search
main
0

Психолог поможет

А кто поможет психологу?

 

Кто находится рядом с учащимся все студенческие годы, когда поддержка, наставничество или просто доброе слово значат так много? Конечно, преподаватели, тьюторы и старшие товарищи. Но кто поддержит студента, если его проблема глубже, чем сложности с предметом? Сейчас в российских вузах начинают в полной мере сознавать важность такой структуры, как психологическая служба. В подмосковной мастерской управления «Сенеж» 5 апреля прошел однодневный выездной семинар-совещание «Психологическая служба в системе высшего образования: концептуальные основы и перспективы развития», где эксперты обсудили существующую ситуацию, задачи и сложности, а также дальнейшее развитие этого направления.

 

Семинар под эгидой Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Российской академии образования и АНО «Россия – страна возможностей» собрал представителей более чем 120 вузов страны. Во встрече приняли участие руководители психологических служб университетов, проректоры, курирующие деятельность психологических служб образовательных организаций высшего образования. Всех объединил насущный вопрос: как создать рабочую модель, на основе которой можно будет развернуть полноценную психологическую службу в высших учебных заведениях страны, где она так необходима?

Модераторами обсуждения будущего системы психологической поддержки выступили Татьяна Тихомирова, научный руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО, и Мария Афонина, проректор по образовательной деятельности мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей».

«У нас состоялся профессиональный обмен мнениями, опытом, предложениями по актуальным направлениям работы психологических служб университетов: нормативно-правовым, научно-методическим и этическим. Эти вопросы созвучны национальным приоритетам развития нашей страны, прежде всего в части сохранения населения, здоровья и благополучия людей, создания возможностей для самореализации и развития, организации комфортной и безопасной среды для жизни, условий достойного и эффективного труда. Совместные усилия ученых, практиков и администраторов образования направлены сегодня на создание целостной, соответствующей современным общественным вызовам федеральной сети психологических служб, готовых в любую минуту оказать квалифицированную психологическую помощь», – отметила Татьяна Тихомирова, научный руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО, член-корреспондент РАО.

Для мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей», где ежегодно обсуждают десятки важных и актуальных тем, в том числе связанных напрямую с образованием, опыт взаимодействия с этой стороной психологии стал первым. Открывая семинар, Мария Афонина, проректор по образовательной деятельности, сама являющаяся практическим психологом, выразила надежду, что все участники смогут обменяться опытом и вместе найти новые пути сотрудничества. Мастерская управления плодотворно работает с молодой аудиторией, активно сотрудничает с Федеральным агентством по делам молодежи. А психология является важнейшей частью воспитания активного, здорового и готового созидать молодого поколения, и именно здесь обсуждаются и прорабатываются новые идеи, которые помогут молодым людям преодолеть сложности и кризисные моменты.

По словам Марии Афониной, в современном мире тема психологической поддержки и жизнестойкости становится крайне важной. В мастерской управления «Сенеж» весной текущего года была запущена онлайн-программа «На связи». К ней с 11 апреля могут присоединиться все желающие. В рамках двухнедельного обучения слушателей научат оказывать адресную помощь находящимся в сложной психологической̆ ситуации людям, работать с негативными эмоциональными состояниями. «Мы понимаем, как сейчас каждому из нас важны единение, поддержка и забота близких. Наша программа поможет человеку работать с собственными негативными эмоциональными состояниями, также мы даем реальные и доступные каждому инструменты самопомощи и поддержки близких. Экспертами программы стали профессиональные психологи-практики, которые расскажут о техниках по снижению уровня тревожности, самоконтроля и инструментах психологической поддержки», – сказала Мария Афонина.

О том, что сложностей на пути взросления молодого человека немало, присутствовавшие знают не понаслышке. «Поднимите руки те, кто считает, что психологическая служба в вузе не нужна» – так начала свое выступление Ксения Горячева, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и образованию. Ни одной поднятой руки в зале. Собравшиеся абсолютно солидарны в том, что задача вуза не только обучить, но и воспитать здорового и счастливого человека. Предпосылки для создания психологической службы в высшей школе тесно пересекаются с образовательными целями. Для наглядности Ксения использовала как метафору проектор. Человек проецирует на мир заложенные в нем представления и установки, как на белый экран. Понимание заложенной родителями и окружением в «проектор» студента программы может помочь настроить его представления о мире на созидательный лад еще на первых порах обучения, дополнить или даже видоизменить учебную программу, чтобы этого добиться.

Важна и социальная сторона вопроса. Молодой человек оканчивает школу и переходит из мира, где он жил под опекой родителей, где решения подчас принимали за него, в среду, где ему предстоит повзрослеть и самому отвечать за себя, быть самостоятельным. «Вуз должен воспитывать взрослых, а не детей, – подчеркнула Ксения. – Взрослый – это тот, кто может нести ответственность за свои решения и поступки и позаботиться о другом». Она также предложила коллегам подумать не только о механизмах развития вузовских психологических служб, но и о введении базовой дисциплины «Психология», которая давалась бы студентам независимо от направлений подготовки и несла базовые знания о том, как человек может сам позаботиться о своем психологическом благополучии.

Тут же собравшиеся обратили внимание на другой немаловажный аспект – своевременность и адекватность помощи. В случае с телефонной линией доверия в ту минуту, когда человек звонит, он уже столкнулся с проблемой, которую не может решить самостоятельно, с помощью родителей или друзей. Задача психологической службы в вузе состоит не только в предотвращении депрессии, тревожности. Специалисты должны помочь разобраться в ситуации и ответить на вопросы: «Кто я? Как я могу помочь самому себе?» Задача образования в свою очередь в том, чтобы воспитать мыслящего и образованного человека, способного брать на себя ответственность, принимать решения, заботиться о себе и других людях, делать это вовремя.

К подобной цели стремится Томский государственный университет, где уже действует собственная психологическая служба. Ректор Эдуард Галажинский, вице-президент Российской академии образования, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, обратил внимание на отсутствие национальной диагностической базы, стандартизованных психологических инструментов, что подтверждает необходимость формирования системы психологических служб в вузах страны.

«Проблемы, связанные с взрослением, зрелостью, счастьем, психологическим благополучием, занимают пока малую долю в психологических исследованиях. А это направление также является важным. Современная психология до сих пор концентрируется на проявлениях депрессии. Исследования, которые в том числе Российская академия образования проводит, показывают, что более 20% первокурсников сталкиваются с эмоциональными проблемами, связанными с повышенной возбудимостью, склонностью к депрессивным состояниям, частыми сменами настроения, тревожностью. Большое исследование, в которое были вовлечены 13 университетов, показало, что в группе риска помимо студентов-первокурсников еще и студенты из слабо обеспеченных семей. В этой связи нужно подумать, как учесть эти контексты в обсуждении будущего психологической службы высшей школы», – сказал Эдуард Галажинский.

Также, по мнению психологов, обязательно нужно учитывать, что в студенческой среде могут проявиться неблагополучный эмоциональный фон и даже склонность к агрессивному поведению.

Поэтому важны современные инструменты для объективной оценки психологического состояния молодого человека, нужно понимание, что чувствует и переживает студент, который приходит в вуз, какие проблемы у него уже есть. И здесь важны не только единые протоколы работы службы психологической помощи, но и отлаженная коммуникация между ведомствами, создание национальной базы психодиагностических данных. Первые шаги в этом направлении уже сделаны – создан Федеральный ресурсный центр при Российской академии образования. Основной задачей на ближайшее время становится формирование особой экосистемы для поддержки психологических служб. Шаги в этом направлении позволят объединить усилия РАО по созданию ресурсного центра со стремлениями профессиональных организаций, сообществ и институтов.

«Наша задача – разработать совместно с сообществом профильных специалистов концепцию развития психологической службы, которая должна обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие, дать инструменты доступной психологической помощи и, главное, должна быть обеспечена кадрами. Сейчас уже создан Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе высшего образования совместно с Российской академией образования. В этом году будут определены 15 пилотных университетов в 8 федеральных округах, в том числе подведомственных Минобрнауки России, Минпросвещения России, Мин­здраву России, где будет отработана эффективная модель психологической работы в вузах. Для обеспечения работы психологической службы мы планируем совместно с Росмолодежью подготовить и внести на осеннюю сессию Государственной Думы Российской Федерации ряд законопроектов, связанных с ее работой. В мае текущего года с Российской академией образования планируется запустить систему подготовки и переквалификации специалистов служб психологической поддержки в вузах», – сказал Григорий Гуров, заместитель министра науки и высшего образования. Он добавил, что по результатам работы в пилотных вузах будет отработана эффективная модель, которая может быть использована для организации психологической службы в других вузах страны.

Григорий Гуров обратил внимание собравшихся на результаты проведенного в стране исследования: психологическую службу или центр имеет каждый пятый вуз (21,9%), более половины университетов (55,3%) имеют одного психолога или кабинет разгрузки без штатного психолога, порой обязанности по психологической помощи выполняют сотрудники кафедр психологии, отделов культурно-массовой работы, санатория, а также студенческих объединений.

При этом запрос на такую помощь у студентов есть: почти каждый третий (29,5%) студент сохраняет в телефонной книге номер экстренной психологической службы, более двух третей студентов (70,2%) считают, что университетские службы могут помочь им в решении этих проблем.

«Мы воспринимаем психологическую службу в университете как часть работы с молодежью, в том числе в контексте воспитания. Мы хотим наладить работу так, чтобы она помогала в решении ключевых государственных задач, задач высшей школы, чтобы студент чувствовал свою сопричастность и вовлеченность в жизнь вуза и страны через созданную доверительную среду в университетах. Психологическая служба в таком контексте должна быть логично встроена в воспитательную деятельность и молодежную политику», – сказал Григорий Гуров.

Собравшиеся в мастерской управления «Сенеж» делились опытом работы вузов, также обсуждали вопросы доступности, взаимодействия, развития базовых кафедр психологии и привлечения специалистов.

Если в одних областях единообразие и готовые решения хороши, то в других есть люди, которые нуждаются в индивидуальном подходе. Директор Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с инвалидностью Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Гузель Саитгалиева обратила внимание на инклюзивный аспект работы психологической службы и необходимость такой помощи и поддержки студентов с особыми образовательными потребностями. Высшее образование становится сегодня доступнее для таких категорий граждан, это значит, что растет количество студентов, которым необходима дополнительная поддержка. В МГППУ почти 4% обучающихся – это студенты с ограниченными возможностями здоровья. Для них в университете создана комплексная система психологического сопровождения, включающая команду специалистов: психологов, специалистов по техническим средствам, тьюторов. В 2016 году в вузе был создан Ресурсный учебно-методической центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, а с 2019 года успешно реализуется проект инклюзивного волонтерства, в котором так называемые доверенные студенты помогают студентам с инвалидностью преодолевать возникающие трудности. Проведенный предварительный опрос участников проекта показал, что особенные студенты чувствуют себя комфортнее, обращаясь за помощью, в том числе психологической поддержкой, советом, сначала к сверстникам, а уже потом в специально созданные для этого университетские структуры. Такая система взаимовыручки постепенно начинает работать самостоятельно, без кураторов и надзора свыше, а деятельность инклюзивных волонтеров координируется специалистами университета. Проект «Доверенные студенты» имеет свой специальный ресурс и социальные сети, которые помогают студентам общаться, обсуждать совместные проекты и находить способы проявить свои таланты.

Елена Метелькова, советник ректора Высшей школы экономики, соучредитель и вице-президент Федерации психологов образования России, обратила внимание, что, несмотря на то что получение психологической помощи законодательно закреплено в качестве академического права обучающегося, само понятие психологической помощи в системе высшего образования, ее содержание, полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере образования по ее организации в Законе «Об образовании в РФ» не определены. При этом право образовательных организаций высшего образования создавать вузовские психологические службы затруднено в том числе по экономическим соображениям, и совсем не предусмотрено оказание психологической помощи профессорско-преподавательскому составу вузов, профессиональная сфера деятельности которого предполагает значительные психоэмоциональные нагрузки.

В этой связи прозвучали предложения внести соответствующие изменения в Закон «Об образовании в РФ», разработать положение о психологическом обеспечении высшего образования, включая положение об университетской психологической службе и ее экономической модели, положение об экстренной психологической помощи в системе высшего образования и положение о ежегодном мониторинге психологического обеспечения высшего образования, создать межведомственный координационный совет с участием всех федеральных органов власти, в ведении которых имеются вузы, и единый информационный портал психологической службы в системе высшего образования, разработать профстандарт психолога в системе высшего образования, стандарты оказания психологической помощи, протоколы межведомственного взаимодействия, ежегодно формировать план научных исследований в интересах службы, предусмотрев участие в его реализации научных и научно-образовательных организаций разной ведомственной подчиненности, предусмотреть создание межвузовских психологических центров в рамках федерального проекта «Инфраструктура», а также центра трансфера гуманитарных технологий в рамках федерального проекта «Исследовательское лидерство» национального проекта «Наука и университеты».

Следующий участник семинара, главный аналитик Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО, профессор РАО Елена Брель продолжила тему практических мер, которые могут помочь в достижении общих целей. Среди них, разумеется, не последнее место принадлежит программам повышения квалификации и переподготовки специалистов. Как отмечали и другие докладчики, зачастую университетский психолог вынужден иметь дело с огромным спектром проблем. Важно, чтобы у специалиста было достаточно рабочих механизмов и инструментов для их решения.

«Если посмотреть на соответствие тех навыков, которые получают студенты, тем, которые требуются от них во время работы в психологических службах вузов, становится ясно, что необходимо обновлять программы дополнительного профессионального образования. Нужны курсы повышения квалификации, опирающиеся на практику. РАО готова собирать на своей площадке специалистов психологических служб. Надеюсь, это вызовет живой отклик, вы будете подключаться и приезжать к нам», – завершила свое выступление Елена Брель.

Небанальный, но проверенный временем подход к передаче опыта и новых навыков будущим специалистам избрали в Санкт-Петербурге. Марина Лаврикова, первый проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), рассказала, что c 2008 года в университете для оказания психологической помощи действует собственная клиника – центр психологической помощи. Там работают сами студенты, деятельность которых курируют преподаватели. Возможность получить поддержку на базе клиники есть как у сотрудников и учащихся вуза, так и у людей извне.

У такой схемы есть еще один эффект. Будущие студенты не только отрабатывают профессиональные компетенции, но и начинают лучше понимать свои карьерные возможности, профессиональные качества и личные стремления. Практическая работа, интересная новая деятельность и сознание важности своей работы, несомненно, повышают качество образования. Кроме того, в таких условиях студент начинает сознавать свою личную ответственность в профессиональной деятельности. Клинический подход оказывается полезен и для преподавателей – это шанс отработать новые методики, наладить более тесное взаимодействие с учащимися. Поле деятельности огромно, только за 2021 год на базе центра психологической помощи университета провели 3082 консультации. Существующие наработки и опыт СПбГУ могут быть полезны для других вузов страны.

Участники семинара в «Сенеже» обсудили существующие в вузах психологические службы, нормативно-правовую базу, необходимую для их существования, социальную и воспитательную роль, подготовку и поддержку студентов.

Необходимость психологических служб как в вузах, так и в других заведениях абсолютно очевидна. Как и то, что создание рабочей системы, которая сделает жизнь граждан лучше, зависит от множества факторов. Требуются большая коллективная работа, налаженные межведомственные связи и нормативная база. Но самое главное – необходимо поддерживать новые начинания, делиться знаниями, сохранять энтузиазм и готовность помогать другим.

Виктор Басюк, и. о. вице-президента РАО, член-корреспондент РАО, декан факультета педагогического образования МГУ имени М.В.Ло­мо­но­со­ва, уточнил, что проект организации психологического сопровождения в вузах реализует по поручению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Российская академия образования: «Сегодняшнее мероприятие – это первое подведение итогов оперативной работы, которая была начата Федеральным ресурсным центром РАО в рамках супервизии горячих линий психологических служб вузов, и определение основных концептуальных подходов развития психологических служб в высшей школе. Академия подготовила проект концепции организации психологического сопровождения в высшем образовании, который сегодня рассматривается в министерстве. Сегодня представители профессионального сообщества, психологи вузов поддержали основные положения, которые вошли в эту концепцию. Надеюсь, что в ближайшее время общим профессиональным фронтом мы начнем реализацию этих мероприятий».

Мария АВЕРИНА, Московская область, Солнечногорск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте