В 2000 году в школах Новгородской области на 1 компьютер приходилось 220 учеников. Теперь – 20. Таковы предварительные итоги действия «Программы развития единой образовательной информационной среды Новгородской области на 2006-2010 годы». Согласно этому документу к 2010 году соотношение ученик – компьютер составит 15:1, все без исключения педагоги области повысят свою квалификацию по ИКТ, а 100 процентов школ будут иметь мультимедийное оборудование. Впрочем, 2010 год не за горами. Как же обстоят дела с выполнением программы?
Область изученного
Главный специалист-эксперт Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области Татьяна УТКИНА считает, что по многим показателям программа информатизации школами области будет полностью выполнена уже к концу 2008-2009 учебного года.
– Сейчас 95,8 процента педагогов уже повысили свою ИКТ-компетентность, – говорит она. – Для сравнения: еще в 2004 году эта цифра составляла всего 53,2 процента. Почему такими быстрыми темпами идет процесс обучения педагогов? Этот показатель у нас отнесен к критериям рейтинга муниципалитетов по областной программе развития образования. А высокие результаты в рейтинге предполагают больший размер финансирования. Учителя области имеют немало возможностей повысить свою квалификацию в области информационных технологий – к их услугам расположенные в Великом Новгороде Региональный центр развития образования и Региональный центр дистанционного образования, а также ни мало ни много 25 муниципальных центров дополнительного образования, работающих практически в каждом районе. Поэтому, я думаю, обучить к концу следующего учебного года всех педагогов области новым информационным технологиям нам вполне реально.
Если в 2006 году лишь 25 процентов областных школ имели новейшую технику, то в 2008-м – более 70 процентов. 206 комплектов такого оборудования, включающего в себя мультимедийные проекторы, компьютеры или ноутбуки, проекторы, экраны и интерактивные доски, приобретено для школ в течение двух лет на средства областного бюджета. При этом нужно учесть, что часть школ на покупку таких комплектов получили муниципальные деньги. Поэтому некоторые образовательные учреждения, особенно в Великом Новгороде и крупных районных центрах, имеют даже не один комплект техники.
Важной тенденцией стал тот факт, что в большинстве школ области компьютерной техникой оснащены не только кабинеты информатики, но и многие другие, например, физики, химии. Создаются кабинеты с мультимедийным оборудованием, в которых активно проводят уроки учителя-предметники.
Кстати, не случайно перед школами сейчас ставится задача выполнения программы информатизации, в то время как всего несколько лет назад мы говорили о компьютеризации, то есть поставке в школы компьютерного оборудования. Нынешний термин гораздо более широкий и подразумевает не только оснащение школ техникой, но и обучение преподавателей работе на ПК, а также информационное наполнение педагогического процесса. Ведь самый главный итог информатизации – то, что большинство педагогов, прошедших обучение, действительно используют компьютерные технологии на своих уроках. В рамках ПНП «Образование» практически все школы Новгородской области подключены к сети «Интернет», поэтому большой процент уроков проходит с использованием как мультимедийного оборудования, так и информационно-образовательных ресурсов сети «Интернет». Уроки стали интереснее, наполнились новым современным содержанием, а значит, повысилось и качество образования.
Лучший опыт – для всех
Как и можно было предположить, итоги выполнения программы информатизации школ Великого Новгорода гораздо более впечатляющи, чем областных образовательных учреждений. В словах заведующей отделом информационно-технического обеспечения Комитета по образованию администрации Великого Новгорода Евгении КУЛИКОВОЙ звучит обоснованная гордость: количество учащихся на один компьютер здесь давно превысило стандарт конца областной программы по информатизации: вместо 15 учеников – 13. Курсы обучения новым информационным технологиям прошли 97,37 процента педагогов города, а к концу следующего учебного года пройдут все. Сертификаты государственного образца преподаватели получили после учебы в специализированных центрах на базе Регионального центра развития образования, двух городских школ и компании «Максима», обладающей лицензией на образовательную деятельность.
– Иногда случается, что нужного курса в рамках обычных государственных программ обучения ИКТ нет, а потребность в нем налицо, – говорит Евгения Викторовна. – Например, учителям начальных классов неясно, как применять интерактивную доску в образовательном процессе. Для отработки технологических навыков при работе на ПК или мультимедийном оборудовании в Великом Новгороде дополнительно создана система из 12 информационно-ресурсных центров. Они не дают сертификатов, их задача – обучение технологиям, формирование конкретных навыков, например, работе с интерактивной доской. Возникла подобная потребность у учителей начальных классов – центр проводит для них семинар, показывает досконально, как и что нужно делать. Специалисты здесь объясняют все, начиная с методики и заканчивая показом, где провести линию фломастером, как нарисовать это яблочко или переместить его в нужную папку.
…Итак, в районах области идет свой интенсивный путь развития процесса информатизации. А здесь, в городе, люди более настроены на расширение возможностей, то есть выбрали экстенсивный путь развития. Здесь стремятся транслировать опыт, чтобы как можно больше педагогов было вовлечено в эту деятельность и получало от этого удовольствие.
Великий Новгород
Комментарии