Сергей Егоров, директор московской школы №356, беспокойно поглядывал на часы. В один из майских дней 2016 года он сидел на совещании по переподготовке, а в его школе с минуты на минуту должен был прозвенеть последний звонок: в актовом зале директора ждали нарядные выпускники, родители и учителя.
Решение пришло само собой. Выскочив с совещания, Егоров включил Skype на iPhone, а техники в актовом зале вывели директора на экран.- Я бежал под проливным дождем к машине и поздравлял детей с окончанием школы и началом новой жизни, – вспоминает свое «прямое включение» Егоров.Электронные журналы, родительские чаты в мессенджерах, интерактивные доски, планшеты вместо учебников и пластиковые карты-ключи – во многих школах информационные технологии давно и прочно вошли в повседневную жизнь. Сергей Егоров решил на этом не останавливаться, статус школы с углубленным изучением информатики обязывает его постоянно внедрять новые «технологические фишечки».Без бумагНа рабочем столе в кабинете директора минимальное количество бумаги, лишь тоненькая стопка в черном лотке-органайзере – на подпись.- У меня давно уже нет журналов, ежедневников-календарей, блокнотов, – разводит руками Егоров.Когда он рассказывает о школьной жизни, то для наглядности открывает приложения в iPhone или запускает программы на рабочем компьютере. Так, конечно, было не всегда.Сергей Егоров демонстрирует разработку своих учеников – приложение ShcoolApp.Пятнадцать лет назад Сергей Егоров сам окончил школу №356, а через несколько лет вернулся в родные стены учителем физики.- Я видел, что пришла пора меняться. У нас школа с уклоном в информатику, а тут отчеты, горы бумаги, как-то некомильфо, – объясняет Егоров.Первым делом он перевел весь педагогический коллектив на корпоративную почту, а для внутренних коммуникаций установил себе и всем сотрудникам платформу Pyrus, бумажная переписка ушла в прошлое. Егоров показывает, как это работает. Прямо со своего смартфона он создает новую задачу на 27 октября: «Подготовиться к встрече по ученическому самоуправлению», эта встреча впервые должна транслироваться онлайн на YouTube-канале. Ответственный преподаватель тут же получает sms-оповещение о новой задаче (в школе действует собственный sms-центр) и в режиме реального времени через приложение отчитывается о ее выполнении.- Три года назад я бы записал эту задачу в ежедневник, передал поручение секретарю, она связалась бы с ответственным сотрудником, сотрудник бы стал мне отписываться. Бумажная волокита. Pyrus закрывает все эти задачи, – уверяет Егоров. Учитывая то, что школа №356 – это несколько объектов, разбросанных на территории района (2 школьных отделения и 4 дошкольных – всего около 1500 детей и 220 сотрудников), вопрос эффективного управления актуален для Егорова так же, как и для директора завода или крупной компании.- Нет никакой спешки и суеты, – подтверждает Нина Клевцова, заместитель директора, учитель математики, демонстрируя на своем смартфоне приложение со списком актуальных задач. – Даже в отъезде Сергей Сергеевич может удаленно руководить всеми процессами в школе одним кликом.Google в помощьКонечно, не только Pyrus делает жизнь школы проще. В компьютере у директора знакомый почтовый Google-интерфейс брендирован логотипом 356-й школы. У каждого школьника с 8-го по 11-й класс есть своя корпоративная почта – на каждого учителя или ученика приходится по 30 Гбайт места на сервере.- На моих уроках дети совсем немного пишут в тетрадях – работают на уроке, а потом я им отправлю материалы презентации на электронную почту, – рассказывает учитель истории, заместитель директора Елена Кузнецова.На интерактивной доске она выбирает тему «Бунташный век», быстро переключает слайды (на создание такой мультимедийной презентации у Кузнецовой уходит час-два), потом делает скриншоты задания и отправляет на почту ученикам.Современный урок немыслим без мультимедийных презентаций, для этого в классе есть интерактивная доска, проектор и компьютер, подключенный к школьному wi-fiВ школе бесплатный wi-fi. Он, правда, с «родительским контролем» – блокирует заходы в соцсети и на развлекательные ресурсы, но с засильем гаджетов у школьников Егоров предпочитает не бороться, а применять их для пользы дела.- На своих уроках физики я часто ввожу элементы интерактива – предлагаю ученикам на скорость ответить на задания в приложении Quizlet, – говорит Егоров.«Облака» помогают победить рутину: с их помощью быстрее и проще собирать, анализировать информацию, например по заболеваемости гриппом или ОРЗ.- Раньше надо было всех обзвонить, ногами обежать, теперь к 11.00 классные руководители сами заполняют в Googl таблицу: сколько отсутствуют, сколько болеют, у кого ОРВИ, – объясняет Клевцова. Этажом ниже на своем рабочем компьютере директор проверяет сводную таблицу: 35 детей отсутствуют, диагноз ОРВИ только у одного. Значит, карантина нет. Для тех, кто часто болеет, в школе разработали программу дистанционного обучения. И совершенно неожиданно она выросла в совместный проект с Apple.Виртуальная инвентаризация: на каждой парте, мониторе или проекторе вместо номеров QR-код. Наведешь телефон – узнаешь всю историю предмета.Весной 2014 года учителя школы №356 сами сели за парты – представители компании Apple из Лондонского офиса проводили для них мастер-класс, как работать с платформой iTunes University. Сейчас в iTunes University можно найти более 10 тысяч курсов, более миллиона образовательных файлов для дистанционного обучения: лекции Стэнфордского и Йельского университетов, Массачусетского технологического института, Оксфорда, МФТИ, РАНХиГС, Вышки. И с недавних пор – школы №356.Учителя сами выпустили два десятка курсов, у них уже 25 тысяч уникальных пользователей. Это просветительский проект, школа на нем не зарабатывает, уточняет Егоров. Например, можно дистанционно пройти курс «Астрономия», которого сейчас нет в школьной программе.- Сергей Сергеевич проводил для нас дистанционный урок физики, мы получили уведомления, зарегистрировались и из дома прослушали курс и прошли тесты, – рассказал ученик 11-го «Л» класса. – Это, конечно, намного интереснее, чем сидеть в школе на уроке.Внеклассная разработкаИнтерес директора к «технологическим фишечкам» передался и его ученикам, тем более что они со второго класса изучают языки программирования Pascal, Basic, С++, а факультативно еще Python и разработку под iOS.В итоге учитель информатики Денис Каймашников и старшеклассники Владислав Кузнецов, Денис Лаптев, Александр Мишаков сделали приложение для школ, в нем можно найти профайл учебного заведения, контакты директора, расписание уроков, школьные новости, есть возможность заказать справку.- Мы разработали платформу для нас, а Сергей Сергеевич предложил проект масштабировать на все столичные школы, – вспоминает старшеклассник Владислав Кузнецов.Недавно, рассказывает Егоров, его ученики закончили еще один самостоятельный проект – разработали приложение для консульства Италии. Поэтому нет ничего удивительного, что компании начинают отслеживать талантливых ребят уже не со студенческой, а со школьной скамьи. У одного из выпускников есть отложенный контракт c крупным российским интернет-магазином.- Увидели его работы, хотят вести его в вузе, а потом трудоустроить, – замечает Егоров. Видно, что за своего ученика он очень рад.Денис КАЙМАШНИКОВ, учитель информатики школы №356
Комментарии