search
main
0

Прямой эфир с Базаровым. Три урока по роману Ивана Тургенева «Отцы и дети»

УРОК 1 «А вы, господин Базаров, собственно, что такое?» :: УРОК 2 «Базаров и Одинцова – «испытание любовью» :: УРОК 3 Второй цикл «странствий Базарова» – особенности композиции романа И.С. Тургенева.

Какое изображение ближе вашему представлению о Базарове? Почему? Прокомментируйте найденные вами в тексте романа афоризмы Базарова. Как проявляется лейтмотив весны в начале романа? (Основное ощущение – «канун» лета, реформ, другой жизни; весеннее неокрепшее состояние природы, человеческих отношений, «канун» окончательного самоопределения каждого из персонажей романа). Представьте, что вы Базаров. Что вы думаете о любви? Каким видится вам это чувство?

УРОК 1 «А вы, господин Базаров, собственно, что такое?»

Цели урока:

– формирование представления о Базарове как о противоречивом и неоднозначном, в том числе и для самого И.С.Тургенева, персонаже;

– углубление представления учащихся о поэтике И.С.Тургенева.

1. Обращение к теме урока (на основе предварительного домашнего задания). Ученики задавали членам семьи, одноклассникам, учителям вопрос: «Каково ваше отношение к Базарову?». Теперь они озвучивают результаты интервью, и не только. Каждый ребенок должен сказать:

А) Как отвечали на поставленный вопрос интервьюируемые?

Б) Как бы он ответил на него сам?

В) Как бы ответил на него Базаров?

Промежуточный итог: Каково наше первичное читательское представление о Базарове?

2. Обращение к литературной критике.

Учитель:

А) Как вы объясните противоречие в оценках личности Базарова М.Маркевич («Человек в романах Тургенева») и Е.Страхова («Критические заметки о Тургеневе и Льве Толстом»)?

«Громадное самолюбие – едва ли не самая резкая из тех черт, которые подмечают в Базарове окружающие. Самолюбие – основа многих побуждений Базарова» (М.Маркевич).

«Базаров жаждет любви к людям. Если эта жажда проявляется злобой, то такая злоба составляет только оборотную сторону любви» (Е.Страхов).

Б) Как мы можем объяснить это противоречие, исходя из тургеневской концепции человека? (Предварительное домашнее задание – ознакомиться со статьей И.С.Тургенева «Гамлет и Дон Кихот»).

К какому «человеческому типу» относится Базаров?

Почему И.С.Тургенев считал, что человек, в котором соединяются оба начала (черты Гамлета и черты Дон Кихота), – это человек будущего?

Промежуточный итог: Как изменилось наше представление о Базарове?

3. Обращение к другим видам искусства.

Ученики рассматривают иллюстрации к роману «Отцы и дети» П.Боклевского и К.Рудакова, на них изображен центральный образ романа – Базаров.

Учитель: Какое изображение ближе вашему представлению о Базарове? Почему?

Какие качества Базарова раскрываются в его внешнем облике?

4. Базаров «о жизни и о себе» – афоризмы Базарова (предварительное домашнее задание: найдите в тексте романа афоризмы Базарова, выпишите на карточки).

Учитель: Прокомментируйте найденные вами в тексте романа афоризмы Базарова.

Какие из них способствовали рождению у вас «нового взгляда» на личность Базарова? Почему?

5. Комментированное чтение (анализ «вслед за автором») – «путешествие» (15 верст) вместе с Аркадием, Николаем Петровичем и Базаровым от постоялого двора до барского имения Марьино.

Учитель: Как проявляется лейтмотив весны в начале романа? (Основное ощущение – «канун» лета, реформ, другой жизни; весеннее неокрепшее состояние природы, человеческих отношений, «канун» окончательного самоопределения каждого из персонажей романа).

Какова роль пейзажа на первых страницах романа?

Как можно прокомментировать «диалоговое» (речевое) поведение Базарова?

Какова роль описания-портрета Базарова?

Какова роль контраста в начале романа?

Почему в начале романа читатель «видит» деревню «глазами» Аркадия, а не Базарова?

Почему в вышеозначенном эпизоде появляется образ «разоренного кладбища»? Когда этот образ появится в романе вновь?

Итог: Как изменялось ваше представление о Базарове по ходу урока?

Домашнее задание: И.С.Тургенев, чтобы понять своего героя, писал от его имени дневник. Напишите свою «страницу из дневника Базарова».

УРОК 2 «Базаров и Одинцова – «испытание любовью».

– формирование представления о внутреннем конфликте Базарова;

– совершенствование навыков работы в форме чтения-анализа.

1. Базаров о любви (предварительное домашнее задание – найти в тексте романа высказывания Базарова о любви).

Учитель: Представьте, что вы Базаров. Что вы думаете о любви? Каким видится вам это чувство?

2. Диалоговая природа романа Тургенева.

Работа в группах. Группы показывают подготовленные инсценировки «ключевых» диалогов в развитии линии Базаров – Одинцова: «бал у губернатора», «визит Одинцовой в гостиницу», «объявление Базаровым о своем отъезде», «перед отъездом». Остальные группы получают алгоритм для анализа каждого из последовательно представленных эпизодов – «Представьте собственный «режиссерский план» данного диалога: 1. Прокомментируйте поведение персонажей, их внутреннее состояние, мотивы высказываний. 2. Мизансцены, музыка, костюмы, декорации – какими вы их видите?».

Основная задача – в ходе работы ответить на вопросы:

Что привлекает Базарова в Одинцовой?

Почему Одинцова приглашает к себе в дом малознакомых людей?

Почему у Базарова возникает желание «удрать» из дома Одинцовой?

Как меняется Базаров в Никольском?

Тургенев говорил, что Одинцова так же мало влюбляется в Аркадия, как в Базарова, а Писарев утверждал, что у нее зародыш чувства и она только не дала ему развиться. Кто, по-вашему, прав и почему?

Почему Одинцова не может пойти с Базаровым в его «горькую, терпкую, бобыльную жизнь»?

И.С.Тургенев пишет, что Одинцова, «дойдя до известной черты, заставила себя заглянуть за нее – и увидела за ней даже не бездну, а пустоту… или безобразие». Как вы понимаете эти слова Тургенева?

Домашнее задание: Напишите сочинение-размышление «Почему театр редко обращается к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»?

УРОК 3 Второй цикл «странствий Базарова» – особенности композиции романа И.С. Тургенева.

– формирование представления о композиционном своеобразии романа;

– формирование целостного представления о Базарове как центральном образе романа.

1. Как меняются персонажи романа? (На основе предварительного домашнего задания.) Ученики от лица Базарова, Николая Петровича Кирсанова, Павла Петровича Кирсанова, Аркадия Кирсанова рассказывают о том, какие перемены в себе, в своем характере, во взглядах они обнаруживают и осознают на момент «второго цикла» романа.

Остальные учащиеся выполняют поисковую работу: «Найдите цитаты, подтверждающие или опровергающие рассказ героя о самом себе».

2. Взаимоинтервью. Работа в паре. Один из детей – Базаров, второй – Читатель, потом перемена «ролей». Вопрос Читателя к Базарову: «Почему ваши отношения с Кирсановыми пришли к разрыву?»

3. Вы – Тургенев.

И.С. Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость, вялость или ограниченность».

Вы – Иван Сергеевич Тургенев. Объясните, к кому из Кирсановых вы относите каждое из названных качеств?

4. Работа в группах.

Представьте, что ваша команда – это съемочная группа, которой надо подготовить прямой эфир программы с приглашенным в студию гостем. Ваш гость – Евгений Базаров. Представьте концепцию будущей программы. Составьте план интервью: три вопроса с прогнозируемыми ответами и три, ответов на которые в тексте романа вы не нашли.

Домашнее задание: Можно ли Базарова отнести к «вечным образам» мировой литературы? Почему? (Разработать план сочинения.)

Марат АЛИМОВ, учитель русского языка и литературы центра образования №1874 Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте