В Москве вот уже несколько лет работает уникальное учебное заведение, созданное по инициативе Департамента образования Москвы и входящее в десятку самых рейтинговых педагогических вузов России. Это Московский городской психолого-педагогический университет. О деятельности вуза и его взаимодействии с городскими педагогическими университетами, рассказывает ректор МГППУ доктор психологических наук академик РАО Виталий Рубцов.
– В последние годы мы стали свидетелями того, как в рамках программы «Столичное образование» последовательно ведется работа по педагогическому сопровождению учащихся. Суть этой работы заключается в разработке и во внедрении целостной системы поддержки в обучении, развитии способностей различных контингентов детей с учетом их индивидуальных возможностей и интересов. Не случайно главным вектором действовавших до прошлого года программ «Столичное образование-1-3» стала индивидуализация образования. Воплощение этой идеи привело к созданию в городе разнообразных типов учебных заведений, главной задачей которых стало реальное обеспечение потребностей в образовании различных контингентов детей. Сейчас уже очевидно, что для системы столичного образования уходит в прошлое понятие «средний московский школьник», которое объединяло учащихся в некую усредненную группу детей. Вместо этого в процессе реализации программ «Столичное образование-1-3» московское образование становилось, по существу, индивидуально ориентированным, направленным на максимальный учет индивидуальных психологических особенностей детей. К настоящему времени мы говорим о том, что уже сложилась развитая сеть образовательных учреждений, которые представляют, по крайней мере, шесть основных типов педагогических систем, отличающихся по своим задачам и целям. Это обычная общеобразовательная школа, учебное заведение для мотивированных, учебное заведение для одаренных, учебное заведение для девиантных детей, учебное заведение для детей-инвалидов и учебное заведение для детей-сирот.
Основной точкой для решения задач психолого-педагогического обеспечения деятельности педагогических систем стало создание в рамках программ «Столичное образование-1-3» Московского городского психолого-педагогического университета. Задачей нашего вуза, равно как и очень сильного психологического факультета МГПУ, стали подготовка, переподготовка и повышение квалификации психологов, способных работать с самыми разными людьми в столичном регионе. В программе «Столичное образование-2» эта идея была связана с решением обоими университетами о разработке концепции московской модели службы практической психологии для системы образования. В целом за время действия трех программ «Столичное образование» специалисты московских вузов выработали новые подходы к оказанию психологической помощи для различных видов, типов образовательных учреждений и контингентов детей: детей с ограниченными возможностями, девиантных детей, детей-сирот, одаренных детей. Также были созданы и отработаны модели многоуровневого профессионального образования: педагогический колледж, вуз и так далее. В целом сегодня мы можем говорить о том, что главным результатом реализации в городе предыдущих программ «Столичное образование» стало создание эффективно действующей программы психологической службы образования, которая обеспечивает разноуровневую психологическую помощь всем субъектам образовательного пространства.
В последние три-четыре года количество психологов в городе увеличилось в два с половиной раза и сейчас составляет более трех тысяч человек. Это большая цифра, которая характеризует нашу психологическую службу (по сравнению с другими регионами) как очень мощную. Более того, если до недавнего времени кадры школьных психологов рекрутировались из числа людей с педагогическим образованием, то в последние годы университеты подготовили большое количество психологов, и они составляют в настоящее время основное число школьных.
Университеты в ходе реализации программ «Столичное образование» проделали большую работу по научно-методическому обеспечению службы. Наш университет – уникальное учебное заведение, он имеет глубокие исторические корни в Психологическом институте Российской академии образования, основанном выдающимся отечественным ученым профессором Г.Челпановым. Лучшие профессора, специалисты и сотрудники МГППУ дают студентам знания в области фундаментальной и прикладной психологии и, что особенно важно, передают им традиции классической отечественной науки. Другая характерная особенность университета – его тесная органичная связь с практикой образования. Во всех округах нынче работают психолого-медико-социальные центры. Таким образом, достигается реальная интеграция науки, образования и практики, обеспечивающая решение актуальных задач нашего общества.
Наш университет стремится отвечать на требования времени, поэтому к факультетам психологии образования, социальной психологии, психологического консультирования, специальной психологии, социальной психологии прибавился факультет юридической психологии, открытый совместно с Институтом имени Сербского, факультет государственного и муниципального управления для подготовки специалистов, способных работать в обстановке чрезвычайных ситуаций, а затем и военный факультет. Психологи университетского Центра экстренной психологической помощи первыми оказываются в «горячих точках», в местах террористических актов. Они принимали активное участие по оказанию помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях в Москве в 1999-2002 годах, в Волгодонске (1999 г.), на Северном Кавказе, в поселке Видяево (2001 г.). Врачи приступали к своим обязанностям только после того, как их пациенты пообщались с психологами, которые оказывали серьезную психологическую помощь пострадавшим. Вместе с Детским фондом университетский Центр экстренной психологической помощи занимался проектом в Беслане, оказывая длительное сопровождение людей, пострадавших во время чрезвычайных ситуаций. Задачи центра – оказание быстрой своевременной психологической помощи разным категориям и группам населения, попавшим в кризисную ситуацию, разработка методик для учреждений и специалистов, оказывающих первичную и квалифицированную психолого-медико-социальную помощь. Приоритет – оказание помощи пострадавшим детям, и в Беслане наши психологи из центра помогали детям – их 26 человек, у которых погибли и мать, и отец. В ходе реализации программ «Столичное образование» была создана служба экстренной психологической помощи. Особую роль в решении этих проблем играют, конечно, наши московские окружные управления образования – в 10 округах работают антикризисные подразделения Центра экстренной психологической помощи.
Одно из важнейших направлений деятельности московских педагогических вузов – модель и технологии психолого-педагогического и медико-социального сопровождения одаренных детей. Есть специальная программа, которая реализуется на базе школы-интерната для одаренных детей «Интеллектуал» и гимназии №1530 (многие методики по работе с такими детьми используются за рубежом), такие программы успешно развиваются в Москве при поддержке Департамента образования.
В Москве система психологической службы состоит из двух основных структурных элементов. Это образовательные учреждения для детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, – психолого-медико-социальные центры и школьные психологи, работающие непосредственно в образовательных учреждениях различного типа. Одна из наиболее динамично развивающихся структур психологической помощи – система медико-психолого-социальных центров, предоставляющих квалифицированную комплексную помощь детям, подросткам и их родителям, работникам системы образования, сотрудникам органов социальной защиты, их в городе уже более сорока.
В системе психологической поддержки постоянно возникают новые точки роста, такие как служба ранней помощи, раннего выявления и коррекции недостатков развития, психологическая служба для больных детей, детей-инвалидов. Вопросы стратегического планирования и координации действий психологической службы призван решать научно-методический совет Центра практической психологии – мощный орган, координирующий действия всех подразделений службы, которые ведут психологическую работу. Не случайно председатель совета – руководитель Департамента образования Москвы Любовь Петровна Кезина.
Уже сейчас предприняты некоторые шаги для решения актуальных проблем службы практической психологии системы образования столицы. Большую работу выполняют наши городские педагогические вузы, которые стали важнейшим структурным звеном, они не просто готовят кадры для психологической службы столицы, но и, собственно, отвечают за ее работу.
Совершенно новым содержанием наполняется нынче понятие «психологическая служба образовательного учреждения». Пока это коснулось школы надомного обучения и образовательных учреждений, в которых, согласно штатному расписанию, работает не один педагог-психолог, а целая бригада специалистов разного профиля. Примером организации психологической службы стала работа лаборатории социально-психологической поддержки школы №367 Зеленограда. Даже само название структурного подразделения звучит нетрадиционно, в состав службы входят не только педагоги и психологи, но и другие, крайне необходимые школе специалисты: учителя-дефектологи, социальные педагоги, при этом в значительной степени расширились области сотрудничества этих специалистов, непосредственно входящих в структуру лаборатории социально-психологической поддержки образовательного учреждения, других специалистов как в самой школе, так и за ее пределами. Еще один пример сотрудничества – работа университетов по обоснованию технологии психолого-педагогической поддержки детей группы риска. Как известно, в Москве многое делают по организации и поддержке системы профилактики асоциального поведения и сиротства, однако в силу огромного масштаба нашего региона и сложности социокультурной ситуации прилагаемые усилия позволяют только сдерживать тенденции роста количества детей-сирот и детей с асоциальным поведением, но не позволяют переломить их. К числу основных причин роста количества детей-сирот и детей с асоциальным поведением с психологической точки зрения следует отнести трудности в обучении значительного числа детей, из-за которых они выпадают из системы образования и становятся на асоциальный путь развития, а также семейное неблагополучие, вследствие которого дети сначала оказываются на улице, а потом в приютах, детских домах, колониях и так далее. Как показывает успешный опыт наших университетов по профилактической, психолого-педагогической работе с детьми группы риска, она приносит результаты только в том случае, когда индивидуально ориентирована, когда специалист – психолог, социальный педагог – осуществляет своеобразный патронат над ребенком, над семьей, помогая им различными средствами преодолевать фатальную тенденцию движения по асоциальному пути. Аналогичным образом решается проблема преодоления трудностей в обучении. В настоящее время ребенка, который не справляется с учебной программой, оставляют на второй год, переводят в классы коррекционного и компенсирующего обучения, на индивидуальное обучение, отправляют в специальные школы. Как показывает опыт некоторых инновационных подходов, индивидуальная работа с ребенком, имеющим трудности в обучении, опирающаяся на современные психологические представления о развитии, позволяет оказать ему своевременную помощь, предупредить выпадение ребенка из образовательного процесса, прервать кажущуюся фатальной траекторию неуспевающего. В новой программе – «Столичное образование-4» – именно в этом направлении запланировано решение очень многих проблем, у нас есть конструктивные возможности решить эти вопросы вместе с Департаментом образования. Вузы смогут тут оказывать серьезную помощь.
Фактически наш психолого-педагогический университет проложил «прорывную» дорогу в создании научно-образовательного комплекса в психологии, вместе с Психологическим институтом РАО был создан научно-образовательный комплекс «Психология», это позволяет привлекать к преподавательской и исследовательской работе видных ученых-психологов, внедрять инновационные разработки в реальный учебный процесс. Мы самым внимательным образом отнеслись к планам Министерства образования и науки передать один из сибирских вузов отделению Российской академии наук, потому что, по сути дела, отрабатывали такую модель в порядке эксперимента. Президиум Российской академии образования и коллегия московского Департамента образования одобрили наши планы, потому что такой комплекс позволяет, с одной стороны, сохранить науку, с другой стороны, держать на высоте планку вузовского образования, с третьей – сочетать науку, образование и практику. Результатом деятельности такого комплекса стало создание на базе МГППУ одного из сильных, интересно работающих университетских округов. Это одна из серьезных форм, которая представляет собой создание особого университетского вектора, в центре которого стоит вуз, и образовательные учреждения черпают то, что им нужно.
Комментарии