Психологическая служба в школах, детских садах стала уже привычным явлением. Психолог занимает место посредника между участниками учебно-воспитательного процесса. Однако родители по-прежнему испытывают недоверие к психологу, а к психиатру особенно, и не обращаются к ним. Это создает порочный круг: недоверие – упущенность – заболевание. Как наладить психологическое просвещение родителей, как вызвать у них доверие к таким специалистам, а значит, и улучшить психологическое здоровье ребенка, шел разговор на «круглом столе», проходившем в Центре развития межличностных коммуникаций, которым руководит Людмила Александровна Путина.
Марьяна БЕЗРУКИХ, доктор биологических наук, академик РАО, директор института возрастной физиологии РАО: Угрозы и неврозы
Трудности в обучении письму и чтению очень часто связаны не с функциональным развитием ребенка, а с методикой обучения. Я читала лекции московским неврологам и обнаружила, что ситуация в школе их совершенно не волнует. Они видят только результат, с каким к ним приходит маленький пациент. Какие факторы влияют на физическое и психологическое здоровье детей?
В школе – школьные факторы риска, в семье – семейные. Школьные во многом определяют семейные и усиливают их. Это приводит к поведенческим расстройствам и трудностям в обучении, к ухудшению физического и психического здоровья, конфликтам, девиантному поведению. Что входит в школьные факторы риска? Каково влияние каждого из них? По ранжированию это неадекватные требования. Ребенок сегодня приходит в первый класс с «убитой» мотивацией. До 80% детей боятся идти в школу. Они знают, что такое неудача, что такое недовольство взрослых – воспитателей и родителей. Знают, что такое неудовлетворительная оценка, что такое «не смогу», а это главное препятствие на пути к обучению.
Но самый сильный фактор, который негативно воздействует на физическое и психическое здоровье ребенка, – это стресс ограничения во времени. Ребенок живет в этих условиях ежедневно, многие годы. Ежедневные микрострессы по своему эффекту сильнее, чем какой-то большой, произошедший однажды. Это бедствие нашей школы, связанное и с технологиями, и с методиками обучения, и с бесконечной интенсификацией учебного процесса. Еще неблагоприятно влияют на детей конфликты с педагогами и сверстниками. Обычно в школе есть психолог, логопед, социальный работник. Однако психолог делает свою работу, логопед – свою, социальный работник – свою, педагог – свою, воспитатель группы продленного дня – свою, никак не согласовывая друг с другом.
Нам нужна система совместной деятельности. В противном случае каждый по-прежнему будет прикладывать массу усилий, но эффект получится незначительный. Усиливает и осложняет школьные факторы риска низкая квалификация педагогов. К сожалению, не предусматриваются в педвузах спецкурсы, которые дадут будущему психологу и педагогу знание возрастных особенностей ребенка.
Есть еще одна проблема – детско-родительские отношения. Почему взрослые жестоки по отношению к детям? Одна из причин – отсутствие терпимости в обществе. Несколько лет назад была ассоциация «Поможем детям учиться». Теперь ее нет. А это очень важная площадка для общения, ее нужно возродить.
Татьяна ХОТЫЛЕВА, кандидат педагогических наук, заместитель директора Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков: Командный метод – путь к успеху
В последние годы многие дети не справляются со школьной программой, испытывают значительные перегрузки, что ведет к осознанию собственной неуспешности и неврозам уже на раннем этапе обучения. Преодолеть трудности в обучении поможет выявление индивидуальных особенностей учеников благодаря педагогической, логопедической и психологической (нейропсихологической) диагностике. Учитель должен не только видеть, что у ребенка что-то не получается, но и знать, почему не получается, и понимать, чем это грозит ему в дальнейшем. Например, неумение понимать смысл прочитанного в первом классе грозит невозможностью понять условия задачи, самостоятельно прочитать и пересказать тему по природоведению и т. д.
Здесь важно применить командный метод: составить совместно со специалистами программу работы с учетом индивидуальных особенностей детей, провести анализ результатов обучения и коррекционно-развивающей деятельности.
Важны медикаментозная поддержка, создающая благоприятный фон для всех других форм помощи, тесное сотрудничество школы и родителей. Что обеспечивает успех? Личная заинтересованность учителя в установлении взаимодействия между специалистами и родителями, возможность осуществлять следующую диагностику – педагог постоянно наблюдает особенности развития, поведения, восприятия, работоспособности каждого ученика; стабильная возможность общения с родителями, которые боятся идти к медикам и психологам, – эта форма общения не стала привычной в нашем обществе, а общение с учителями привычно. К сожалению, практика работы с семьями детей с различными трудностями в обучении показывает, что далеко не всегда педагог может добиться успеха в установлении взаимодействия между родителями и психологом или другими специалистами. Негативные факторы, оказывающие влияние на современную ситуацию: неосведомленность учителей о специфических проявлениях при различных отклонениях в развитии школьников. Преподаватель видит, что что-то не так, но не знает, к какому специалисту нужно направить родителей с ребенком; отсутствие в образовательном учреждении команды специалистов; неумение разговаривать на языке межпрофессионального общения – в школе (детском саду) есть психолог, логопед, но каждый из них действует изолированно, не обсуждая коллегиально проблем ребенка и путей их решения или делая это формально; недостаток положительного опыта – люди просто не верят, что командный метод работы можно реализовать в массовой практике; недоверие родителей по отношению к специалистам, что зачастую связано с их некомпетентностью, непониманием, что помощь ребенку – долгий, кропотливый труд; дистанцированность родителей от проблем собственных детей.
Многолетняя практика показывает, что именно начало обучения во многом определяет, насколько каждый ребенок будет успешен в дальнейшем. Очень важно построить процесс обучения таким образом, чтобы дети могли, не нанося вреда своему психическому и физическому здоровью, соответствовать всем современным требованиям учебы. Для детей группы риска, со школьной неуспешностью, система «командной» помощи специалистов различных профилей совместно с родителями и вариативность подачи материала – залог их успеха в будущем.
Елена СМИРНОВА, доктор психологических наук, руководитель Московского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек: Кто кем играет?
Сегодня огромные корпорации специализируются на производстве товаров для детей («Империя детства», «Мир детства», «Детский мир», «Планета детства» и пр.). Ассортимент их, а также и услуг для детей растет быстрее, чем другие сегменты рынка. Вместе с тем все это, как правило, не ориентировано на возрастные особенности малышей. Стремительно опускаются границы возрастных требований к их различным способностям и умениям. Наш анализ показал, что производители детских книжек, игрушек, мультфильмов крайне небрежно относятся к специфике того возраста, которому они адресованы. В большинстве своем они не рассчитаны на дошкольников. Найти куклу, изображающую ребенка, практически невозможно, в то время как полки магазинов переполнены взрослыми разукрашенными красавицами (Барби, Брац, Синди и пр.). Фильмы по своей форме и содержанию не рассчитаны на детское восприятие: слишком быстрый темп, мелькание несвязанных кадров, перегруженность экзотичными эффектами, невнятность и отрывочность речи персонажей не позволяют ребенку понять, осмыслить и пережить содержание фильма, а без этого просмотр превращается в бессмысленное и даже вредное времяпрепровождение. Многие современные книжки не соответствуют интересам и возможностям понимания малышей.
Авторы серии развивающих видеофильмов для младенцев утверждают, что они способствуют речевому развитию ребенка, воображения и образного мышления. Но при этом игнорируется тот очевидный факт, что говорить, воображать и образно мыслить младенцы в 3-4 месяца еще не готовы. С научной точки зрения такая продукция не выдерживает никакой критики, вместе с тем ее популярность быстро возрастает. Популяризация ее деформирует сознание родителей и мешает развитию ребенка.
Искусственное «овзросление» отчетливо проявляется в увлечении ранним обучением. Во многом этому способствует состояние современного образовательного рынка. Появляется все больше методик, авторы которых обещают развить у малышей внимание, память, логическое мышление, научить их читать и считать очень быстро и очень рано. Об этом свидетельствуют сами названия: «Читать раньше, чем говорить», «Математика с пеленок», «Энциклопедические знания с пеленок» и пр. В большинстве своем эти обещания не имеют ничего общего с реальностью. Законы детского развития, как и законы природы, не меняются от желания родителей ускорить его темпы. Развитие ребенка происходит не в запоминании информации, а в разных видах детской деятельности, к которым прежде всего относится игра. Но для игры нужны игрушки. Однако многие игрушки имеют агрессивный заряд, искажающий образ человека. Многие игры предполагают расчленение человеческого тела и манипуляции с его органами. Некоторые игровые наборы имеют откровенно жестокий, агрессивный характер («Убей террориста», «Кровавый убийца» и др.). С прилавков смотрят всевозможные уродцы, дети с лицом старцев, кричащие, страдающие, болезненные человечки.
Нарастающая автоматизация образных игрушек ведет к тому, что игрушка все более становится не средством игры, а самодостаточной вещью. Малыш как бы становится приставкой к игрушке – она сама руководит его действиями. Это результат игнорирования возрастной специфики детей. Производители не задумываются о законах развития ребенка. Их коммерческие цели весьма далеки от этого.
И все же хорошие игрушки у нас есть – и отечественные, и импортные. Но они порой незаметны.
Именно такие игрушки мы отбираем и присваиваем им свой знак качества «Детские психологи рекомендуют». Ориентируясь на этот знак, родители могут выбрать действительно лучшие. В прошлом году мы представили 50 таких игрушек в своем каталоге «Лучшие игрушки». Планируем делать публикацию таких каталогов ежегодно.
Марина БЕБИК, практический психолог, доцент кафедры танцевально-двигательной психотерапии Института практической психологии и психоанализа: Не хочу учиться
За последние десять лет родители все чаще стали обращаться к психологу: «Помогите, ребенок не хочет ходить в школу, не знаем, что делать».
Когда этот вопрос касается первоклассников, одной из причин нежелания учиться может быть сложность перехода из детского сада в школу. Именно играя, ребенку легче пережить этот переход. Ребенок через игру может показать и рассказать, что у него происходит в школе на самом деле, в классе, с учителем и как он переживает это изменение.
Вторая возможная причина – это перегрузки в школах. Если для родителей очень важно, чтобы ребенок учился именно в той школе, которую они выбрали, то задачей психолога может стать помощь родителям увидеть и принять своего сына или дочь со всеми их возможностями и ограничениями. Часто очень необходима комплексная работа нейропсихолога, психолога, а также могут быть необходимы консультации невролога, детского психотерапевта. И тогда родители получают комплексную информацию о способностях и особенностях своего ребенка и могут принимать решение, как быть дальше. К сожалению, семья понимает, что решать этот вопрос она пока не готова.
Подростковый возраст часто называют переходным, и это не случайно, так как здесь тоже происходит переход от детства к юности. Также это связано с этапом завершения школы, выбором профессии, поэтому тревога и у подростка, и у родителей повышается. Иногда так выражается протест подросшего ребенка. Приведу пример из своей практики в одной психологической группе подростков 13-14 лет. Мы работали с темой «Отношения с родителями». Я задала вопрос одному мальчику: «Говорят ли с тобой родители не только об учебе? Он ответил: «Да, да, этот вопрос они часто задают, только другим тоном: «О чем ты вообще думаешь? На носу экзамены!» И здесь психолог помогает родителю и подростку наладить контакт и сместить акцент с учебы на другие стороны жизни.
В последнее время нежелание ходить в школу у подростков может быть связано и с отсутствием ощущения своей необходимости обществу, то есть для него важно понимание смысла учебы. В таком случае психолог может помочь ощутить ему уверенность и повысить самоценность.
Ирина УМНЯШОВА, кандидат психологических наук, заведующая учебно-производственной лабораторией факультета «Психология образования» Московского городского психолого-педагогического университета: Помогите «переделать» ребенка
Личность развивается под влиянием наследственности, семьи, ближайшего общества. Семья особенно важна для человека. Родители непосредственно влияют на развитие ребенка. С самого детства он впитывает в себя все навыки взаимодействия отца и матери и ближайшего окружения. И от того, как они справляются и со своим личным развитием, зависит гармоничное формирование личности. Часто родители и педагоги обращаются к психологам за помощью с просьбой помочь им «переделать ребенка», изменить его в «лучшую сторону». Но далеко не каждый взрослый способен признаться, что начинать необходимо с самих себя.
Основная цель работы психолога с педагогами и родителями – развитие профессиональной и родительской компетентности, повышение уровня психологической культуры. Психолог старается повысить уровень их психологической грамотности, коммуникативной компетентности. Здесь подразумевается не только и не столько распространение психологических знаний, но и умение их использовать не в целях манипулирования, а для создания условий, способствующих развитию индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Наиболее эффективными являются формы работы: информирование педагогов и родителей о возрастных особенностях развития ребенка; проведение групповых практических занятий («Родительский клуб», «Университет для родителей», «Педагогический клуб»). Педагогов и родителей учат навыкам самостоятельного конструирования собственного поведения. Все это расширяет представления педагогов и родителей о способах эффективного взаимодействия с детьми. Проведение детско-взрослых совместных психологических акций и развивающих игр, общешкольных праздников: День семьи или День матери, поездки в психологический лагерь. Так создается единое детско-родительско-педагогическое пространство. Можно использовать сюжетно-ролевые, имитационные, познавательные игры, дискуссии, «круглые столы», мозговой штурм, творческие задания, психологические акции, психодраматические игры и упражнения, психологический тренинг.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения перед школами встает новая задача: формирование не только предметных, но и метапредметных и личностных компетенций. В связи с этим идет пересмотр основных задач школьной психологической службы. Возникают вопросы: кто и как будет развивать все эти виды компетенций? Какими способами будет происходить мониторинг формирования компетенций? Как эти нововведения отразятся на физическом и психологическом здоровье ребенка?
С сентября 2008 года в центре образования №2030 открыта городская экспериментальная площадка «Создание модели многопрофильной (диверсифицированной) психологической службы «Школы будущего». Основные цели ее: сохранение и развитие психологического здоровья всех участников образовательного пространства, формирование психологической культуры личности, психологическая поддержка ребенка на всех этапах возрастного развития.
Структура многопрофильной психологической службы включает в себя следующих специалистов: руководитель психологической службы; линейные психологи – куратор дошкольного возраста, куратор начальной школы (1-4-й класс), куратор подросткового возраста (5-8-й класс), куратор юношеского возраста (9-11-й класс); отраслевые психологи – педагогический психолог, клинический психолог, социальный психолог, детский и семейный психотерапевт, юридический психолог. Уже разработан проект положения о многопрофильной психологической службе. Определены условия и регламент взаимодействия специалистов службы со всеми участниками образовательного процесса.
Лариса РУДНЕВА, семейный психотерапевт, директор психологического центра «Творческое развитие личности»: Признать проблему – уже мужество
В психологии существует понятие «социального фасада». Это то, как мы предъявляем себя миру. У нас есть определенные защитные механизмы и представления о том, что ожидают от нас окружающие. На вопрос, как дела, мы, скорее всего, улыбнемся, скажем, что нормально, или отшутимся. А в ситуации консультации у психолога надо будет прийти к неизвестному человеку, признать, что у вас проблемы, да еще с самыми близкими. Это сложно.
И есть укоренившееся представление, что сильный человек справится со своими проблемами сам. Следовательно, когда вы идете и признаетесь в сложности своего положения, вам надо преодолеть еще один стереотип, что «с проблемами нужно справляться самостоятельно».
А мужество заключается в том, чтобы признать проблему.
Каждый в своей жизни обязательно испытывает напряженность, неудачи, печали и стрессы. Психологическая консультация и психотерапия не смогут сделать вашу жизнь беззаботной, убрать проблемы. Но если вы часто чувствуете себя беспомощным, вы постоянно испытываете страх, не видите выхода, потеряли контакт с ребенком, отношения в семье нарушились, тогда вам пора к психологу.
При психологическом консультировании и психотерапии важна убежденность, что каждая личность обладает способностью к росту, развитию и выбору. Мне очень нравится такая фраза: человек никогда не завершен… Человек способен развиваться всю жизнь.
Психолог помогает облегчить текущий момент и понять, что проблема – это не остановка, так не будет всегда. Появится новый взгляд на себя, и это изменит отношения с окружающими.
Нельзя рассматривать консультацию у психолога, психотерапию как пассивное присутствие, в то время как специалист будет вас «лечить» или «учить». Это совместная работа, где психолог выступает как катализатор ваших изменений. Он создает условия, вы можете воспользоваться его знаниями и опытом, его мнением и поддержкой. Это совместное исследование препятствий, мешающих решить проблему и/или изменить свое состояние.
Первый визит к психологу – первый шаг к изменению. На него надо решиться, это требует смелости, мужества, решительности, иногда даже в ситуации стресса. Как сказал известный семейный психотерапевт Карл Витакер: «Только ситуация отчаяния может подтолкнуть к изменению». Нравственное значение психотерапии в том, что она помогает людям принять ответственность за себя и в конечном счете за свою жизнь. В современном мире практика обращения к психологу стала общепринятой. Это вселяет надежду на улучшение психического и физического состояния населения.
Итак, когда пришло решение пойти к психологу – это полдела. Теперь нужно еще выбрать его. У психолога нет рецептов и нет чего-то в готовом виде, чтобы выдать обратившемуся как панацею. Решение предстоит искать совместно. Консультирование и терапия – это процесс создания нового, того, чего еще не было. У психолога знания и опыт, у вас – ваша ситуация. На что же опираться, когда вы ищете психолога? На себя, на свои ощущения и свою, если хотите, интуицию. А остальное уже будет происходить на приеме, вы почувствуете, насколько вас понимают, и либо останетесь, либо предпримете еще одну попытку. Если попыток слишком много, то это значит, что ваше сопротивление изменению слишком велико. Как правило, находят психолога с первой или второй попытки. Свобода выбора обеспечивает безопасность клиента. По точному выражению французского психоаналитика Андре Грина: «Клиент только одного не прощает психологу – когда его не понимают».
Во время работы с психологом клиент получает знания. Они могут помочь увидеть сложную ситуацию по-новому. Но этого может быть недостаточно. Тогда на смену психологическому консультированию приходит психотерапия. Это особый вид деятельности, и он требует особых условий.
Комментарии