search
main
0

Псевдовузы – на замок! В кризис надо поддержать лидеров

Вносит ли кризис коррективы в модернизацию высшей школы? Этот вопрос стал главной темой выездного заседания Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО), которое прошло в мае на базе Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена.

Сопредседатель РОСРО, ректор Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Ярослав Кузьминов, резюмировал:

– Мы услышали разные мнения. Но во многом участники сегодняшнего заседания согласились. В частности, это касается проблемы поддержки лидеров образования. Вузы – это учебные заведения, где ведутся исследования, и они должны получать деньги на науку, иначе мы потеряем и науку, и вуз. Мы должны объяснять государству, что иначе нельзя. Государство обязано думать о будущем, если мы хотим, чтобы наше образование было конкурентоспособным уже через пять лет. Необходимо проводить конкурс программ исследовательских вузов и выделять на это деньги, несмотря на кризис. Нельзя сокращать программы развития образования, нельзя сокращать инвестиции в кадры, а вот на стенах можно экономить. Ничего страшного не случится, если пережить кризис в старых стенах. Государство должно понять различие между этими двумя типами инвестиций.

Еще один серьезный вопрос, который обсуждался на выездном заседании РОСРО: какие учебные заведения не должны поддерживаться? В российском образовании велика доля псевдообразования, когда студенты не получают даже базовых компетенций. «Хромает» подготовка по следующим специальностям – экономика, менеджмент и право. Мероприятия по санации образования тоже должно проводить государство.

Ярослав Кузьминов считает, в высшем образовании кризис бьет в первую очередь по самым активным, тем, кто умеет зарабатывать на рынке, потому что их доходы сокращаются. Платежеспособность падает: семьи меньше инвестируют в образование, предприятия резко сокращают внешние заказы на прикладные разработки техническим вузам. Причем от кризиса больше пострадают технические вузы, где подготовка дороже. Почти ничего не почувствуют те вузы, где дипломы продаются. Вообще же основные проблемы в высшей школе начнутся с сентября.

Еще один неутешительный прогноз от ГУ-ВШЭ: в течение трех месяцев после выпуска из 500 тысяч выпускников очных отделений не найдут работу примерно 20-25%.

На вопрос, внесет ли кризис коррективы в педагогическое образование, ректор Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена Геннадий Бордовский ответил так:

– Кризис делают люди, и из кризиса выводить будут тоже они. Поэтому реальная модернизация педагогического образования может быть достаточно долговременной основой для гармонизации отношений в нашем обществе, с тем чтобы такого рода проблемы либо не возникали, либо были менее интенсивны. Педобразование крайне нуждается в серьезной модернизации. И главным вопросом является не кого учить, а как учить. Почему у нас нет внутреннего инновационного импульса? Разве не система образования в этом виновата? Ведь все закладывается в школе, учителем. То есть наша ориентация на воспроизводство личного опыта учителя, профессора, предыдущего поколения, которая лежит в основе педагогической деятельности, – это и есть проблема, тянущая за собой остальные. Уход от старых образовательных технологий и переход к новым технологиям активного формирования личности человека через его собственное участие в этом процессе и есть необходимые условия модернизации педобразования. У нас до сих пор ориентируются не на жизненный потенциал человека, а на то, чем он формально обладает, чтобы пройти в вуз. Кризис должен убедить, что задача школы в этом плане должна быть переосмыслена.

Вторым важным вопросом участники заседания посчитали создание представительства РОСРО в Петербурге. По словам Геннадия Бордовского, Петербург – авторитетный регион, мнение которого важно для других субъектов Федерации. Поэтому создание представительства РОСРО здесь создаст дополнительные возможности к тем, которые Совет имеет в Москве. Кроме того, представительство поможет консолидировать усилия для решения собственных региональных задач.

Наталья АЛЕКСЮТИНА

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте