search
main
0

Прямая речь

Согласно одному из определений экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Понятие «экология школы» поэтому можно рассматривать как постоянный процесс взаимодействия в школьной среде детей с детьми, детей с педагогами, педагогов с педагогами, родителей с детьми и учителями… И если говорить об этом процессе, то на первый план, как мне кажется, выходит такое понятие, как экология души.

В школьной среде, как в капельке воды, отражается окружающий мир. И дети, и взрослые несут сюда эмоции, накопленные в семье. Важно, чтобы они научились не «сбрасывать» отрицательные эмоции друг на друга. Экология души невозможна без толерантности, терпимости. Задача педагога – научить ребенка (и самому научиться) уважительно общаться с детьми и взрослыми.

Этому способствуют такие совместные мероприятия, как День общения, День сладкоежки, День молодого родителя, проводимые в нашей школе. Замечательно, когда в совместных творческих делах принимают участие дети разных возрастов, разного уровня развития, с разной репутацией. В нашей школе, например, в театрализованных постановках сказок участвуют дети с музыкальным слухом и без всякого намека на оный, ребята из коррекционных классов или неблагополучных семей и активисты-отличники.

Снять излишнюю агрессию у школьников младшего, среднего и старшего звена помогают, конечно, занятия с психологом: аутогенные тренировки, тренинги по деловому общению, сказкотерапия. К решению этой задачи подключен и учитель музыки: для психологической разгрузки дети приходят к нему в кабинет, где им предлагается прослушать записи пения птиц, колокольных звонов, успокаивающих мелодий.

Понятие «экологическое загрязнение» применимо, на мой взгляд, и к экологии школы. Вспомним виды экологических загрязнений: шумовое, электромагнитное… Принято, например, считать, что шум в школе – явление неизбежное. Но что если попытаться снизить уровень шума? Не зря ведь учителям разрешено выходить на пенсию по выслуге лет после 25 лет работы – постоянный шум и гам влияют на наше здоровье. Да и психике детей сильный шум на переменах отнюдь не полезен! Педагоги нашей школы, например, включают для прослушивания классическую музыку на переменах, в хорошую погоду выводят детей на школьный двор поиграть в бадминтон или в настольный теннис или просто погулять в яблоневом саду.

Улучшить климат в школе помогут чистые стекла, жалюзи вместо занавесок на окнах классов. Чтобы избежать электромагнитного загрязнения, нужно приобретать компьютерную технику строго по сертификатам и регулярно приглашать в школу специалистов проверять состояние компьютеров. Загрязнение воды помогут предотвратить фильтры для ее очистки… Собственно, все меры по сохранению здоровья школьников можно считать мерами по улучшению экологии школы.

В формулу хорошей экологии я бы еще включила красивые, светлые интерьеры школьных помещений и мягкую мебель в кабинете директора, чтобы вызванный ученик не сидел на жестком стуле перед ним, вытянувшись по струнке, а, расположившись на диване, приготовился к серьезному и уважительному с обеих сторон разговору…

Компонентов здоровой экологии много, но самый важный среди них – педагоги, подготовленные в области психологии, валеологии и владеющие определенным набором медицинских знаний.

Любовь ПАВЛОВА, директор школы, д. Ермолино, Новгородский район, Новгородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте