На сегодняшний день вопрос материально-технического обеспечения спортивных объектов и образовательных учреждений спортинвентарем стоит как никогда остро. Какой-либо централизованной структуры или системы, призванной решать его, сейчас просто нет, она умерла вместе с началом перестройки. И подавляющее большинство школ, лицеев, гимназий имеет крайне обветшавшее оборудование, которое устарело не только физически, но еще и морально.
Многое из того, что есть в школьных спортзалах, сейчас уже попросту не нужно. Например, взять то же оборудование для спортивной гимнастики. На фоне снижения квалификации учителей и падения интереса к предмету у учеников коэффициент его использования равен примерно одному проценту. Те же брусья, например, козлы, кони, кольца, бревна – все это востребовано лишь несколько уроков на протяжении всего периода обучения. Разве только учитель физкультуры сам не гимнаст (что крайне редко) и не будет стремиться всячески прививать любовь к спортивной гимнастике везде, где только можно. Любое оборудование имеет смысл рассматривать только в свете применяемых учителем методик. Раньше, например, вообще все физическое воспитание в образовательных учреждениях было ориентировано на военно-спортивную деятельность. Будущий военный должен был уметь легко вскакивать на коня, преодолевать полосу препятствий, прыгать через ров, взбираться по канату на дерево, перебегать по бревну через ручей, метко бросать гранаты во врага и т. д. Сейчас совсем иное время, которое диктует совсем иные подходы. На сегодняшний день не существует единого мнения (да и мнения вообще), что есть урок физкультуры в школе. Большинство педагогов понимают его так, как умеют. В итоге непонятно, что же на самом деле ученик должен уметь на выходе. Раньше это не было проблемой – ребенок должен был выполнять нормы ГТО. В принципе ничто не мешает нам и сегодня опять ввести эти нормы. Другой вопрос – а того ли мы добиваемся, к тому ли стремимся? Ведь тут мы оцениваем всего лишь физические кондиции ученика плюс некий набор теоретических знаний, которые нам кажутся полезными. Однако дети сейчас не настолько здоровы, чтобы заставлять их всех бегать 100 метров за 14 секунд и подтягиваться 12 раз. И вообще, на мой взгляд, нужно добиваться совсем иных результатов – надо научить ребенка относиться к своему физическому здоровью, к своему телу с точки зрения спортивной культуры. Сейчас почему-то совсем забылось, что физкультура – это все-таки раздел культуры, а ведь культура – это мера познания, в том числе и самого себя. И если с нашей помощью ребенок сумеет усвоить эту простую мысль, все остальное он доберет сам. Дмитрий ХОЛОДНЯК, директор по развитию Всероссийской федерации школьного спорта
Комментарии