search
main
0

Прыжок в карьеру. Опорная его площадка – конкурс «Открытие»

Уникальный конкурс профессионального мастерства, открывающий молодые педагогические таланты, в тринадцатый раз состоялся в Омске. Несмотря на «нехорошую» цифру, на закрытии конкурса несчастливых лиц замечено не было. Что неудивительно: «Открытие» – это прыжок через несколько ступенек в карьере любого молодого педагога – победившего или просто принявшего участие.

Полина Бауэр, победительница омского городского конкурса молодых учителей «Открытие», прижимая к груди охапку цветов и новенький ноутбук, сразу меня удивила. На вопрос, не страшно ли, отработав в школе всего два года, состязаться с коллегами в профессиональном мастерстве, Полина Юрьевна ответила:

– Понимаете, в учителя сейчас вообще идут люди амбициозные…

– А говорят, наоборот, неудачники, – возразила я. – Ведь не самая популярная профессия.

– Да? – Полина искренне удивилась. – Первый раз слышу такую интерпретацию нашей профессии. А не самая популярная – потому что трудная. Чтобы работать с детьми, нужны огромное желание и силы постоянно совершенствоваться.

– И вы никогда не жалеете, что стали педагогом?

– Бывает иногда, конечно, когда что-то не получается. Но в том-то и счастье нашей профессии, что на тебя смотрят добрые, понимающие глаза ребятишек. Это очень воодушевляет.

Полину Юрьевну дети воодушевляют настолько, что на ее уроках класс поет! Ничего удивительного, будь Полина Бауэр преподавателем музыки, но она – учитель английского языка средней образовательной школы №144. «Песенный материал – средство развития коммуникативных умений младших подростков на уроках английского языка» – это и есть педагогическая идея Полины, представленная ею на конкурсе профессионального мастерства молодых учителей Омска «Открытие».

– Изменения в личности ребенка, совпадающие с периодом обучения в 5-м классе, находят свое выражение в изменении картины их поведения: появление первых признаков негативизма, раздражительности, приводящей к нарушению дисциплины на уроке. Поэтому из процесса обучения необходимо исключить однообразие, монотонность, инертность и авторитарность, – объясняет молодая учительница. – Рифмованная речь легко запоминается, и дети охотно учат стихи и песни как на родном, так и на иностранном языке. А песня стимулирует, побуждает к деятельности, повышает эмоциональный тонус, способствует сплочению коллектива, активизирует языковую деятельность. На уроках с использованием песни всегда положительный эмоциональный настрой, учащиеся выполняют упражнения без скуки и однообразия.

И дети это доказали на открытом уроке, который дала Полина Юрьевна в рамках конкурса. Легко и весело говорили по-английски, переходя на русский только в крайнем случае. Впрочем, легко ученикам – трудно учительнице. Ради этой легкости она изучает горы литературы, подбирает материал по тематике, тщательно анализирует каждый урок. Кроме того, пение сопровождается наглядными пособиями, видеофильмами, ведь надо учитывать особенности каждого ребенка. Подготовка к уроку длится гораздо дольше, чем урок.

– И зачем вам это нужно при такой-то зарплате? – провоцирую я.

Молодежь на провокации не поддается. Полину Бауэр поддерживают другие победительницы конкурса «Открытие» – Надежда Шейнмаер, учитель немецкого специальной школы №153, и Ольга Ткаченко, преподаватель русского языка и литературы средней школы №28. Хором они возмущенно объясняют, что зарплата тут ни при чем, главное – о детях думать надо, чтобы им было интересно. И вообще учителя – это ведь такие люди, которые готовы работать на одном энтузиазме.

Именно выявление и поддержка молодых талантливых педагогов, создание возможности для их самоутверждения и профессионального роста, реализации творческого потенциала – главные цели конкурса «Открытия», в своем роде уникального. Подобных профессиональных состязаний в России больше нет, ведь тут делятся опытом учителя, отработавшие в школе всего-то год, два, три!

– Прийти работать в школу – уже смелый поступок, – считает Илья Владимирович Дубин, директор Департамента образования администрации города Омска. – Но еще смелее – делиться опытом. Казалось бы, о чем говорить таким молодым? Какое у них профессиональное мастерство? Но ведь есть и опыт, и мастерство. И не теоретические, а практические, вот что удивительно! Люди не просто дают уроки, они анализируют, изучают новые технологии, вырабатывают собственные методики. Не встают к станку и «тачают» оценки, они занимаются наукой педагогикой! Не соглашусь с тем, что наша система косная. Это придумали те, кому удобно работать по старинке. Новые поколения продвигают науку, коллег, нас, управленцев. Мы управляем ими, еще не до конца осознавая, что это за явление такое – новое поколение педагогов. Я был потрясен, например, самопрезентацией Светланы Петровны Нагорной, молодой учительницы ОБЖ из школы №53. Сам когда-то в молодости преподавал ОБЖ, считалось, что этот предмет как бы в нагрузку дают. А она так про него рассказала, с такой любовью! У молодых есть смелость, глубина мышления, строгий самоанализ. Радует, что люди любят свою профессию и любой труд в школе для них почетен, причем они сами делают его интересным и почетным. Да, конечно, сейчас их, победителей, многие воспримут как конкурентов. Но я уверен, они смогут эту конкуренцию перевести в здоровое русло. Мир меняется, дети меняются очень быстро, им нужны такие учителя – современные, энергичные, креативные. А конкуренция – своеобразная движущая сила. Прекрасно, что в отрасль приходят умные и красивые молодые люди. Они и создадут новый социальный статус педагога. Ведь кто понизил этот статус? Мы же сами, учителя. Теперь мы будем думать, как использовать потенциал участников «Открытия». Может быть, есть смысл победительницам вместе со мной встречаться с выпускниками педагогических вузов и колледжей. Я-то чиновник, а если со мной рядом будет молодой, красивый человек, уже добившийся успеха, это, думаю, очень хорошо повлияет на выпускников. Собираемся создать методическое сообщество участников «Открытия», включить их в состав жюри вместе с маститыми педагогами. Это все и создает статус педагога.

За 13 лет конкурс «Открытие» стал стартовой площадкой для карьеры более чем 2000 молодых педагогов. Это не просто смотр молодых талантов, но уникальная форма поддержки и закрепления учителей в первые годы их профессиональной деятельности. «Открытие» дает возможности для самоутверждения, реализации творческого потенциала молодых, который достаточно высок. Опрос участников показывает, что начинающие видят себя в будущем директорами школ, завучами, руководителями школьных методических объединений.

В этом году в конкурсе принял участие 31 учитель из 26 общеобразовательных учреждений. Это молодые преподаватели начальных классов, русского языка и литературы, математики, физической культуры, иностранного языка, информатики, истории, обществознания, химии, биологии, географии и учителя-логопеды. Конкурс проводится в два тура. В первом участники рассказывают о себе, представляют свое «Педагогическое открытие». Задание второго тура – конкурсный урок и его самоанализ. Были представлены разнообразные педагогические идеи, используемые участниками в практической работе. Среди них – технология критического мышления, обучения в сотрудничестве, позиционного обучения; методы проектов и дискуссии; развитие коммуникативных умений посредством игры, песенного материала.

В рамках конкурса ежегодно организуется стажировка для тех, кто только начинает работать в школе, даже если они в нем не участвуют. Мастера педагогического труда делятся опытом с молодыми специалистами, стажеры учатся решать педагогические ситуации, проводить и анализировать конкурсные уроки, знакомятся с педагогическими идеями коллег. Молодые педагоги получают возможность наблюдать всю программу, участвовать в обсуждении, посещают и анализируют конкурсные уроки. Это помогает им не бояться выдвигать свои кандидатуры на конкурс «Открытие» уже в следующем году. Призовой фонд мероприятия ежегодно составляет 70000-80000 рублей. Победители направляются на областной и Всероссийский конкурсы молодых учителей, награждаются ценными призами.

Уже второй год награждение молодых победителей «Открытия» организаторы совмещают с награждением победителей городского этапа «Лидера в образовании». Как говорит Илья Дубин, чтобы молодые видели, куда расти, а стажисты осознавали, кто придет им на смену. Ольга Шилова, директор детского сада №375, занявшая третье место в конкурсе «Лидер», признается, что приняла участие не столько для себя, сколько для молодых:

– Столько у нас опыта, и так хочется его передать! Чтобы на наши места пришли такие же талантливые ребята и чтобы поняли, что эти места «не пустые».

Елизавета АНГЕЛИНА

Победительницы конкурса с директором департамента И.В. Дубининым.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте