с детьми в онкологическом центре областной клинической больницы. Такое общение помогает детям легче адаптироваться в больничных условиях.Еще одно мероприятие, которое мы проводили незадолго до Нового года, – это мастер-класс в студии креативного рукоделия «Мария-арт», на котором студенты делали снеговиков. Все эти игрушки будут проданы в торговых центрах города, а деньги пойдут на благотворительность. Точно так же, как это было во время проведения акции «Белый цветок», в которой мы участвовали в рамках сотрудничества с Воронежско-Борисоглебской епархией. Студенты и школьники делали цветы и продавали их, а деньги направили на благотворительность.- Куда идут работать ваши выпускники?- Конечно, прежде всего в образовательные учреждения. Но в последние несколько лет произошли значительные сокращения, во многих школах ставки психологов сократили, к большому сожалению. Но наши выпускники востребованы и в других сферах: в медицинских учреждениях, в дошкольных, некоторые работают в службе исполнения наказаний. Там тоже существует серьезная психологическая служба, а возглавляет ее наша выпускница исторического факультета (тогда еще психолого-педагогический факультет был в составе исторического) Светлана Александровна Красненкова. Одним словом, наших выпускников можно встретить в самых различных организациях и структурах. Заказ от общества к психологической службе высок, надеемся, что повысится он и в системе образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте