При составлении графика отпусков у меня как у директора школы ежегодно возникает много сложностей. И самая основная из них – та, что в летнее время, когда все педагоги хотят уйти в отпуск, нужно будет обеспечивать работу на пришкольном участке, где мы выращиваем овощи. Такова специфика сельской школы. Я не могу отправить всех учителей в отпуск одновременно: работа на участке не должна прерываться, иначе урожай пропадет. Поэтому я поступаю так. В период составления графика «с глазу на глаз» веду переговоры с каждым педагогом индивидуально, спрашиваю, может ли он в этом году помочь школе, и, если получаю положительный ответ, уточняю период работы.
Чтобы заботиться о пришкольном участке, необходимы 5-6 учителей-энтузиастов, семейные и житейские обстоятельства которых позволяют им прервать отпуск на 1-2 недели. Я стараюсь составить график так, чтобы эти люди отдохнули 3-4 недели, потом вышли на работу на неделю-две и затем вновь догуливали остальное время. Решение об этом принимается только с добровольного согласия педагогов – если учитель говорит, что не может в этом году прервать свой отпуск, я не настаиваю.
Выхожу из положения по-разному. Чтобы не было конфликтов в педагогическом коллективе по поводу распределения отпусков, стараюсь, чтобы каждый год на участке работали разные учителя. Использую и тот факт, что у части педагогов по закону отпуск немного короче – например, у социальных педагогов, которых в нашей школе двое. Они имеют летом особые обязанности, связанные напрямую со своей профессией.
Не занятое школьными уроками летнее время – это период риска для детей из неблагополучных семей и ребят с девиантным поведением. Мы взяли такие категории школьников под опеку, и социальные педагоги посещают в каникулы их семьи хотя бы один раз в неделю. Для этой цели летом в школу каждый день приходят два учителя – один контролирует пришкольный участок, второй отправляется в семьи детей в микрорайоне школы. Дети знают, что летом в школе каждый день есть один-два дежурных педагога, к которым они могут обратиться за помощью в трудной ситуации. Обычно учителя идут навстречу администрации и соглашаются на такие дежурства, понимая специфику нашей школы.
Когда составлять график отпусков? Чтобы учителя имели возможность планировать свой отдых заранее, в идеале график должен быть составлен в январе. Но в силу различных нюансов в начале нового года обычно бывает готов его предварительный вариант, а окончательно утвержденный график вывешивается для всеобщего обозрения в марте – апреле.
Педагоги могут увидеть в графике четкое распределение обязанностей на каждый конкретный день: кто будет заниматься пришкольным участком, а кто – работать с детьми. Еще один вид работы педагогов на каникулах – это летний школьный лагерь, который существует у нас уже давно. Лагерь работает в июне, и учителя, которые занимаются в нем с детьми весь месяц, больше, естественно, не выходят на работу до конца августа.
Большинство педагогов используют свой отпуск летом, но бывают исключительные случаи, когда человек с трудом достает, например, путевку в санаторий и просит предоставить ему отпуск в учебное время. Я всегда иду людям навстречу в таких ситуациях и говорю, что их здоровье мне всего дороже. Такие преподаватели пишут соответствующие заявления, и у них получается прерывный отпуск, запись о котором заносится в график отпусков.
Василий МЕФЕД, директор Пореченской школы имени К.С.Заслонова, Великолукский район, Псковская область
Комментарии