Я считаю, что директорам школ обязательно нужно знать основы бухгалтерского учета и налогообложения. Наша школа с 1990 года перешла на новый механизм хозяйствования, я как директор стала делать экономические расчеты, составлять различные сметы, рассчитывать штатное расписание. При Новгородском региональном центре развития образования были организованы специальные курсы, пройдя которые директора школ области получили азы экономических знаний.
Эти знания потребовались и школьникам! Так, в нашей школе в то время работала и сейчас действует ученическая производственная бригада, которая обрабатывает 8 гектаров земли, выращивая на ней картофель и другие овощи. Чтобы представлять, как использовать вырученные за урожай средства, ученикам среднего и старшего звена понадобилось знание экономики. В 1992 году мы ввели предмет «Экономика» в виде факультатива с 5-го по 11-й класс. Сейчас этот предмет у нас, как и везде, изучают в 10-11-х классах. Экономические модули есть в программах 5-9-х классов по математике, технологии и обществознанию. Но для того чтобы учить детей экономике, педагогам нужно самим разбираться в ней. И директор школы должен показывать учителям в этом пример.
Жизнь все время меняется, необходимы новые экономические знания. Так, в 1994 году нашу среднюю школу преобразовали в учебно-образовательный комплекс, присоединив к ней дошкольное отделение. От меня как от директора потребовалось умение составлять нормативы по питанию дошкольников, делать расчет на содержание ребенка в дошкольной группе, выполнять функции технолога общепита, составляя технологические карты. Мне тогда очень помогли экономические курсы, которые директора школ Новгородского района прошли в Московской академии повышения квалификации работников системы образования.
В 2005 году был разработан новый общероссийский классификатор основных фондов. Директор школы должен быть в курсе подобных изменений и реагировать на них, так как именно он наряду с главным бухгалтером подписывает бухгалтерские документы.
Постоянно обновляется налоговый кодекс. Мы вместе с главным школьным бухгалтером сейчас читаем одну книжку, она называется «Налоги и сборы, уплачиваемые бюджетными учреждениями» – весьма увлекательное произведение! Читаю эту книгу не от нечего делать – подсчитано, что поток бумаг, в том числе налоговых документов, приходящих директору школы, увеличился с 2005 по 2007 год в семь раз! Приходится во всем разбираться, в том числе и в новых политических веяниях. Вот свежий пример – объявленная президентом страны поддержка семьи и материнства. Чтобы дать родителям грамотные разъяснения по поводу компенсационных выплат, директор школы должен быть экономически подкован в этом вопросе.
Любовь ПАВЛОВА, директор школы, д. Ермолино, Новгородский район, Новгородская область
Комментарии