search
main
0

Псевдоуроки жизни. Не все благополучно в олимпиадном королевстве

В то время когда разгораются страсти по поводу ЕГЭ, хотелось бы обратиться к его альтернативе – развернувшемуся олимпиадному движению как способу поступления в вузы. То, с чем я, преподаватель, и мои ученики столкнулись в этом году, считаю фактами, подлежащими немедленному реагированию со стороны педагогической и родительской общественности. Иначе все негативное, что сейчас прокрадывается в организацию олимпиад, будет нарастать валом, который загубит и эту идею. Итак, по порядку.

Елена ШИТИКОВА, заслуженный учитель РФ, Ейск, Краснодарский край

В каждую школу поступает информация о проведении олимпиад, распространяемая через управления образования и СМИ. Воодушевленные учителя доводят эту информацию до учеников, и начинается титанический труд учеников и педагогов. А если это не один, а 10-12 по твоему профилю? Коллеги меня поймут. И вот пройдя муниципальные, зональные и победив на краевом этапе Всероссийской олимпиады, выпускник лишается права ехать на российский этап. Почему? Потому что он не набрал необходимого минимума баллов. Вот только олимпиада проходит в крае в январе, а баллы приходят в марте, и ошарашенному ребенку становится наконец-то об этом известно. Однако происходит недобор, и организационный комитет рассылает в регионы письма, где настоятельно рекомендует делегировать на заключительный этап по одному представителю от субъекта РФ – победителя или призера, если даже он не добрал до минимального порога. К тому же предполагается отдавать предпочтение выпускникам. Но, увы…

Еще 2-3 года назад, будучи победителями региональных этапов предметных олимпиад, ребята могли рассчитывать на приравнивание их успеха к 100 баллам по профильному предмету. Именно так, на льготных основаниях, поступили на юридический факультет МГУ две мои ученицы. Теперь этой льготы нет.

В чем же мотивация? Пройти от школьного этапа до регионального – дорогого стоит.

Понимают ли в министерстве, что престиж именно Всероссийской предметной олимпиады падает? Ведь и местные вузы не распахивают им приветливо и безоговорочно двери. И хотя идут разговоры о повышении престижности хотя бы регионального уровня, в этом году, видимо, проблема так и не будет решена.

Ну что ж, потеряв шанс попасть на российский этап, пережив сильнейший стресс, мы решили участвовать напрямую в олимпиадах из федерального перечня.

В феврале (за 10 дней!) три ученицы написали работы заочного тура олимпиады «Основы управления (менеджмент)» факультета государственного управления МГУ и Кубанского государственного университета.

Почему так поздно пришла информация – это уже другой вопрос. Но ударом было другое: 21 февраля, отослав работы, мы увидели информацию на сайте о продлении сроков – аж до 31 марта! Могли бы написать лучше? Наверное…

И тем не менее в апреле мы узнаем, что двое из трех победители заочного этапа и приглашаются на очный тур. Только вот незадача: в первоначальной информации (что нас и подкупило) речь шла о том, что очные туры будут проводиться в регионах, а теперь вызвали в Москву. Увы, материальное положение семей лишило детей этой возможности. Что касается третьей ученицы (а это та самая победительница региональной олимпиады по праву), то тут шок от того, что она не прошла, сменился новым, когда я узнала почему. Оказывается, по первому эссе у нее было 100 баллов (думаю, это закономерно: по сути, она провела сравнительное исследование взглядов утопистов и их реального воплощения в современной действительности). А вот во втором эссе компьютерная программа нашла плагиат в одном абзаце. Видимо, не удосужились проверяющие просто посмотреть на страницу: двумя абзацами выше четко указывалась фамилия политолога, чье мнение и приводилось. Вот такой формальный подход… И новый стресс. Но наш марафон продолжался – ведь есть олимпиада «Ломоносов». Но если бы мы знали, что нас ожидает! Да, девочка снова не прошла (не хватило 5 баллов до III места), но не это меня потрясло.

Факультет государственного управления МГУ, надо сказать, показал всю свою несостоятельность в организации олимпиады. Дети, которые зарегистрировались накануне (москвичи в большинстве), и те, кто приехал на олимпиаду с поездов, сразу попали в неравные условия. Судите сами: организаторы объявили регистрацию с 11.00 до 13.00, начало олимпиады в 15.00 и завершение в 19.00; на деле дети простояли в две очереди (в один кабинет сдать документы, в другой – получить регистрационный листок) с 11.00 до 16.00 (!) – без еды, воды и даже туалета. И когда аудитории нового корпуса уже заполняли в 15.00 абитуриенты, нам, приезжим, еще предстояло бежать в первый гуманитарный корпус, а там ждать на улице (не в самую хорошую погоду!) еще около часа. Таким образом, измученные дети сели за парты в 16.30, а родители разъехались по вокзалам обменивать билеты. Оправдываясь, организаторы говорили, что не ожидали такого наплыва олимпиадников. Но возникает резонный вопрос: почему в этом году отменили предварительную электронную регистрацию? Хотя бы для того, чтобы сориентироваться в количестве желающих принять участие. Несложный анализ результатов показал: намного меньше высоких баллов у тех, кто регистрировался 24-го числа. Вот какое испытание на физическую выносливость нам приготовил факультет государственного управления. Какими выходили дети из аудиторий, можно представить. О какой продуктивности их умственной деятельности можно было говорить?

А в это время… отряд оставшихся дома учеников в этот же день (24 апреля) поехал в Ростов-на-Дону, откликнувшись на информацию (опять-таки полученную через управления образования) о проводимой СПБГУ многопредметной олимпиаде. Правда, отзывы детей об организации и отношении были замечательными. Вот только удивила форма предъявления информации о результатах. Зайдите на сайт: предварительный список только победителей и призеров – без баллов и, что странно, без указания региона. А остальных участников олимпиады как будто бы и не было! Вот и вызывает все это недоумение (если не сказать сомнение): почему скрывается полная информация?

Но более всего нас изумили результаты участия в олимпиаде, проведенной РУДН и Славянским-на-Кубани государственным педагогическим институтом. Именно это окончательно убедило меня в необходимости придать безобразие огласке. Итак, опять-таки со ссылкой на приказ Минобрнауки №777 от 21.12.2009 года эти два вуза пригласили на второй тур Всероссийской олимпиады школьников с условием, что победители будут зачислены в РУДН вне конкурса, а призерам будут предоставлены льготы.

Затратив 5 часов на поездку и 3 тысячи рублей за дорогу, дети приехали вовремя, но! До 15.00 ждали представителя РУДН – проректора, которая огорошила их новостью, что РУДН изменил условия договора и те, кто зарегистрировался на историю и обществознание, будут писать… русский язык! (А почему не французский?) Дети хотели возвратиться, но все-таки я уговорила их остаться и просто ради тренировки попытаться написать русский. Но детектив только разворачивался… Результаты были обещаны к 1 июня. Когда наступило 6 июня, я позволила себе побеспокоить организаторов вопросом: «Когда же?» Ответ: «Не знаем. Вот должен ректор вернуться из Москвы и сообщить». Вопрос: «Эта олимпиада федерального уровня?» Ответ: «Да». Вопрос: «Дети могут рассчитывать на то, что им обещали?» Ответ: «Нет!!! Мы думаем, что они будут предлагать поступление на льготной основе… на коммерческую форму обучения!!!» Ну что тут сказать? Что заявленные привилегии от имени РУДН являются публичной офертой… Кому это говорить?

7 июня трем моим учащимся на мобильный пришли эсэмэски о том, что одна – победитель по биологии, две другие – призеры по русскому языку. Там же и подтверждение, что им предоставляется шанс получить образование в РУДН на платной основе, а в Славянском-на-Кубани педагогическом университете на бюджете. Какое счастье!

На вопрос: «Где можно ознакомиться с результатами в документальном формате?» – был получен ответ: «Нигде». Ни диплома, ни сертификата, только база данных. И, внимание, главное: результаты действительны только для РУДН и Славянского-на-Кубани педагогического университета.

Так что это за провинциальные олимпиадные вояжи столичных вузов? Или господа ректоры не в курсе того, как их подчиненные «подмачивают» имидж возглавляемых ими университетов? А какой стыд испытываем мы, учителя, перед своими воспитанниками за такие псевдоуроки жизни? И занимают ли какую-то контролирующую позицию в этом вопросе Минобрнауки РФ и Российский совет олимпиад школьников?

Силами Управления образования Ейского района и учителями нашей школы создается центр развития одаренных детей. Мы хотим, чтобы наши ученики смогли реализовывать себя в разнообразных конкурентных формах интеллектуальной деятельности, но не в играх вокруг олимпиад.

P.S. Елена Шитикова только для юридического факультета МГУ подготовила 8 учеников – победителей и призеров олимпиад, в том числе и олимпиад МГУ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте