Учитель – это особая профессия. Большинство педагогов приходят в школу по призванию и даже при маленькой зарплате остаются энтузиастами своего дела. Тем не менее проблема достойной оплаты учительского труда сегодня весьма актуальна. Без ее решения невозможно повысить эффективность образования и статус учителя, привлечь в школу молодых специалистов и преподавателей-мужчин.
Новая система оплаты труда позволила несколько повысить заработную плату учителя. В нашем городе с 1 января 2008 года проводится эксперимент по внедрению НСОТ. При НСОТ к базовой части зарплаты, учитывающей образование, стаж и нагрузку, добавляются средства из двух фондов – компенсационного и стимулирующего, которые определяет сама школа. Стимулирующий фонд особенно важен для нас, так как позволяет увеличить зарплату учителя за хорошие результаты или дополнительный объем работы. Благодаря такой системе разница между самой маленькой и самой высокой заработной платой составляет в среднем
8-10 тысяч рублей. Педагог может сам влиять на уровень своего благосостояния.
Однако реализация НСОТ сопровождается рядом рисков.
Первый – возможное злоупотребление администрацией школы управленческими полномочиями. Во-вторых, введение стимулирующего принципа в оплате труда может привести к усилению соперничества между учителями. С одной стороны, это должно способствовать повышению качества работы, но с другой стороны, школа – это все-таки не сегмент рынка, и здесь неэффективны рыночные отношения! Когда конкуренция превращается в нездоровое соперничество, это может привести к неблагоприятному психологическому климату в коллективе и снизить качество работы.
Уменьшить эти риски могут только открытость при подведении итогов работы педагогов и привлечение органов государственного и общественного управления к распределению стимулирующего фонда. Нужны и четко разработанные критерии оценки результативности учительского труда. В нашем городе создана концепция НСОТ с критериями оценки учительского труда, учитывающими особенности каждой школы. Разработан проект универсальной схемы такой оценки, куда включены, например, эффективность работы педагога с детьми группы риска, динамика успеваемости по итогам контрольных работ, тестирований, ЕГЭ. Педагогический коллектив нашей школы разработал свою внутришкольную систему оценки качества образования. В оценке участвуют педагогический совет, методический совет, предметные методические объединения, аналитические группы, психолого-педагогическая служба, родительская общественность.
Создана карта количественной оценки объема работы учителя. Результаты работы оцениваются по 10 параметрам, таким, как, например, качество рабочей программы, результативность обучения, самообразование, экспериментальная и исследовательская деятельность, обмен опытом работы. На основе карт определяются внутришкольный рейтинг педагога и размер надбавки к зарплате по итогам полугодия и года. Учителя имеют возможность получать и другие надбавки – в городе введена стипендия главы администрации, стимулируется участие в конкурсах профессионального мастерства.
Анализируя итоги первого полугодия нынешнего года, мы отмечаем, что активность учителей заметно возросла. Это первый шаг по формированию здоровой конкурентной среды. Если до недавнего времени остро стояла проблема молодых специалистов, то с переходом на НСОТ в нашу школу пришли и остались работать 7 молодых учителей.
Алла КУРИЛО, директор школы №36, Сыктывкар
Комментарии